Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Тайна ядовитого рейса

Тайна ядовитого рейса
Что же перевозил Odisk? — этот вопрос на протяжении недели не давал покоя украинским и российским СМИ, расследовавшим причины отравления экипажа сухогруза в Чёрном море. Версия о «тайном грузе», однако, не подтвердилась: моряки пострадали из-за халатности капитана и портовых служб 
000


5 января грузовое судно Odisk под флагом Сьерра-Леоне, приписанное к порту Фритаун, направлявшееся из Керчи в турецкий порт Искандерун на Средиземном море, остановилось в километре от Ялты. Капитан попросил у дежурного Ялтинского порта медицинской помощи для четырёх членов экипажа. Всего в команде было 10 человек: шестеро украинцев и четверо россиян. Пока медслужба добиралась до судна, 23-летний матрос, украинец Сергей Терёхин, умер. 26-летний электромеханик, россиянин Армен Лидков, скончался уже на буксире, по пути к берегу. Троих моряков в крайне тяжёлом состоянии доставили в Ялтинскую городскую больницу, остальных госпитализировали чуть позже. Реаниматолог Михаил Коваленко сообщил Фокусу, что хоть его пациенты уже переведены в терапевтическое отделение, следствием тяжёлого отравления может быть нарушение работы сердца и печени.

Контрабанда?
Из Керчи в Турцию Odisk вёз 2 тыс. тонн ферросилиция (сплав железа с кремнием), используемого в металлургии для производства высоколегированной стали. По версии МЧС, моряки отравились фосфином — газом, который выделяется при контакте ферросилиция с водой. Президент российской организации «За химическую безопасность», доктор химических наук Лев Фёдоров в эфире радиостанции «Эхо Москвы» такую версию поспешил опровергнуть и заверил, что образование фосфина из перевозимых судном веществ невозможно: «Наличие этого газа означает, что моряки везли нечто тайное!». 

Так возникла гипотеза о химическом оружии, которое зачем-то переправляли в Турцию. По мнению замдиректора Института физической химии им. Писаржевского НАН Украины, доктора химических наук Виталия Павлищука, ядовитый газ запросто мог появиться и без тайного груза.

— Чистый сплав железа с кремнием действительно не может образовать газ, содержащий фосфор. Но на борту ведь был технический ферросилиций, в котором есть фосфиды, — пояснил профессор Фокусу. — А они, разлагаясь под воздействием воды, выделяют фосфин. 

Арбузы, но не химия
Каким образом две тысячи тонн груза могли контактировать с водой, если были заперты в трюмах? Версия, что ферросилиций намок под дождём, когда его грузили на Odisk, весьма сомнительна. Ведь одновременно таким же ферросилицием загружали другой сухогруз Sabri Chihan, который успешно дошёл до пункта назначения.

Здесь, в грузовом трюме, оказалась забортная вода после ремонта двигателя в море
Здесь, в грузовом трюме, оказалась забортная вода после ремонта двигателя в море


Спустя четыре дня после ЧП глава МЧС Нестор Шуфрич, поспешивший принять личное участие в операции по спасению моряков, сообщил, что в пути на судне сломался один из двигателей. Капитан решил продолжать рейс. Из-за ремонта на скорую руку вода и оказалась в грузовых трюмах. 

Однако у трагедии есть более глубокие причины. Помощник начальника ГУ МЧС в Крыму Владимир Иванов сообщил,  что судно Odisk не предназначено для транспортировки химических веществ. 

— Это сухогруз рассчитан на перевозки рефрижераторного типа. Как сказал на нашем экстренном совещании главный санитарный врач на водном транспорте Николай Голубятников, такое судно можно грузить арбузами и апельсинами, но никак не ферросилицием. Вентиляция в трюмах не обособлена от остальных помещений судна, поэтому ядовитый газ быстро наполнил все отсеки, — уверен Владимир Иванов.

Кроме того, Фокус выяснил, что на информационно-справочном сайте речного флота России сообщается: грузоподъёмность теплоходов проекта 326 (тип «река-море»), к которым относится Odisk, — 1000-1600 т, а команда — 13 человек. Соответственно, в Чёрное море судно вышло перегруженным и с недоукомплектованным экипажем (кстати, все, кроме капитана, были новичками). Неудивительно, что при этом  «полетел» двигатель.

К ответственности за ЧП прокуратура Крыма намерена привлечь капитана, его старшего помощника и контролирующие службы портового надзора Керченского морского порта, которые выпустили в море неподготовленное судно. Прокурор Крыма Виктор Шемчук возбудил уголовное дело по ст. 367 ч. 2 УК Украины (должностная халатность, приведшая к тяжёлым последствиям).
Сейчас Odisk пришвартован в Керченском порту. Весь ферросилиций выгружен и хранится на спецскладе. «Ядовитый» корабль наводит ужас на жителей окрестных домов, и поэтому сотрудники МЧС проводят показательные замеры предельно допустимой концентрации фосфина на судне и вокруг него: она равна нулю.

0
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.