Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Волна преступности захлестнула украинские музеи и галереи

Волна преступности захлестнула украинские музеи и галереи
Халатность чиновников спровоцировала волну преступности, захлестнувшую украинские музеи и галереи. Апогеем стала кража знаменитого полотна из одесского музея 
000

 
В ночь с 30 на 31 июля 2008 года из одесского Музея западного и восточного искусства была похищена картина «Взятие Христа под стражу» итальянского художника Микеланджело Караваджо. Система сигнализации в данном очаге культуры – это, как говорят в Одессе, что-то особенного. Ни камер слежения, ни современных сканеров всего помещения, коими оборудованы все цивилизованные музеи мира. Лишь акустические датчики, установленные 12 лет назад, срабатывающие только в случае повреждения оконного стекла. Злоумышленник-одиночка аккуратно снял штапики, выдавил стекло и проник в помещение. Он выбрал самый варварский вариант кражи – вырезал полотно ножом из рамы. Сбежал вор по крыше музея, выбравшись через то же окно. 


Найди 10 отличий. Репродукция украденной из одесского музея картины


Её старшая сестра из музея Дублина



Поцелуй Иуды
В начале ХХ века полотно Караваджо «Взятие Христа под стражу» (оно ещё известно под названием «Поцелуй Иуды») приобрёл русский посол на аукционе во Франции и подарил её великому князю Владимиру Александровичу. В то время все почему-то были уверены, что это либо подделка, либо более поздняя копия. Поэтому царская особа пожаловала картину Одесскому художественному училищу. А когда в 1920 году организовывался Музей западного и восточного искусства, полотно перенесли туда. Только в 1956 году советские эксперты установили, что «Взятие Христа под стражу» – подлинник, в крайнем случае – авторская копия. Этот факт западные специалисты ставят под сомнение, главным образом из-за недоверия к советским методам определения подлинности холста. 

«Обыкновенный преступник»
Шутка в том, что это полотно уже однажды крали. Это было не у нас и не в реальной жизни. В кинофильме «Обыкновенный преступник» персонаж известного голливудского актёра Кевина Спейси выкрал картину Караваджо «Взятие Христа под стражу» из Дублинского музея. Ленту снимали ирландские кинематографисты. Бюджет был невысок, его львиная доля ушла на оплату гонораров американских актёров. Сначала фильм задумывался как автобиография некогда грозного ирландского бандита и деятеля ИРА Ноэла Куигли. Но сценарист слишком далеко ушёл от реальной личности, и в итоге получился средненький комедийный боевик. Главный герой картины преступник Майкл Линч в исполнении Кевина Спейси получился настолько обаятельным, что один из критиков предположил, что фильм был снят по заказу какого-то мафиозного клана. Одна из важных сцен ленты – Линч воображает себя Христом с картины Караваджо «Взятие Христа под стражу». В сценарии он говорит буквально следующее: «Караваджо брал натурщиков прямо с улицы. Я думаю, он получал какой-то кайф от того, что кардиналы стояли на коленях, молясь портрету убийцы или ещё кого». Поэтому для Линча было чрезвычайно важно признание его преступной гениальности, а кража именно этого полотна становилась символом его неуязвимости. 

Дело мастера
Действительно, большую часть своей жизни Караваджо провёл в скитаниях и распутстве, был частым посетителем ночлежек и публичных домов, где и набирал себе натурщиков. Бродяги, пьяницы, проститутки позировали художнику, изображая святых. Вполне вероятно, что именно такие натурщики запечатлены на полотне «Взятие Христа под стражу». Но крайний справа на картине – сам художник. 

Микеланджело Меризи да Караваджо считается одним из крупнейших мастеров барокко. «Поцелуй Иуды» был написан в 1602 году. В то время родившийся в Милане художник жил и работал в Риме под покровительством кардинала дель Монте, по заказу которого писал картины по библейским сюжетам. «Взятие Христа под стражу» Караваджо продал за 125 скуди римскому коллекционеру Чириако Маттеи. 

Под копирку
Кевин Спейси выкрал картину Караваджо из Ирландского национального музея в Дублине. Именно это полотно считается оригинальным. Долгое время подлинником считали вариант, обнаруженный при раскопках в Риме, а ирландскую картину, находившуюся тогда в одном иезуитском монастыре, сочли поздней фламандской копией. И только в 1990 году реставратор Серджио Бенедетти доказал подлинность ирландской картины, первой из последующих (некоторые исследователи говорят о 12 версиях), опытного образца для копий, сделанных непосредственно Караваджо. «Для большинства ирландцев это самая значительная работа в нашем собрании», – говорит директор галереи Раймонд Кивни. 

Что касается одесского Караваджо, то тут нет единого мнения. Одни говорят о копии, которую сделал сам итальянец, другие приписывают авторство его ученику – голландцу Герриту ван Хонтхорсту. Предприимчивый Караваджо никогда не стеснялся копировать собственные работы, если они пользовались спросом. Он писал «Поцелуй Иуды» много раз, часто прибегая к помощи своих учеников. Поэтому часто упоминаемая в СМИ стоимость одесского полотна – $100 млн. явно завышена. Тем более что наша картина даже не была застрахована. 

Возвращение «Святого Луки»
Скорее всего, грабителю картину заказали, иначе ничто не помешало бы ему прихватить другие сокровища одесского музея, например, полотна голландского живописца Франса Халса. Одно из них – «Евангелист Лука» (или «Святой Лука») оценивается примерно в $5 млн. 


Евангелист за работой. Одесский грабитель побрезговал картиной Франса Халса «Святой Лука», стоимость которой оценивается в $5 млн.


Эта картина тоже побывала в детективной истории: в 1965 году её похитили из Пушкинского музея в Москве. Уже тогда её оценивали в $300 тысяч, а преступник согласился пойти на дело всего за 10 тысяч неконвертируемых рублей. Доблестным правоохранительным органам удалось задержать злоумышленника и спасти полотно. Эта история легла в основу сюжета художественного фильма «Возвращение «Святого Луки» (1970 г.).


Не доплыли. Картина Рембрандта «Шторм в Галилее» была украдена
в 1990 году и до сих пор не найдена



Самые громкие кражи произведений искусства
 

Что 

Картины Рембрандта, Говарда Флинка, Эдуара Мане, Дега и Вермеера

Картины Мане, Сезанна, Дега и Ван Гога

Эдвард Мунк «Мадонна» и «Крик» 

«Мадонна с веретеном» Леонардо да Винчи 

Золотая скульптура Бенвенутто Челлини «Сальера» 

Откуда

Isabella Stewart Gardner Museum, Бостон

Частный музей живописи Эмиля, Цюрих

Музей Мунка, Осло 

Замок герцога Бакклью Друмланриг, Шотландия 

Венский историко-художественный музей

Когда

март 1990 года

10 февраля 2008 года

22 августа 2004 года

август 2003 года

май 2003 года

Стоимость

Около $300 млн.

$164 млн.


Свыше $100 млн.

$65 млн.

$55 млн.

Судьба

Не найдены

Не найдены

Найдены спустя 2 года

Не найдена

Не найдена




Ограбления по-украински

Что

Илья Репин «Украинский пейзаж»

33 картины Глущенко, Шишко, Яблонской

Иван Айвазовский «Морской вид»

7 картин

Картины Бокшая и Шолтеса

Откуда

Тернопольский областной художественный музей

Яготинская картинная галерея, Киевская область

Одесский художественный музей

Уманский краеведческий музей

Частное собрание, с. Тячев Закарпатской области

Когда

апрель 2007 года

апрель 2006 года

июнь 2005 года

9 февраля 2008 года

июнь 2007 года

Стоимость

 $2 млн.

Около 2 млн. грн.

Около $300 тыс.

1 млн. грн.

300 тыс. грн.

Судьба 

Найдена спустя 8 месяцев

32 картины найдены через год

Найдена спустя полгода

Две картины найдены

Не найдены

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.