Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Украинское телевидение готовится стать полностью цифровым к 2015 году

Украинское телевидение готовится стать полностью цифровым к 2015 году
Украинское телевидение готовится стать цифровым. Изменения будут настолько грандиозными, что их даже не берутся предсказывать. И дело не только в технике – с ней как раз всё ясно
000


Не позже 2015 года каждой украинской семье, привыкшей коротать время перед телевизором, придётся предусмотреть дополнительные траты в своём бюджете. Иначе на экране будет зияющая темнота. Поможет только приобретение нового телевизора или сет-топ бокса – устройства, преобразующего сигнал цифрового канала в привычный аналоговый. 

Первая определённость
– Обязательный к 2015 году переход Украины на цифровое вещание обусловлен так называемым Женевским соглашением, – рассказывает Фокусу исполнительный директор Индустриального телевизионного комитета Катерина Котенко. – Это соглашение зарегистрировано в ООН, мы под ним подписались и должны выполнять. 

Индустриальный телевизионный комитет (ИТК) представляет интересы 75% игроков телевизионного рынка, поэтому о грядущем переходе на цифру там знают если не всё, то многое. 19 сентября при поддержке ИТК и содействии фонда «Відродження» и датского фонда International Media Support прошёл II Международный форум «Цифровое вещание в Украине». Сегодня ИТК даже создал специальный Цифровой комитет, главная задача которого – сделать предстоящий переход на цифровое вещание максимально понятным и прозрачным и для каналов, и для зрителей. А скандалов и недоговорённостей хватает. 

В лоббистские споры, когда разные группы чиновников продвигали свой стандарт цифрового сжатия ТВ-сигнала, были втянуты Нацсовет по вопросам теле- и радиовещания, Нацкомиссия по вопросам регулирования связи, Минтранссвязи. MPEG-2 или MPEG-4? Доводы в пользу первого варианта – его широкое распространение: данный формат используется уже более 10 лет. В пользу второго – более широкие технические возможности. За публичной дискуссией угадывалось продвижение интересов различных производителей. Сегодня в качестве будущего цифрового формата вроде бы утверждён MPEG-4, но законодательные шероховатости в отношениях между разными гос­структурами не сглажены: по-видимому, конфликтов не избежать. 

По мнению Катерины Котенко, обеспечивать переход на цифровое вещание должен отдельный орган на уровне Кабмина, чтобы согласовывать деятельность многочисленных рабочих групп. 

– Подобным путём пошло большинство западных стран, – говорит она, – поэтому в сфере грядущей технической революции они продвинулись намного дальше нас. В Украине, к сожалению, вопросы внедрения цифрового вещания пока остаются областью досужих разговоров. А время поджимает – до 2015 года уже рукой подать. И если к тому времени мы останемся с аналоговым сигналом, то просто-напросто окажемся в информационном и техническом вакууме. 

Спешить и успеть. Исполнительный директор ИТК Катерина Котенко опасается, что у нас вопросы внедрения цифры на ТВ – в области разговоров. При этом время торопит: окончательный переход запланирован на 2015 г.
Спешить и успеть. Исполнительный директор ИТК Катерина Котенко опасается, что у нас вопросы внедрения цифры на ТВ – в области разговоров. При этом время торопит: окончательный переход запланирован на 2015 г.




Кроме инженерии
Цифровое телевидение – это новый способ кодирования и передачи сигнала. Звук и картинка, полученные от телеканала, превращаются в биты информации и посылаются через спутник, эфир, телефонную линию или  кабель. Потом с помощью цифрового сет-топ бокса этот сигнал раскодируется и снова превращается в изображение и звук. Причём вопрос качества сигнала снимается раз и навсегда: картинка либо есть, либо нет. А её качество всегда будет неизменно высоким. 

Телевизионные цифровые каналы имеют намного большую пропускную способность, чем аналоговые. В каждом таком канале, а всего их окажется около десяти, в свою очередь, будет по восемь-десять программ. То есть, говоря языком привычных технологий, каждый зритель сможет спокойно выбирать из сотни программ. 

Цифровое телевидение даст толчок для развития новых рынков услуг и новый виток маркетинговой борьбы каналов. Украинским телевизионным монстрам придётся либо учиться, либо брать на работу зарубежных специалистов с опытом продвижения таких услуг. Например, кроме увеличения количества программ, зрители получат возможность смотреть фильмы «под заказ», любимые передачи в удобное время, пользоваться высокоскоростным интернетом, заказывать товар в электронных магазинах не отходя от телевизора и т. д. И те, кто успеет лучше других подготовиться к переходу на цифру, выиграют не только в рейтингах, но и в деньгах. 

Например, на Новом канале сосредоточились на наиболее ценимой рекламодателями аудитории – от 14 до 49 лет и полностью переиначили маркетинговую и программную политику. Результаты не заставили себя долго ждать: приблизительно с марта Новый канал временами достаёт до рейтингов лидеров отечественной телеиндустрии. 

– Сначала мы определили виртуальный портрет нашего типичного зрителя, – рассказывает директор по маркетингу Нового канала Максим Дыбенко. – А потом начали подстраиваться под него. Может ему понравиться эта программа или нет? Удобно ли её смотреть в это время или её надо перенести на час раньше? Как сделать так, чтобы наш зритель не уходил на другие каналы во время рекламной паузы? 

Пока – по-аналоговому. Аппаратная Нового канала. И здесь, и на других телеканалах понимают, что тот, кто раньше разберётся во всём, что касается цифрового вещания, окажется в выигрыше
Пока – по-аналоговому.  Аппаратная Нового канала. И здесь, и на других телеканалах понимают, что тот, кто раньше разберётся во всём, что касается цифрового вещания, окажется в выигрыше



Без ностальгии, с опаской

Как надеются телевизионщики, от внедрения цифрового вещания при должной подготовке удастся выиграть. Аудитория чётко «завязана» на те услуги, которые будет предлагать цифра, она готова и обучаться, и платить. Представить 30-летнюю офисную работницу, заказывающую трансляцию ситкома в удобное время, – проще, чем пенсионерку, программирующую свой телик на концерт Иво Бобула. Или взять, к примеру, возможность смотреть цифровое ТВ через мобильный телефон. Ожидается, что именно молодёжь и люди среднего возраста будут активно использовать подобную услугу. 

В отличие от Нового, 5-й канал, как считает ведущий тамошней программы «Час» Святослав Цеголко, готовит ТВ-продукт не для масс, а для избранных: 

– Приход в Украину цифрового телевидения сможет принести неоспоримые плюсы и нам. Наши зрители интересуются политикой и влияют на принятие решений, – рассуждает он. – Это даже не белые воротнички, а элита, которая работает допоздна и приходит домой к полуночи. К тому времени суток телевидение практически не предлагает им серьёзных форматов. Зато после внедрения цифры у них появится возможность спокойно пересмотреть все наши гостевые студии. 

Впрочем, сказать однозначно, что ведущие каналы страны заинтересованы в переходе на цифровое вещание, тоже нельзя. Они всё-таки опасаются. Кто-то – больших инвестиций, ведь «переодеть» в цифру тот же Первый национальный – тяжёлая задача для украинского госбюджета. Кто-то – изменений в сферах влияния. Например, последние пару лет «Интер» становился ещё сильнее, собирая разные кнопки («К-1», «К-2», «НТН», «Мегаспорт») в единую группу каналов. И вот теперь, когда задача занять в соцпакете кабельного телевидения половину позиций уже достигнута, замаячила перспектива присутствия в этом соцпакете уже не 10-20, а сотни каналов. Попробуй теперь, собери их вместе. 

Один из крупнейших кабельных операторов Украины – компания «Воля» – начала переход на «цифру», не дожидаясь отмашки государства. Ещё в 2003 году ею был разработан пятилетний план перевода всей телекоммуникационной сети Киева на цифровой формат. 

– Уже в июне этого года количество наших подписчиков на цифру превысило число абонентов аналогового формата, – говорит президент компании Сергей Бойко. – Сегодня услугой доступа к телевизионным программам в цифровом формате пользуется более 300 000 столичных семей. Зритель становится более требовательным и к оригинальным концепциям, и к качественному наполнению каждого канала. Абоненты ищут не количество, а контент. 

Тотальная оцифровка ТВ может буквально взорвать и другие сопутствующие рынки. Одних только телевизоров, способных нормально принимать и воспроизводить цифру, будут проданы миллионы. Формально у телевизоров, выпущенных после 1996 г., должен быть scart-разъём, предусматривающий сое­динение с сет-топ боксом. Другой вопрос – где брать эти боксы, и сколько они будут стоить. Вряд ли государство последует примеру некоторых европейских стран и начнёт выдавать такие устройства малоимущим бесплатно. За них надо будет платить, если на новый телевизор нет денег. Придётся по-другому взглянуть на мир интернет-провайдерам, мобильным операторам, интернет-магазинам и сетям, ориентированным на продажу товаров с доставкой на дом. 

Изменения будут, но качественного прогноза никто дать не может. Беда одна – ни бизнес, ни общество пока не в курсе тех новшеств, которые может принести переход на цифровое телевидение. Значит, всем придётся перестраиваться «на марше». И кто первый разберётся в этих тенденциях, тот и станет победителем.


Приём спутникового цифрового ТВ

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.