Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

От винтаж. Британские магазины благотворительности бьют рекорды продаж

От винтаж. Британские магазины благотворительности бьют рекорды продаж
Из маргинальных лавочек британские магазины благотворительности превращаются в популярные места непредсказуемого шопинга и благородных поступков
1200

Попав в типичный магазин благотворительности, или черити-шоп (от англ. charity shop), не спешите с выводами: это не просто секонд-хенд. Одежда, книги и товары для дома, продаваемые здесь, пожертвованы обычными англичанами, продавцы — волонтёры, а многомиллионную прибыль от продаж тратят на решение общественных проблем.

Каждый британец хоть раз в жизни, но покупал что-то в черити-шопе. В стране 7500 таких магазинов, выручающих ежегодно более $1,485 млрд. Все деньги идут нуждающимся. У каждого магазина свой профиль. Barnardo’s помогает детям, Cancer Research собирает средства на борьбу с раком, а Shelter выручает бездомных. С каждым годом популярность черити-шопов растёт. По данным Colliers International, за последние 15 лет их число увеличилось настолько, что сегодня по количеству новых торговых точек они уступают только магазинам мобильных телефонов.

Первые черити-шопы, появившиеся во время Второй мировой войны, были маргинальными лавочками с бедным ассортиментом. 52-летняя Ширли Слайт вспоминает, что ребёнком обходила их стороной: «Они выглядели малоприятно, оттуда странно пахло». Как и многие британцы, Ширли открыла для себя черити-шопы недавно, когда экономический кризис, пресыщенность традиционными магазинами и усилия 180 тыс. волонтёров сделали их по-настоящему привлекательными. Прогуливаясь однажды по любимому району Эдинбурга, Ширли зашла в один из самых популярных магазинов благотворительности — Shelter. «Звучала классическая музыка. Уютная обстановка, дружелюбная атмосфера — мне захотелось остаться там», — рассказывает она.

И Ширли осталась. Уже пять лет она работает в этом магазине и считает, что ей повезло. Стать добровольцем популярного черити-шопа не так-то просто — желающих слишком много. Если люди преклонного возраста работают тут из чистого альтруизма, то молодёжь, школьники и студенты, как правило, становятся волонтёрами ради записи в резюме. К примеру, Shelter участвует в программе Duke of Edinburgh Award. Отработав в таком магазине, школьники получают награду герцога Эдинбургского, повышающую их шансы поступить в университет и устроиться на хорошую работу. Такой бонус по своей значимости не уступает золотой медали в украинской школе.

«В магазине есть список ожидания для тех, кто хочет здесь работать. Но места освобождаются редко — никто из волонтёров не хочет уходить», — поясняет Ширли. Свои смены по вторникам и пятницам она никогда не пропускает.

Не пропадет. В черити-шопы несут и раритетные вещи, и ничем не примечательные. Но для каждой находится покупатель





Несмотря на скромные площади помещения, Shelter — чемпион по выручке. Магазин собирает $680 тыс. в год — примерно в три раза больше, чем средний британский черити-шоп. Здесь работают двадцать волонтёров в возрасте от 14 до 76 лет, сменяя друг друга по графику. Они обслуживают покупателей, принимают и сортируют пожертвования, приводят их в порядок и развешивают товары. Менеджер магазина (единственная оплачиваемая должность) оценивает поступления и устанавливает цены для продажи. Самую важную работу — оформление витрины доверяют добровольцам с художественным образованием или тем, кто проявляет особый дизайнерский талант. Их старания прямо влияют на объём продаж, заставляя прохожих не только останавливаться и разглядывать витрину, но и заходить внутрь.

Прославившийся качественным товаром и приятной атмосферой Shelter никогда не пустует. В будние дни выручку делают пенсионеры и мамы с маленькими детьми, а в выходные так людно, что, бывает, приходится стоять в очереди, чтобы попасть в магазин. Настоящее паломничество случается раз в год — обычно в первых числах января, когда Shelter открывается после рождественских каникул, выставляя на продажу самое лучшее и ценное, что удалось собрать за прошлый год. Пальто Prada, винтажный граммофон и пластинка с первым альбомом The Beatles — за такой товар вместо привычных $3–5 дилеры и коллекционеры готовы заплатить в сто раз больше.

Вообще, винтаж, старинная мебель и украшения, особенно викторианской эпохи, — настоящий культ для британцев старшего поколения. Счастливцев, нашедших такие сокровища в черити-шопе, показывают в телешоу Bargain Hunt на Би-би-си. Шестидесятилетняя домохозяйка Джанет Свини вспоминает, как купила в магазине благотворительности старинный дубовый стол с шестью стульями за $135. «На самом деле гарнитур стоит в десять раз дороже, потому что он в идеальном состоянии. Я сразу же поставила его в гостиной, и мы ужинаем за этим столом», — говорит она.

Таких, как Джанет, часто опережают профессионалы — дизайнеры и дилеры антиквариата, охотящиеся за материалом для работы. Дизайнеры питают особую слабость к винтажным стульям, перекраска и обивка которых позволяет им продемонстрировать свой творческий стиль. Дилеры антиквариата выискивают фарфор, хрусталь и драгоценности для перепродажи.

Кто-то приходит в магазин благотворительности за трэшем — уродливыми или бесполезными вещами. Эллис Тёрнер, 24-летняя художница из Лондона, создаёт инсталляции из никчёмных предметов, купленных за бесценок. Недавняя её работа Inkspots состоит из аудиомагнитофона, который с шуршанием воспроизводит затёртую кассету. Для антиконсюмеристки Эллис арт-объектом становится любая вещь, отторгаемая обществом потребления. «Кассету для Inkspots я купила в черити-шопе за гроши», — вспоминает она.

Постоянные покупатели магазинов благотворительности могут бесконечно перечислять преимущества черити-шопинга: это выгодно, экологично и благородно. И это приветствуется государством. Британское правительство освободило магазины благотворительности от налогов и установило 80-процентную скидку на аренду помещений, а местные власти помогают черити-шопам собирать пожертвования. «То, что для вас мусор, для кого-то сокровище», — напоминает издаваемая властями Шотландии брошюра Too Good to Waste («Слишком хорошее, чтобы выбросить»). Приносить пожертвования, покупать или работать в благотворительных магазинах становится для британцев таким же естественным, как играть в гольф или пить чай ровно в пять вечера.

Не корысти ради
Выручка крупнейших в Великобритании магазинов благотворительности

Shelter – 130 магазинов — $680 тыс.
British Heart Foundation – 709 магазинов — $229 млн
Oxfam – 685 магазинов$142 млн
Cancer Research UK – 554 магазина — $105 млн
Barnardo’s – 487 магазинов — $75 млн

Данные за период с 31 марта 2011-го по 31 марта 2012 года
Источник: Civil Society Media

Надежда Шкарина, Фокус

12
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.