Легко ли слыть молодым?

В этом году государство намерено показать аттракцион невиданной щедрости: Минкульт планирует профинансировать 8 фильмов молодых режиссеров и 10 дебютов. Но есть ли гарантия, что молодые (даже те, кто успел заработать имя), действительно получат обещанное?

Related video

Полезный рудимент
В прошлом году из 50 млн. гривен, заложенных в госбюджете на кино, государство выделило только 20 млн. На 2007-й запланировано тоже 50 млн. Но нет никакой уверенности, что Кабмин перечислит их в полном объеме. И молодым предстоит очередная неравная схватка с государством, которое они так старательно разрекламировали на международных фестивалях.

Олесь Санин, например, готовящий постановку "Кобзари", сценарную разработку проводит за свои деньги. Съемки фильма предусмотрены в украинско-американской копродукции. Со стороны Украины $4 млн. должно выделить Министерство культуры (но контракт с режиссером еще не подписан), $10 млн. — частный инвестор, с американской — спонсирует фундация "Тризуб", основанная недавно ушедшим в мир иной "оскароносцем" Джеком Пэлэнсом, который должен был сыграть в "Кобзарях" главную роль (сейчас Санин ищет другого актера).

...Украинское кино сегодня — призрак оперы: многие о нем слышат, но мало кто видит. При этом у нас имеются режиссеры, чьи картины собирают призы на престижных международных фестивалях. Возможно, они могли бы снимать фильмы, которые не стыдно продавать в европейский прокат. Но львиная доля их усилий уходит на борьбу с ветряными мельницами, и эта борьба, как Молох, пожирает бесценное время, которое могло бы быть потрачено на накопление профессионального опыта. А без этого опыта создать хороший прокатный фильм крайне сложно. Речь о молодых кинематографистах, с трудом пробивающих каждую свою постановку. О тех, кому из жалких государственных копеек, выделяемых на кино, перепадают крохи, да и то не всегда.

Сегодня, конечно, есть тенденции, показывающие, что кинопродукцию можно выпускать и без поддержки государства. В прошлом году в прокат вышло пять полнометражных художественных фильмов, снятых на частные инвестиции. В стране работает достаточно независимых продакшн-студий, обладающих современной кинотехникой и профессиональными кадрами. Но национальное кино все это не спасает. Уровень четырех фильмов из упомянутых пяти — как говорится, за гранью добра и зла, и зрителей они собрали жалкое количество. А продакшн-студии выпускают только телесериалы. Господдержку можно сто раз обозвать советским рудиментом, но опыт европейских стран доказывает — без нее национальный кинематограф развиваться не может. Благодаря ей, например, российская киноиндустрия развивается сегодня быстрее остальных сфер экономики. В 1996-м был принят закон "О господдержке кинематографии Российской Федерации", и основной фигурой кинопроцесса стал продюсер. Затем появился закон о меценатстве. Действовал он недолго, но этого хватило, чтобы в кино хлынули частные деньги. С 2002-го государство значительно увеличило финансовую поддержку кинематографа (до $100 млн. ежегодно). Кинодебюты с бюджетом в $500 тыс. полностью оплачивает государство (если бюджет больше, остальные деньги ищет продюсер).

У нас все спят
В конце 2003-го Верховная Рада приняла Государственную программу развития национальной киноиндустрии на 2003-2007 гг. Этот закон, в частности, предусматривает развитие института продюсерства и дополнительные каналы финансирования кинематографа. И если бы он начал действовать, отечественное кино не только бы вышло из комы, но и стало бы весьма успешно развиваться. Но беда в том, что закон не действует. После 2003-го в Минкульте поменялось киноначальство, затем со скоростью звука стали меняться министры культуры и гуманитарные вице-премьеры, а тут еще птичий грипп и глобальное потепление — одним словом, заниматься продвижением в жизнь закона о кино некому и некогда. Потому толчков для развития "национальной киноиндустрии" нет, и пока не предвидится. А есть все та же порочная практика госзаказов на производство фильмов и скудное госфинансирование — и сражения за него выигрывает преимущественно морально устаревшее кинопокление, снимающее картины, по сравнению с которыми любая "Штольня" покажется шедевром.

Беды и победы
Тем временем молодые, которые в состоянии снимать нормальное кино, собрали за последние годы урожай международного признания в количестве, ранее украинскому кинематографу и не снившемся. Пройдемся по этим достижениям в хронологическом порядке, попутно присматриваясь к условиям, в которых они зарождались.

Год 2001-й. Курсовая работа Тараса Томенко, студента театрального института им. Карпенко-Карого, получает приз за лучший короткометражный фильм "Панорамы мирового кино" — официальной программы Берлинского кинофестиваля. 10-минутная картина "Тир" снята за стипендию, на старой поцарапанной пленке НК2Ш (в Берлине очень интересовались: "Как вам удалось добиться такого ретроэффекта? Это компьютерная графика?"). Когда Томенко заявился в Минкульт с просьбой помочь бедному студенту добраться до Берлина, там вздохнули: "И такая дребедень — целый день, целый день…". Проезд ему оплатил Международный фонд "Відродження", а пребывание на фестивале — организаторы. Потом Тарас выиграл Президентский грант (350 тыс. грн.) и приступил к… четырехлетней работе над короткометражкой "Пересохла земля". Первый год Томенко прождал впустую — Минкульт не выдавал ему денег. Затем какую-то их часть удалось заполучить (Томенко просто вывез группу на натуру, начал снимать в долг, и чиновники сжалились над несчастными). Но деньги закончились, и работа затормозилась на год. Спасло чудо. В конце года один режиссер отказался от средств, выделенных на его картину, и Минкульт, чтобы не возвращать деньги обратно в бюджет, выдал их молодому постановщику. "И ведь что интересно, — сказал нам Томенко, — восьмой пункт Положения о президентском гранте молодым кинематографистам предусматривает, что деньги должны поступать на личный счет получателя. Но в министерстве говорили: а вдруг ты возьмешь деньги и куда-нибудь уедешь? Расставили юридические капканы, закрутили гайки, и я каждый день ходил в Минкульт как на работу". В 2005-м "Пересохла земля" демонстрировалась в "Уголке короткометражного кино"

Каннского кинорынка.
Год 2002-й. Пластилиновый мультфильм Степана Коваля "Шел трамвай № 9" получает гран-при двух международных фестивалей, проводящихся в Украине, — "Крока" и "Молодости". Коваль тоже снимал на Президентский грант. Из положенных 120 тыс. грн. на студию "Анимафильм" со скрипом дошли только 80 тыс. "Из-за недостатка финансирования" проект несколько раз замораживали. А сама студия была в таком состоянии, что работать на ней могли лишь экстремалы. Степан вспоминал, как в неотапливаемых помещениях мерз пластилин, а на голову капало с протекающей крыши. В том же году "Трамвай" получил гран-при и призы еще нескольких международных киносмотров.

Год 2003-й принес Ковалю "Серебряного медведя" Берлинского кинофеста. После берлинского триумфа Степан долгое время делал компьютерные заставки и анимационные ролики на телеканале "ТЕТ". Был еще режиссером предвыборных флэш-мультиков "Сім"я Грищенків", а в прошлом году снял "Злидні" — анимация по мотивам гуцульской народной сказки, созданная в рамках проекта "Гора самоцветов" известной московской студии "Пилот", возглавляемой бывшим киевлянином Александром Татарским. "Злидні" участвовали в конкурсе Берлинале-2006.
В 2003-м состоялась премьера полнометражного фильма "Мамай" — дипломной работы режиссера Олеся Санина и оператора Сергея Михальчука. Работа над картиной длилась почти четыре года. Несвоевременное финансирование (бюджет картины — $280 тыс.), загадочная пропажа костюмов в разгар съемок (из-за этого некоторые эпизоды пришлось переснимать). Уже готовый "Мамай" — первый украинский фильм в формате Dolby Digital — никак не мог дойти до экрана: несколько месяцев ушло на поиски средств для качественного звука и его сведение на иностранных студиях.

Пока длились "мамаевские" мытарства, Сергей Михальчук успел снять "Любовника" (режиссер Валерий Тодоровский) и получить за него приз МКФ в Сан-Себастьяне как лучший оператор. После этого Тодоровский стал сотрудничать только с Михальчуком. С ним он снял один из лучших российских фильмов последних лет — "Мой сводный брат Франкенштейн" (2004 г.).

"Мамай", впервые за всю историю украинского кино, был выдвинут на "Оскара". До этого американские киноакадемики приглашали нас восемь лет подряд. Но поскольку ни одна отечественная картина не соответствовала современным техническим стандартам, Украина гордо отказывалась. Попадание "Мамая" в списки "оскаровских" претендентов тоже находилось под угрозой — государство долго не могло найти 5 тыс. гривен для отправки в Лос-Анджелес кинокопии и англоязычных пресс-релизов. Последние годы Санин активно трудится в "негосударственном" документальном кино: снял фильм о нескольких днях Майдана "День седьмой", картину о Кубе и наших соотечественниках-участниках Карибского кризиса, совместно со знаменитым американским документалистом, обладателем двух "Оскаров" Марком Харрисом заканчивает ленту "Перебежчик" о советском дипломате, оставшемся в США и написавшем книгу о сталинских репрессиях.

Год 2005-й. Валентин Васянович за фильм "Проти сонця" получает спецприз жюри фестиваля в Клермон-Ферране (его еще называют "Канном короткого метра"). Основные палки в колеса молодому дарованию вставляли на родной "Укркинохронике". "Обещали дать единственную в хозяйстве хорошую камеру, а дали три плохих, — рассказывает Васянович. — Вместо пленки 35-мм выдали 16-мм, а потом еще не хотели принимать фильм. Сказали, что он позорит экран".

В этом же году Украина впервые попала в официальный конкурс Каннского МКФ. И получила "Золотую пальмовую ветвь". 10-минутная дипломная работа "Подорожні" студента теперь уже университета им. Карпенко-Карого Игоря Стрембицкого, по сценарию его жены Наталки Конончук, снималась три года. В alma mater будущему лауреату то машину не давали для поездок в Пущу, где живут герои его фильма, то еще что-то. Когда пришел вызов из Канн, Игорь попросил сделать фильмокопию картины, снятой на цифровую камеру. В университете ему кисло ответили: "Вот это каждого тут будут приглашать на фестивали, а мы должны все бросить и делать копии. Через недельки две, может, и сделаем". "И это при том, — вспоминает режиссер, — что стоимость копии входит в бюджет моей картины!" (смета "Подорожніх" — 15 тыс. грн.). Копию все-таки сделали — благодаря вмешательству мастера Стрембицкого, известного режиссера-документалиста Сергея Буковского. Наталка Конончук пошла в Минкульт за деньгами для поездки на фестиваль. Не дали. Наталка разрыдалась прямо под стенами министерства. Рассказала историю нескольким журналистам, те написали. Из Минкульта позвонили на следующий же день: "Ой, деньги есть!". Но к этому времени молодым художникам помог канал "1+1". Вернувшись из Канн, ребята приступили к своим обычным занятиям: Наталка — редактор ежеквартальника "Кіно-Коло", Игорь какое-то время делал анонсы на "Тонисе". Еще они выиграли конкурс немецкого "Гете-института", посвященный Второй мировой войне, получили грант и сняли картину "Уроки немецкого". Сейчас Игорь без работы. Ну не создан человек для борьбы с ветряными мельницами.

Все перечисленные режиссеры, кроме Стрембицкого, числятся в кинопроизводственном плане Минкульта на этот год. Все их картины должны сниматься при участии частных инвесторов (в том числе, и иностранных). Это значит, что инвесторы верят в эти имена. Но предприниматели, как правило, выделяют деньги при условии, что Минкульт обеспечивает свою часть бюджета. А вот с этим проблемы гарантированы. Безусловно, не все фильмы молодых кинематографистов (даже те, что завоевали призы), способны вызвать жгучий зрительский интерес. Но… "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…". А "сор" нарабатывается только постоянной практикой. А она у наших молодых до обидного вялотекущая.