Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Крымские каникулы. Из украинского полуострова пытаются сделать всесезонный курорт

Крымские каникулы. Из украинского полуострова пытаются сделать всесезонный курорт
С летними туристическими наплывами инфраструктура Крыма уже не справляется
000

На майские праздники биолог из Киева Ярослав Кузнецов вместе с женой и четырёхлетним ребёнком традиционно отправляются в Крым. Суете Южного берега он предпочитает уединённые уголки степного Крыма: Тарханкут и Керченский полуостров. «Меня привлекают недорогие частные мини-отели и первозданная природа», — объясняет глава семейства. В этом году он отдыхал в живописном Опукском заповеднике. Долгое время эту территорию на Керченском полуострове контролировали военные, поэтому туристов здесь пока немного.


Не ждать лета. Киевлянин Ярослав Кузнецов с семьёй предпочитает отдыхать в степной части Крыма в мае

Дожить до сезона
В отличие от Кузнецова, для большинства украинских и зарубежных туристов Крым по-прежнему остаётся летним курортом. По данным Министерства курортов и туризма республики, в 2012-м на полуострове отдохнули более 6 млн человек — на полмиллиона больше, чем годом ранее. Но только 35% из них побывали здесь в межсезонье. В этом году, по прогнозам чиновников, гостей будет на 3% больше. По словам председателя Совета министров Крыма Анатолия Могилёва, если поток туристов не развести во времени, коммунальная и транспортная инфраструктура полуострова не выдержит.


Времени нет. Заработки за три летних месяца не позволяют вкладывать деньги в развитие сервиса, жалуется владелица мини-гостиницы Ольга Евтушенко

Выраженную сезонность крымского отдыха местные предприниматели называют главной причиной двух проблем полуострова: неоправданно высоких цен и некачественного сервиса. «На полную мощность мы работаем всего три месяца в году. Остальные девять проедаем свой заработок», — рассказывает совладелица семейной турфирмы «Летучая мышь» Ольга Евтушенко.


Коротким сезоном крымские предприниматели и объясняют нежелание вкладывать деньги в развитие сервиса. К тому же сами туристы тоже не всегда способствуют улучшению обслуживания. По оценкам Сергея Мацкевича, директора госпред-приятия «Пилигрим», которое занимается музеефикацией культурных и природных объектов, треть курортников почти не тратят деньги в Крыму. «Они приезжают со всем своим, живут в палатках или самых дешёвых квартирах, практически ничего не покупают, — объясняет Мацкевич. — От таких туристов почти нет дохода».

Жаркий май
Министр курортов и туризма Крыма Александр Лиев с Мацкевичем не согласен. «К нам едут люди со средним достатком, — утверждает он. — В Крыму найдутся предложения на любой кошелёк». В то же время чиновник признаёт, что уровень сервиса на полуострове заметно отстаёт от европейского. «Мы никогда не позиционировали себя как заграница. Крым — неотъемлемая часть Украины. Так почему же с нас спрос больше?» — удивляется министр.

А вот с сезонностью отдыха борются уже на государственном уровне. В Минкурортов автономии разработали стратегию, расширяющую продолжительность активного курортного сезона до семи месяцев. По данным министерства, благодаря популяризации туристических объектов вдали от моря удалось увеличить турпоток в апреле прошлого года на 16%, а в сентябре-октябре — на 13%. С каждым годом в приморских городах официальное открытие курортного сезона проходит всё раньше и раньше.


Борьба со стихией. В апреле-2013 коммунальным службам Алушты пришлось восстанавливать пляжи, которые полностью смыло штормом

В Евпатории, например, в этом году официальный сезон стартовал 1 мая. Ещё несколько лет назад открытие происходило в июне, а на майские праздники в курорт-ном городе отдыхали в основном сами крымчане. Жители Алушты активную подготовку к сезону начали ещё в апреле, и уже к концу этого месяца во многих гостиницах почти не осталось свободных номеров.

На майские праздники найти приличный ночлег в Крыму было почти невыполнимой задачей: за первые две недели мая полуостров посетили более 150 тыс. туристов. Из-за такого наплыва людей на трассах образовывались многокилометровые пробки: курорт переживает бум автотуризма.


С комфортом. Раньше к Красной пещере посетители приезжали на экскурсионных автобусах, сейчас – в основном на машинах, утверждает начальник смены Виктор Ивакин

Во многом благодаря автопутешественникам растёт популярность достопримечательностей Центрального Крыма, к которым неудобно добираться на общественном транспорте. «Раньше большинство наших посетителей были участниками автобусных экскурсий. Но в последние два года люди чаще приезжают на своих автомобилях», — рассказывает начальник смены Красной пещеры под Симферополем Виктор Ивакин.

Не жалуется на отсутствие гостей и Александр Матвийчук, администратор развлекательного комплекса «Сказочная долина Кизил-Коба» неподалёку от Красной пещеры. «Людям надоело весь отпуск киснуть в морях. Они ищут новые развлечения и находят их в степной части Крыма», — отмечает он.



Лечись и веселись
Среди направлений, которыми крымчане пытаются растянуть сезон, — медицина, фестивали и этнография. По словам Лиева, средняя стоимость проживания в крымском санатории с четырёхразовым питанием и комплексом медицинских процедур обходится в 35–40 евро в сутки. В Европе за такие деньги можно найти разве что номер в отеле без медобслуживания. С преимуществами лечения в Крыму тысячи украинских врачей знакомят на специальных тренингах и промоакциях.

Ежегодно на полуострове проводят до сотни фестивалей. В прошлом году примерно 30 из них состоялись осенью — в этот период Крым фактически стал фестивальной столицей СНГ. «Благодаря этому в сентябре увеличилось количество туристов, загрузка гостиниц и домовладений», — говорит эксперт отдела экономического анализа Минкурортов автономии Юлия Мартыненко.


Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь

Культурно-этнографические маршруты прокладывают через города и сёла, где когда-то проживали разные народы. В прошлом году появилось шесть новых маршрутов, они посвящены, в частности, немцам, швейцарцам, чехам, эстонцам и евреям-ашкенази. Экскурсии с национальным колоритом выполняют как минимум две важные функции. «С одной стороны, они популяризируют не только Южный берег Крыма, но и степные регионы, что помогает развести туристические потоки, — объясняет Юлия Мартыненко. — С другой стороны, маршруты привлекают иностранных туристов, которые хотят узнать историю своего народа в Крыму».

Пока иностранцев на полуострове мало: в прошлом году 69% отдыхающих составили украинцы, ещё 25% — россияне. Поэтому туристические офисы, помогающие турагентам в работе с крымским санаторно-курортным отдыхом, пока открываются в основном на постсоветском пространстве. Представительства Крыма уже работают в Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Екатеринбурге, Баку, Минске и Сыктывкаре. В этом году за пределами автономии планируется открыть не менее двадцати таких офисов.

А тем временем Александр Лиев собственным примером избавляет Крым от имиджа летнего курорта. «Я призываю всех украинцев не отдыхать в Крыму летом!» — восклицает министр. Сам он с семьёй в жаркий период обычно уезжает в Карпаты.

Сергей Одаренко, Фокус

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.