Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мир
Стиль жизни
Красивая странаРейтинги фокуса
Изобразительное искусство

Все знания мира. Что стоит посмотреть на Венецианской биеннале

Все знания мира. Что стоит посмотреть на Венецианской биеннале
Психоанализ в рисунках, оккультная графика, чертежи астрологов-любителей — Венецианская биеннале предлагает зрителю не только пересмотреть границы искусства, но и всю картину мира
000

Посреди зала на полу полулежат два человека. Один из них напевает странный мотив, другой, словно в трансе, с закрытыми глазами и ломаной жестикуляцией движется ему в такт. Через некоторое время одного человека неожиданно сменяет другой, причём новые участники отделяются от толпы наблюдающих настолько незаметно, что кажется, будто к действу присоединился кто-то из зрителей.

Этот перформанс без названия — одна из центральных работ на выставке «Энциклопедический дворец», главной экспозиции 55-й Венецианской биеннале. Его автор художник Тино Сегал уже получил «Золотого льва» за лучшее произведение. Приз ему вручили накануне открытия биеннале для широкой публики 1 июня. В этом году свои павильоны представляют 88 стран, десять из которых участвуют в биеннале впервые. «Это великое паломничество, где в произведениях художников и в работе кураторов присутствуют голоса мира, чтобы порассуждать о своём собственном и нашем общем будущем», — говорит Паоло Баратта, президент Венецианской биеннале. Старейший, самый большой и по-прежнему наиболее амбициозный арт-форум мира продлится до 24 ноября 2013 года.


Музей как искусство. В 1955 году итальянец Марино Аурити придумал «Энциклопедический дворец» – музей для всех знаний человека. В 2013 году макет так и не построенного музея открывает главную выставку Венецианской биеннале

Венецианская биеннале состоит из нескольких основных частей. Ключевой являются национальные павильоны, разбросанные в Садах Джардини и по всему городу. Это своеобразные «олимпийские игры» от искусства, где каждая страна представляет актуальный срез художественной культуры. Национальность и гражданство отобранных художников часто не имеют значения.

Вторая важная часть — основной кураторский проект в Центральном павильоне Джардини и многочисленных залах старого Арсенала. Создание главной выставки в этом году было доверено Массимилиано Джиони, арт-критику и куратору Нового музея в Нью-Йорке. На идею нынешней выставки Джиони вдохновил итальянский архитектор-любитель Марино Аурити. В 1955 году он задумал построить «Энциклопедический дворец» — гигантский музей-архив, способный вместить в себя все знания человечества. Так и не реализованный проект Аурити остался в истории в виде нескольких макетов, один из которых открывает экспозицию в Венеции.

Задачей Джиони было раздвинуть рамки понятия «искусство» и распознать проявления творческого гения в самых неожиданных формах человеческой деятельности. В итоге современное искусство оказалось на выставке в заметном меньшинстве. Вместо работ профессиональных художников в экспозицию вошла, например, «Красная книга» — рисунки Карла Юнга, одного из основателей психоанализа. Или мрачные графические схемы оккультиста-сатаниста Алистера Кроули. Соседствуют с ними сотни крошечных домиков — документальные макеты типичных для архитектуры 1950-х годов строений, созданных из подручных материалов простым австрийским клерком Петером Фритцем. Тут же — рисунки из черновиков учёных, дневники пациентов психиатрических лечебниц, чертежи астрологов-любителей. Всё это не похоже на обычную художественную выставку и оттого сбивает зрителя с толку. Но куратор «Энциклопедического дворца», похоже, такого эффекта и добивался. Чтобы ощутить обаяние экспозиции, не стоит пытаться понять её умом. Гораздо приятнее просто бродить по залам и не лениться рассматривать все экспонаты, чтобы в конце концов найти вещь по душе.

Молодые и львы
Семь проектов, которые нельзя пропустить на 55-й Венецианской биеннале

Французский павильон
Право представлять Францию досталось знаменитому албанскому художнику Анри Сала. Для биеннале Сала создал эстетское видео о виртуозном исполнении концертов композитора Мориса Равеля, написанных для игры одной левой рукой.

Немецкий павильон
Часть павильона Германии заняла групповая выставка художников из стран Азии и Ближнего Востока, которые работают с политической и социальной проблематикой. А центральный зал отдан под инсталляцию из множества подвешенных под потолком стульев (на фото). Её автор — Ай Вэйвэй, главный современный художник Китая, пребывающий под домашним арестом из-за своих резких антиправительственных высказываний.

Украинский павильон
Впервые Украину в Венеции представляет молодое поколение художников, а именно: Гамлет Зиньковский, Жанна Кадырова и Николай Ридный (его работа на фото). Групповой проект «Памятник памятнику» объединён темой искажения исторической и культурной памяти, весьма злободневной и даже болезненной для Украины сегодня.

Румынский павильон
Самый запоминающийся и ироничный среди национальных павильонов представляет собой нематериальную ретроспективу всей истории биеннале. В абсолютно пустом зале 6 человек при помощи своих тел и голосов изображают знаменитые проекты, в разные годы показанные в Венеции.

Грузинский павильон
Куратор из Польши Иоанна Варша представила проект о «Камикадзе-лоджии» — так в Грузии шутливо называют самостоятельно сооружённые
и часто довольно ненадёжные пристройки к домам. В своих работах молодые грузинские авторы размышляют о том, как архитектурное пространство влияет на жизнь людей, и наоборот.

«Офис современного искусства», Норвегия
В галерее одной из арок на площади Сан-Марко разместился проект под провокационным названием «Остерегайтесь святой шлюхи». Выставка включает, среди прочего, малоизвестные работы знаменитого экспрессиониста Эдварда Мунка. Куратором проекта выступила легендарная для украинской арт-сцены 1990-х Марта Кузьма.

«Когда отношения становятся формой» в Fondazione Prada
Современное воссоздание легендарной выставки 1969 года куратора Харальда Зеемана, с которой фактически начинается история концептуализма. Нынешняя выставка является уникальной возможностью увидеть множество знаковых для истории современного искусства работ в оригинальной расстановке.

Лизавета Герман, Фокус

0
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

https://www.dobovo.com/ru/
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы со значками "Р", "Новости партнеров", "Инновации", "Позиция" и "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.