Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Изобразительное искусство

Все знания мира. Что стоит посмотреть на Венецианской биеннале

Все знания мира. Что стоит посмотреть на Венецианской биеннале
Психоанализ в рисунках, оккультная графика, чертежи астрологов-любителей — Венецианская биеннале предлагает зрителю не только пересмотреть границы искусства, но и всю картину мира
000

Посреди зала на полу полулежат два человека. Один из них напевает странный мотив, другой, словно в трансе, с закрытыми глазами и ломаной жестикуляцией движется ему в такт. Через некоторое время одного человека неожиданно сменяет другой, причём новые участники отделяются от толпы наблюдающих настолько незаметно, что кажется, будто к действу присоединился кто-то из зрителей.

Этот перформанс без названия — одна из центральных работ на выставке «Энциклопедический дворец», главной экспозиции 55-й Венецианской биеннале. Его автор художник Тино Сегал уже получил «Золотого льва» за лучшее произведение. Приз ему вручили накануне открытия биеннале для широкой публики 1 июня. В этом году свои павильоны представляют 88 стран, десять из которых участвуют в биеннале впервые. «Это великое паломничество, где в произведениях художников и в работе кураторов присутствуют голоса мира, чтобы порассуждать о своём собственном и нашем общем будущем», — говорит Паоло Баратта, президент Венецианской биеннале. Старейший, самый большой и по-прежнему наиболее амбициозный арт-форум мира продлится до 24 ноября 2013 года.


Музей как искусство. В 1955 году итальянец Марино Аурити придумал «Энциклопедический дворец» – музей для всех знаний человека. В 2013 году макет так и не построенного музея открывает главную выставку Венецианской биеннале

Венецианская биеннале состоит из нескольких основных частей. Ключевой являются национальные павильоны, разбросанные в Садах Джардини и по всему городу. Это своеобразные «олимпийские игры» от искусства, где каждая страна представляет актуальный срез художественной культуры. Национальность и гражданство отобранных художников часто не имеют значения.

Вторая важная часть — основной кураторский проект в Центральном павильоне Джардини и многочисленных залах старого Арсенала. Создание главной выставки в этом году было доверено Массимилиано Джиони, арт-критику и куратору Нового музея в Нью-Йорке. На идею нынешней выставки Джиони вдохновил итальянский архитектор-любитель Марино Аурити. В 1955 году он задумал построить «Энциклопедический дворец» — гигантский музей-архив, способный вместить в себя все знания человечества. Так и не реализованный проект Аурити остался в истории в виде нескольких макетов, один из которых открывает экспозицию в Венеции.

Задачей Джиони было раздвинуть рамки понятия «искусство» и распознать проявления творческого гения в самых неожиданных формах человеческой деятельности. В итоге современное искусство оказалось на выставке в заметном меньшинстве. Вместо работ профессиональных художников в экспозицию вошла, например, «Красная книга» — рисунки Карла Юнга, одного из основателей психоанализа. Или мрачные графические схемы оккультиста-сатаниста Алистера Кроули. Соседствуют с ними сотни крошечных домиков — документальные макеты типичных для архитектуры 1950-х годов строений, созданных из подручных материалов простым австрийским клерком Петером Фритцем. Тут же — рисунки из черновиков учёных, дневники пациентов психиатрических лечебниц, чертежи астрологов-любителей. Всё это не похоже на обычную художественную выставку и оттого сбивает зрителя с толку. Но куратор «Энциклопедического дворца», похоже, такого эффекта и добивался. Чтобы ощутить обаяние экспозиции, не стоит пытаться понять её умом. Гораздо приятнее просто бродить по залам и не лениться рассматривать все экспонаты, чтобы в конце концов найти вещь по душе.

Молодые и львы
Семь проектов, которые нельзя пропустить на 55-й Венецианской биеннале

Французский павильон
Право представлять Францию досталось знаменитому албанскому художнику Анри Сала. Для биеннале Сала создал эстетское видео о виртуозном исполнении концертов композитора Мориса Равеля, написанных для игры одной левой рукой.

Немецкий павильон
Часть павильона Германии заняла групповая выставка художников из стран Азии и Ближнего Востока, которые работают с политической и социальной проблематикой. А центральный зал отдан под инсталляцию из множества подвешенных под потолком стульев (на фото). Её автор — Ай Вэйвэй, главный современный художник Китая, пребывающий под домашним арестом из-за своих резких антиправительственных высказываний.

Украинский павильон
Впервые Украину в Венеции представляет молодое поколение художников, а именно: Гамлет Зиньковский, Жанна Кадырова и Николай Ридный (его работа на фото). Групповой проект «Памятник памятнику» объединён темой искажения исторической и культурной памяти, весьма злободневной и даже болезненной для Украины сегодня.

Румынский павильон
Самый запоминающийся и ироничный среди национальных павильонов представляет собой нематериальную ретроспективу всей истории биеннале. В абсолютно пустом зале 6 человек при помощи своих тел и голосов изображают знаменитые проекты, в разные годы показанные в Венеции.

Грузинский павильон
Куратор из Польши Иоанна Варша представила проект о «Камикадзе-лоджии» — так в Грузии шутливо называют самостоятельно сооружённые
и часто довольно ненадёжные пристройки к домам. В своих работах молодые грузинские авторы размышляют о том, как архитектурное пространство влияет на жизнь людей, и наоборот.

«Офис современного искусства», Норвегия
В галерее одной из арок на площади Сан-Марко разместился проект под провокационным названием «Остерегайтесь святой шлюхи». Выставка включает, среди прочего, малоизвестные работы знаменитого экспрессиониста Эдварда Мунка. Куратором проекта выступила легендарная для украинской арт-сцены 1990-х Марта Кузьма.

«Когда отношения становятся формой» в Fondazione Prada
Современное воссоздание легендарной выставки 1969 года куратора Харальда Зеемана, с которой фактически начинается история концептуализма. Нынешняя выставка является уникальной возможностью увидеть множество знаковых для истории современного искусства работ в оригинальной расстановке.

Лизавета Герман, Фокус

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.