Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Профессиональный бокс

Вне ринга. Пять фактов о закулисье бокса

Вне ринга. Пять фактов о закулисье бокса
Как составляют рейтинг боксёров, делят гонорары, шантажируют промоутеров и выигрывают торги с разницей в один доллар. Пытаясь понять, почему Владимир Кличко и Александр Поветкин так долго не могли договориться о бое, Фокус рассказывает о закулисье бокса
000

Если бы составлялись рейтинги самых длинных переговоров в боксе, Владимир Кличко и Александр Поветкин наверняка оказались бы на первых позициях. Пять лет украинец и россиянин пытаются выйти в ринг, но никак не получается. Дважды была известна дата боя, но Витязь в последний момент передумывал или получал сомнительную травму. Добившись звания обязательного претендента на чемпионский пояс Кличко по версии WBA, Поветкин неожиданно смело ринулся в бой. Стороны уже утвердили дату (5 октября), место (Москва) и призовой фонд ($23,3 млн). Но контракт долго не подписывали.

Судя по всему, мешала сумма — она слишком большая, чтобы быть правдой. Команда Кличко была готова выложить за право организовать этот бой $7 млн, а промоутеры Поветкина — $6 млн. В три раза больше заплатила третья сторона, менеджер россиянина Владимир Хрюнов, которому помогают загадочные спонсоры. Их мотивы непонятны — у Витязя шансы на победу минимальны, невозможно и отбить потраченные деньги. Очевидно, подозревая подвох, команда Кличко начала придираться к условиям проведения боя. Стороны не могли сойтись по трём вопросам: как будет проводиться допинг-контроль, под чьей эгидой пройдёт бой и какие перчатки и бинты будут использовать боксёры. Лишь несколько дней назад представители Поветкина заявили, что все разногласия устранены, осталось только соблюсти некоторые формальности с WBA. Глава промоутерской компании K2 Promotions Ukraine Александр Красюк не берётся прогнозировать сроки подписания контракта. Но категорически опровергает подозрения в том, что Кличко пытается избежать боя. Впрочем, по информации сайта Lenta.ru, Владимир Кличко и Александр Поветкин уже подписали контракт на бой. Чтобы разъяснить ситуацию, Александр Красюк согласился рассказать Фокусу о том, как проходят переговоры в боксе.


Делай деньги. Глава компании K2 Promotions Ukraine Александр Красюк любое затягивание переговоров объясняет двумя простыми причинами – желанием сторон минимизировать риски и заработать как можно больше

Как определяется соперник
Боксёрам разрешается самостоятельно выбирать соперников, договариваться с ними и проводить сколько угодно поединков. Но у чемпионов, помимо добровольных защит поясов, есть ещё обязательные. Соперника назначают боксёрские ассоциации — раз в год для супертяжей и раз в 9 месяцев для всех остальных. «Если спортсмен владеет несколькими поясами, ему идут навстречу и реже заставляют проводить бои», — уточняет Александр Красюк.

При любой защите соперник чемпиона должен входить в топ-15 рейтинга ассоциации (WBC, WBO, WBA или IBF). Но, что интересно, далеко не всегда ассоциации назначают обязательным претендентом первый номер. Это решение, как и формирование всего списка, субъективно, системы начисления очков нет. У каждой ассоциации существует рейтинговый комитет, куда входит несколько человек из руководства. Ежемесячно они оценивают результаты боксёров, советуются и меняют позиции в рейтинге. Промоутеры могут влиять на процесс. Раз в год они съезжаются на заседание комитета и выступают со своими замечаниями. В остальное время пожелания отправляются по электронной почте. Такая гибкая система составления рейтинга иногда приводит к тому, что в топ-15 неожиданно появляются малоизвестные боксёры, чтобы затем легально выйти в ринг против чемпионов. Некоторые даже назначаются обязательными претендентами. «Это случается крайне редко, — возражает Красюк. — Ассоциации получают часть прибыли от проведения боёв, им просто невыгодно выставлять неизвестных боксёров, ведь такие бои вызывают слабый интерес».

Как ведутся переговоры

Санкционировав обязательную защиту пояса, ассоциация даёт обеим сторонам время (20–60 дней) самостоятельно договориться об условиях и подписать контракт. Главные вопросы — кто будет организатором боя и каким будет призовой фонд. Организатору достаются все доходы — от продажи билетов и прав на телетрансляцию, спонсорских и рекламных поступлений, мерчандайзинга. Оценив, сколько можно заработать на бое, промоутеры делают свои предложения призового фонда и добровольно решают, чей вариант выгоднее. Красюк приводит пример лёгких переговоров, когда удалось без проблем договориться о поединке Александра Устинова с Дэвидом Туа: «За две недели справились — оказалось достаточно нескольких писем и телефонных звонков, даже не встречались с командой новозеландца».

Разделение гонорара прописано в регламенте. Как правило, это 75/25 в пользу чемпиона, если бой планируется проводить на территории, где обладатель пояса родился, живёт или имеет гражданство. В противном случае — 80/20.

Что такое «торги»
Если сторонам не удаётся прийти к соглашению, ассоциация назначает аукцион. Участвовать в нём могут все желающие промоутеры. Назначается встреча, на которую стороны привозят конверты со своим вариантом суммы призового фонда. Чья сумма окажется больше, тот и становится организатором. «Обычно такие встречи длятся минут пять. Приехали, вскрыли конверты, выпили кофе, подготовили протокол и разъехались, — рассказывает Александр Красюк. — Главное — угадать с цифрой до начала торгов». Он вспоминает, как ехал на аукцион по бою Байсангуров — Андраде со ставкой $380 тысяч, но буквально в последний момент передумал и написал $501,250. Если бы интуиция не сработала, торги выиграл бы соперник — в его конверте оказалась бумажка с надписью $400,210. Некруглые цифры промоутеры пишут специально. «Иногда торги выигрываются с разницей в одну тысячу или сотню, — рассказывает Красюк. — Бывали случаи, когда один доллар всё решал».

Помимо призового фонда, промоутер привозит на торги предварительные условия контракта – три возможных места поединка и две даты. Таким образом, он подтверждает, что провёл переговоры с телевидением и аренами. Но главная гарантия — залог 10% от призового фонда, который распределяется между чемпионом, претендентом и ассоциацией в случае срыва боя.

Как подписывается контракт
Между победой на торгах и подписанием контракта иногда проходит много времени. Именно на этом этапе у сторон чаще всего возникают разногласия по множеству мелочей. В данном случае показателен пример переговоров Кличко и Поветкина. Дело в том, что ассоциации обязывают прописывать в контракте лишь общие договорённости. «К примеру, принимающая сторона должна обеспечить соперника перчатками, а допинговый контроль — просто должен быть. Но какой именно, кто и когда его будет проводить — это предмет договорённостей», — объясняет Красюк. Теоретически проигравшая торги сторона может диктовать свои условия. Промоутер должен провести бой, и ему придётся пойти на уступки. Но на практике сорвать поединок из-за непонравившихся перчаток, конечно, нельзя. Ассоциация будет разбираться и не сочтёт это веской причиной. Чемпион может даже лишиться пояса, хотя обычно ассоциации их защищают.

Как хитрят перед боем
Подписав контракт, стороны рекламируют бой — участвуют в обязательных пресс-конференциях и прочих мероприятиях. Как правило, боксёры ведут себя вызывающе, чтобы привлечь внимание публики — постоянно оскорбляют друг друга, устраивают шоу, дерутся. Опытные болельщики считают, что всё это клоунада и стороны заранее договариваются, как её провести. Но Красюк опровергает. «В большинстве случаев они ведут себя как «плохие парни», потому что они действительно такие. Да и нет смысла играть роль — гонорарный фонд определён заранее, и даже повышенный интерес к бою не увеличит доход боксёра, который не занимается организацией», — говорит эксперт. Если спортсмены и устраивают театр, то скорее на будущее — чтобы другие боксёры охотнее соглашались на бой с ними. Так, Дерек Чисора и Дэвид Хэй, подравшиеся на пресс-конференции Кличко, вскоре таки встретились в ринге и хорошо заработали на внимании публики.

Красюк рассказывает о другой, куда более хитрой возможности заработать: за несколько дней до боя боксёр требует повышения гонорара, иначе откажется выходить в ринг под предлогом плохого самочувствия. «Промоутеру некуда деваться — к бою всё готово, потрачены огромные деньги и время, порой приходится соглашаться и платить», — говорит он. Но подобные случаи, разумеется, редки — с такими боксёрами потом никто не хочет работать. А крупные поединки промоутеры страхуют от любого срыва.

Сергей Болотников, Фокус

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.