Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мир
Стиль жизни
Красивая странаРейтинги фокуса
Изобразительное искусство

Парк развлечений. Как современное искусство может превратиться в аттракцион

Парк развлечений. Как современное искусство может превратиться в аттракцион
Саранча в центрифуге, эксперименты с солнечной энергией, рейв-вечеринка в духе 1990-х — в Донецке открылась выставка «Турбореализм (Прорыв)». Выясняется, что современное искусство может быть аттракционом со смыслом
000

На лужайке при входе на территорию бывшего завода, а ныне арт-центра «Изоляция» расположились женские фигуры из мыла. Художница Маша Куликовская создала их ещё в августе прошлого года, они пережили снежную зиму и даже дожд­ливую весну. Входные двери в некоторые здания выкрашены в яркие цвета, стены украшены аппликациями, а на столбах можно встретить объявления вроде «Потерялся пластиковый стаканчик» с номером телефона. В арт-центре говорят, что номер реальный и по нему периодически звонят посетители, включившиеся в игру. Всё это — артефакты, оставшиеся после предыдущих выставок.


Пишите ещё. Бразильская художница Луиза Нобрега на печатной машинке переписывает книгу «Красные звёзды» донецкого фантаста Фёдора Березина. Перформанс закончится, когда книга будет переписана, до этого времени художница не встанет из-за стола

От новой выставки подобных аттракционов под открытым небом не останется. Экспозиция расположилась под крышей — в двух бывших цехах, одном складском помещении и в бывшем депо. Создали выставку шесть художников из разных стран, в том числе и украинец Алексей Салманов. Собрали их кураторы Виктория Иванова из Украины и Агнешка Пиндер из Польши.

Проект стартовал прошлым летом. Тогда художники провели в Донецке шесть недель, первые семь дней общались, слушали лекции, смотрели кино и только потом приступили к работе. Кураторы задали тему: турбореализм, что на практике означало исследование альтернативных историй, использование разных медиа, от фотографии и перформанса до музыки и видео, и размышления на тему жизни в условиях постоянной катастрофы. На создание новых произведений у кураторов и художников было по 5000 евро на каждую работу.


Спит и видит. Чтобы снять фильм «Солнечный эксперимент», художники Марсель Тюрковски и Элиз Флоренти отправились к донецкому экстрасенсу, который с помощью солнечного света умеет загонять людей в транс. Увиденное героями во время транса художники заменили собственными фантазиями

Самым сложным, признаются кураторы, был монтаж выставки. Они старались использовать все возможности помещений бывшего завода «Изоляция», где когда-то производили минеральную вату, пенопластовые блоки и прочие изоляционные материалы. Все возможности — это и замысловатая планировка промышленных зданий, и полуразвалившееся оборудование, и остатки продукции. К примеру, немецкий художник Марсель Тюрковски создал скульптуру «Луч света» из металлических конструкций, которые раньше ставили на заводские окна. А рядом со скульптурой он разместил вмонтированный в огромную жестяную воронку видеопроектор. Проектор транслирует фильм, его Марсель снял в Донецке — в гостях у экстрасенса, который с помощью солнечного света и солнечной энергии вводит людей в транс.


Из того, что было. Часть работ на выставке «Турбореализм (Прорыв)» были созданы из подручных материалов. Например, скульптура немца Марселя Тюрковски выполнена из железных решёток, которые вешали на окна

Кураторы и художники так органично освоили заброшенные промышленные пространства, что иногда не совсем понятно, где ещё руины, а где уже произведение искусства. «Это был и главный челлендж проекта, и его же главный фан», — вспоминает рабочий процесс куратор Виктория Иванова. Вторая составляющая оказалась центральной в проекте художника из Новой Зеландии Даниэля Малона, который на открытии выставки устроил рейв-вечеринку в здании бывшего заводского депо. Впрочем, сочетание ритмичной электронной музыки и кислотного освещения — это не просто дискотека. Это ещё и исследование музыкальной сцены Донецка 1990-х, а также фантазия на тему, что было бы, если бы Донецк превратился в украинскую столицу электронного андеграунда.


Космическая одиссея. Британец Пол Чейни предлагает решить проблему голода с  помощью космических колоний по разведению саранчи. Насекомых перед полётом нужно тренировать в специальной центрифуге

Исследовательская часть — главная составляющая в проекте. Серьёзнее других к ней подошёл британский художник Пол Чейни. Он задумался о том, что нужно делать человечеству в условиях ограниченных ресурсов питания, и нашёл выход в разведении саранчи. Насекомых, являющихся источником полезных для человека протеинов, ведь и так употребляют в пищу в странах Азии. А чтобы решить проблему голода на глобальном уровне, по мнению художника, достаточно создать колонию по выращиванию саранчи в космосе. Первые тренировки насекомых Пол Чейни уже начал — в миниатюрной копии центрифуги для подготовки космонавтов. Правда, перегрузки и невесомость насекомые пока пережить не смогли, в чём можно убедиться на выставке «Турбореализм (Прорыв)».

Юлия Куприна, Фокус

0
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

https://www.dobovo.com/ru/
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.