Кризис ударил по среднему классу

По мере того как содержимое кошельков вызывает все большие опасения, украинский средний класс учится экономить

Related video

Наталья Дробаха, микробиолог компании по производству безалкогольных напитков, на днях купила новую газовую плиту. Заодно лично столкнулась с кризисом.

– Мало того, что доллар стал расти – рассчитывалась именно долларами, и в итоге вышло дороже – так еще были проблемы при получении гривен из банкомата: нас обслуживает "Проминвестбанк", – рассказывает Наташа. – Коллега по работе тоже пострадала: ей надо выплачивать кредит, а банкомат вообще ничего не выдал, даже ста гривен не было. Пришлось деньги снимать в другом банке, там взяли 3% от суммы.

Остатки роскоши
Это, конечно, частные случаи. Однако, изучив ситуацию в целом, можно констатировать: соотечественники чуют неладное. Граждане страны экономят и пытаются отказываться от покупок и услуг, так сказать, не первой необходимости.

Харьковская компания "Сувенир престиж" продает предметы роскоши: статуэтки, шкатулки, ожерелья и прочие милые безделушки. Ее директор Алексей Филенко приехал в Киев на специализированную выставку-продажу.

– Еще в июле-августе мы думали, что все будет в порядке, – рассказывает он Фокусу, – ожидали скачка продаж. Получилось гораздо хуже: клиентов, посетивших наш стенд, по сравнению с весенней выставкой оказалось раза в два меньше. Было около сорока оптовиков. Хотя, как правило, осенью число клиентов увеличивается в полтора раза.

По словам директора "Сувенир престиж", на роскошь стали тратить деньги реже.

– Впрочем, на элитные, дорогостоящие интерьерные вещи спрос не упал. Их берут люди с уровнем доходов выше 10 тысяч долларов в месяц. Кризис ударил в первую очередь по среднему классу, – утверждает Алексей Филенко.

Тут же, на выставке – владелица киевской фирмы "Остатки роскоши" Галина Кречман. У нее в руках сумка, в ней – 6 кг камней в виде бус и четок.

– Кризис уже полгода как чувствую, – говорит она. – На праздники еще кое-как, а так объемы продаж уменьшились на 25%. Люди тяжелее стали расставаться с деньгами. Стало больше тех, кто посмотрит, примерит, по-вздыхает и – уйдет.

Жизнь – икра
Частный предприниматель Нина Денисенко вот уже 16 лет продает на Бессарабском рынке в Киеве красную икру, которую ей поставляют прямо с Камчатки и Сахалина.

– Сейчас ее покупают в основном иностранцы и живущие тут рядом "слуги народа", – говорит торговка. – А вот лет пять назад пенсионеры раз в месяц брали баночку-другую, она стоила 13 гривен. Сейчас – 60–65. Но нынешнее повышение цен – не то чтобы из-за кризиса, просто в этом сезоне был "неурожай" икры.

Соседка Нины по икорному ряду призналась, что три месяца назад она продавала в день вдвое больше икры, чем сейчас.

Что интересно: на такси народ меньше ездить не стал. По крайней мере, так утверждают сами таксисты.

– Ничего не изменилось, – говорит водитель с 10-летним стажем, представившийся Иван Иванычем. – Да, проезд подорожал. Так что? Когда-то и хлеб 20 копеек стоил. На такси будут ездить всегда: с праздников возвращаются, из клубов. Кто-то просто опаздывает.

Сергей, работающий в службе такси "Экспресс", говорит, что сейчас, как и полгода назад, в день у него набирается до 30 клиентов: "Половина – по вызову, и где-то столько же – под руку".

Утечки посетителей не чувствуют и в развлекательных заведениях с устоявшимся кругом клиентов.

– Визуально мало что изменилось, – рассказывает представитель администрации боулинг-клуба Strike. – Мы уже на рынке 10 лет, у нас просто так, со стороны, заказать дорожку сложно. К нам едут на корпоративы, банкеты, соревнования, устраивают детские праздники. Это обеспеченные люди, которых мы давно знаем.

Незолотая середина
Зато надо отметить, что в этом году средние украинцы впервые за несколько лет начали экономить на отдыхе.

– Летний сезон был не особо удачным, – говорит Владимир Царук, директор ассоциации "Туристический пресс-клуб Украины". – Из-за повышения цен на топливо и на отели туры подорожали на 7–10%. Сильно "просели" Адриатика, Тунис. Очень симптоматичным выглядит спад внутреннего туризма – по Крыму он составил до 5%.

Но тот, кто хорошо обеспечен, и тут ничего не заметил.

– По отдыху в Карловых Варах в этом году у нас был максимум! – восклицает директор турагентства Bohemia Service Ukraine Вадим Маковецкий. – Я заметил, что во время кризиса желающих передохнуть становится больше.

В самых дорогих ресторанах и самых непритязательных разливайках по-прежнему полно клиентов: завсегдатаев не отпугивают выросшие на 10–15% цены.

– У нас количество посетителей остается неизменным, – деловито заявляет Ольга Волынко, менеджер столичного ресторана "Феллини", в который ходит преимущественно политическая и деловая элита.

В модном арт-кафе "Антресоль", из окон которого так приятно любоваться голубями на голове Ленина, стоящего рядом, тоже все отлично. Поток посетителей, состоящий из бизнесменов, моделей и представителей шоу-бизнеса вроде Святослава Вакарчука и сестер Завальских, пока не иссякает.

В дешевом подольском кафе-генделыке кризисом интересуются мало. "Наших алкоголиков никаким кризисом не проймешь!" – рявкает грозная тетка, разливающая водку в пластиковые стаканы.

А вот в киевском арт-клубе "44", когда-то излюбленном месте художников, музыкантов и просто менеджеров среднего звена, дела идут не столь блестяще.

– В последние месяцы снизилась посещаемость, а те, кто сюда приходят, пьют и едят меньше, – говорит арт-директор клуба Олег Аджикаев. – Плату за вход, скорее всего, придется увеличить в несколько раз. Из-за того что затратность на содержание клуба повысилась, мы не можем, как раньше, выделять достаточно денег на исполнителей. Еще пару месяцев назад хотели пригласить De Phazz, но сейчас отказались от этой идеи.

Директор сети "Бочка Пивная" Денис Болдырев говорит, что в его заведениях посетителей меньше не стало. Но считает, что если кризис поведет себя более жестко, то это наверняка отразится на его клиентах – людях, зарабатывающих $800–1500 в месяц.

Красота смертельная
В Институте красоты Фокусу сообщили, что посещаемость по сравнению с прошлым годом снизилась в два раза. В салоне красоты "Политика стиля" тоже заметили, что посетители стали появляться реже.

– Если раньше постоянные клиенты приходили на маникюр раз в неделю, а на педикюр – раз в месяц, то теперь маникюр делают раз в две-три недели, а педикюр – раз в два месяца, – говорит мастер Анжела.

Ситуация со спортивными клубами отчасти похожа на ситуацию с ресторанами и пабами. В дорогие заведения вроде "Аквариума" или "Спорт-Лайфа" продолжают ходить по-прежнему. А в клубах подешевле, наподобие студии танцев "Фиделио", отмечают: в отличие от прошлого года, желающих подтянуть фигуру стало меньше.

Еще одна статья расходов, на которой стали экономить украинцы, касается мертвых.

– Заказы уменьшились, а вы мне работать мешаете, – поставленным голосом ответили корреспонденту Фокуса на соответствующий вопрос в похоронной фирме "Скорбота".

Частный предприниматель и владелица сайта Rituallin, не пожелавшая назвать имя, отметила, что гробы сейчас стараются заказывать поскромнее: "Если раньше при выборе обивки народ отдавал предпочтение бархату, то сейчас это шелк и мадаполам". Снижение клиентского интереса отметила и директор "Бюро ритуальных услуг для животных" Анна Михальченко:
– Хоронить домашних любимцев через Бюро совсем перестали, но они ведь по-прежнему умирают, – грустно резюмировала она.