Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Жизнь low cost

Жизнь low cost
Малозатратная жизнь в Европе не просто в моде – она превратилась в новую экономическую модель
000


Решив однажды посвятить субботнюю кулинарную передачу на телеканале France-Inter приготовлению блюд стоимостью менее 5 евро, Жан-Пьер Кофф не на шутку удивился. За свою жизнь он исследовал немало рынков и утверждает, что ничего подобного не видел со времён войны. Господа в галстуках копошатся в мусорных ящиках, шикарные дамочки покупают на парижских рынках спаржу, а бизнесмены постоянно брюзжат, что у них пустые кошельки. 

Г-ну Коффу самое время вспомнить бабушкину стряпню и найти в своей библиотеке кулинарные книги, изданные ещё во времена кризиса 1929 года. Правда, блюда, которые готовит Жан-Пьер, не очень-то соблазнительные. Например, отварные рыбьи головы («200 г на человека, и всего за 1 евро – куда уж лучше?»), суп из ботвы редиса или рагу из языка ягнёнка. 

Дёшево и не стыдно
Когда покупательская способность на нуле, а цены на базовые продовольственные товары зашкаливают, приходится учиться потреблять по-новому, зачастую проявляя при этом немалую находчивость. 

Low-cost авиакомпания EasyJet и ей подобные вроде Ryanair произвели революцию в авиаперевозках. Потом был Renault со своим Logan. А ещё – Ikea с мебелью «сделай сам» и короли жёстких скидок – немцы Lidl и Aldi, бизнес которых, несмотря на мрачные прогнозы, показал позитивный рост. 

Им на пятки наступают Auchan, Carrefour и другие. Даже парикмахеры стараются работать экономно. Tchip Coiffure, например, предлагает отказаться от шампуня, и за счёт этого цены на услуги вне конкуренции. «Все предприятия стремятся в низкобюджетный сегмент прежде всего потому, что они сами хотят снизить свои издержки. Достичь этого просто: надо заставить работать потребителя – это дёшево и доступно», – отмечает социолог Мари-Анн Дюжарье. 

Роберт Рошфор, директор Исследовательского центра по изучению и наблюдению условий жизни, обратил внимание на феномен low-cost лет 10 назад. С тех пор он стал ещё более актуальным. «Потребители постепенно начинают вести себя как настоящие предприниматели. Они объявили: смерть затратам, и всеми силами пытаются сокращать свои издержки», – говорит г-н Рошфор. 

Даже богачи не стыдятся захаживать в дешёвые супермаркеты. «Раньше львиную долю наших покупателей составляли люди малоимущие. Теперь наши новые клиенты паркуют свои Audi прямо перед магазином», – смеётся директор супермаркета-дискаунтера Lidl. 

Кредо нового потребителя – взвешенность. «Французы всё просчитывают. Они предпочитают наполнять свои продуктовые тележки в дешёвых супермаркетах, чтобы иметь возможность потом купить себе дорогой телевизор», – говорит Оливье Жерадон де Вера, директор института маркетинга Iri-Secodip. 

В поисках скидки. Даже зажиточные французы теперь не стесняются рыться в раскладках дешёвых товаров
В поисках скидки.  Даже зажиточные французы теперь не стесняются рыться в раскладках дешёвых товаров



Скупердяи онлайн
Отличную возможность сэкономить даёт интернет. Только за прошлый год электронная торговля выросла на 35%. Ради экономии киберпокупатели часами сравнивают цены на одних сайтах, а на других скрупулёзно изучают мнения потребителей. 

Благодаря подобным интернет-ресурсам 15 тыс. французов экономят более тысячи евро в месяц. «Наш слоган «стань скупым» никогда ещё не был настолько актуален, – признаётся гендиректор интернет-компании PriceMinister Пьер Коцуско-Морисет. – Самый удачный для нас месяц в году – январь, когда люди возвращают не понравившиеся им новогодние подарки: французы в этом плане без комплексов». 

Может, вы хотите поскорее избавиться от лошадиного навоза, который наполнил зловонием ваш гараж? Хотите продать карликовую козу за 55 евро или картину за 1 евро, увековечившую Джеймса Дина? Вы продаёте домашние пирожки или куриные яйца по 4 евро за десяток? Leboncoin.fr – сайт для безденежного обмена. На нём можно найти от 2 до 3 млн. товаров одновременно. 

Этот бартерный сайт был создан в 2006 году и чем-то напоминает чердак. По словам создателя сайта Оливье Айзака, тут продают не только автомобили и дома, но даже «пятилистный клевер». Ежедневно сайт посещают около 800 тыс. человек, это в основном жители северных регионов, где с покупательской способностью дела обстоят неважно. Зато с обменом тут всё в порядке. 

Охотники за скидками
«Всем сейчас нелегко. Правительство для нас ничего особо не делает, вот нам и приходится выкручиваться самим. Мы меняемся детской одеждой, мебелью – всем. А среди моих друзей всё больше тех, кто выращивает овощи на своём огороде», – рассказывает 30-летний Грэгори. Он отец троих детей, а в прошлом – борец за экологию в рядах Greenpeace. «Быть «зелёным» тоже выгодно. Я, например, на рынок езжу на велосипеде», – говорит Грэгори. 

А вот у Йогана из Тулона выбора нет: автомобиль ему необходим для работы. Он нашёл выход: заливает в бак рапсовое масло. «Это, конечно, нелегально, но ведь все хитрят. Кто-то тайно подрабатывает, кто-то крадёт интернет-абонементы или использует IP-адрес своих соседей, чтобы бесплатно качать музыку и фильмы», – отмечает Йоган. Его жена с тех пор, как пошла в декретный отпуск, все дни напролёт собирает бесплатные образцы косметики и скидочные купоны. 

Всеобщая страсть к экономии только на руку Жерому Саватте. «Дешёвой жизнью» он увлекается с 14 лет. Тогда в конкурсной игре он выиграл часы. Повзрослев, Жером совершил кругосветное путешествие, не заплатив ни цента, выиграл скутер, массажное кресло и множество разных подарков. В своей маленькой квартире в Париже этот 33-летний мужчина самостоятельно продвигает четыре low-cost интернет-проекта и собственный блог. С их помощью он ежемесячно получает 1,5 тыс. евро. 

А Жак Сидмэн уже третий раз публикует путеводитель по бесплатному Парижу, который разошёлся тиражом 14 тыс. экземпляров. В то время как покупательская способность находится в свободном падении, этот неисправимый оптимист собирается показать нос кризису, хорошо при этом повеселившись. 

Голова в муке
Экономия стала золотой жилой и для телевизионщиков. Ещё в 2007 году Жюльен Курбе запустил на TF1 передачу о бытовых секретах. И, как оказалось, попал в точку. Его аудитория – а это 6,5 млн. человек – еженедельно в прайм-тайм узнаёт, что, разрезав огурец, можно получить дешёвый и экологически чистый дезодорант, если потереть им под мышками. Банановая кожура станет замечательным кремом для обуви, а мука заменит шампунь. 

В дешёвых супермаркетах, тщательно перебирая скидочные купоны и толкая свои продуктовые тележки, которые с каждым разом наполняются всё меньшим количеством продуктов, потребители наблюдают за ростом цен. Перед ним они безоружны. Поэтому вся их жизнь превращается в сплошной low-cost.

По материалам журнала Le Nouvel Observateur

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.