Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Внезапная еда. В Украине растёт популярность pop-up-ресторанов

Внезапная еда. В Украине растёт популярность pop-up-ресторанов
В Украине растёт популярность pop-up-ресторанов. Любители готовить кормят всех желающих дома, в гараже или просто на улице
3300

Каждые две недели киевлянка Ольга Терницкая приглашает к себе домой всех желающих отведать блюда соб-ственного приготовления. Попасть к ней в гости несложно: надо вступить в группу в соцсети, выбрать дату и подтвердить присутствие. Обычно на встречи приходит до 10 гостей.

Это не просто дружеские вечеринки, а домашний ресторан «Гастрономические полёты наяву». Фиксированной платы за его посещение нет: гости платят за обед столько, сколько посчитают нужным. Халявщики пока не попадались, но если такие и окажутся в числе гостей, в следующий раз их попросту не пригласят. Впрочем, владелица «Полётов» не гонится за прибылью. «Мне скорее интересен опыт общения с людьми и приготовления блюд в краткие сроки, чем финансовая сторона», — рассказывает Ольга, филолог по образованию и главный редактор журнала StayDelicious.

Для каждой встречи хозяйка заведения разрабатывает уникальное меню, которое действует лишь один раз и никогда не повторяется. «Гарантией качества продуктов и приготовленных блюд является то, что я ем вместе со своими гостями, — говорит Ольга. — Они также могут свободно пройти на кухню и увидеть, как это готовится». По-нравившееся блюдо гости могут научиться делать самостоятельно: рецепты Ольга выкладывает в своём кулинарном блоге.

Пикник на обочине
Проекты, подобные «Гастрономическим полётам наяву», в мире называют «pop-up-ресторанами». Их может открыть кто угодно и где угодно — дома, в гараже, на заброшенном заводе, чердаке или пляже и даже в офисе. Поскольку мероприятие временное, для его организации не нужно официальных разрешений, а место обычно подыскивается такое, чтобы не платить за аренду.

Как правило, выбирается простое меню: пицца, паста, салаты, выпечка, но некоторые «народные рестораторы» балуют своих гостей изысканными блюдами. Обычно выручка pop-up-ресторанов покрывает расходы, а прибыль если и есть, то очень скромная. Да и цель не в том, чтобы за пару часов заработать деньги. Формат pop-up — превосходная возможность самовыразиться, завести друзей по интересам, а в некоторых случаях — опробовать концепцию будущего «настоящего» ресторана и заинтересовать потенциальных инвесторов.


Бутерброд на колёсах. Передвижную бутербродную Romas Pop-up Bistro можно встретить в киевских парках

Зародился этот формат ещё в 1990-е и существовал сначала в США и на Кубе. В европейскую культуру мода на pop-up пришла в 2000-х: подобные заведения стали появляться в Англии, изначально в качестве рождественской традиции. Но со временем идею подхватили во всей Европе, перестав ассоциировать её с зимними праздниками.

Культуру в массы
Именно из Западной Европы и пришла в Украину культура pop-up-ресторанов. К примеру, Ольга Терницкая познакомилась с этим форматом в Германии. «Меня поразило, с каким размахом это представлено в Европе: не одинокие энтузиасты, а настоящее движение!» — восхищается она. Специального образования у Ольги нет, но в будущем она планирует пройти курсы в одной из всемирно известных кулинарных школ. «Сложность в том, что надо определиться с вектором, более узким направлением, — рассуждает начинающий кулинар. — А пока я люблю всё: и кондитерское мастерство, и выдерживать домашний сидр, и печь хлеб».

По словам Ольги, цель её проекта — нести гастрономическую культуру в массы, показать людям, что питаться можно вкусно, полезно и при этом получая эстетическое удовольствие. «Самый большой враг для меня — тот, кто, придя вечером с работы, может съесть холодные макароны с майонезом», — говорит основательница домашнего ресторана.

Кроме «Полётов» в Киеве можно найти несколько других pop-up-заведений. Например, ресторанчик Марии Лединой MashRoom, который открывается трижды в неделю у неё дома в Голосеевском районе. Здесь подают блюда итальянской и французской кухни. А специально оборудованную машину с передвижной бутербродной Романа Тугашева Romas Pop-up Bistro часто можно встретить в центральных парках города.

Профессиональные рестораторы к временным заведениям относятся с интересом, но конкурентами их не считают. «Заведение-однодневка как явление может прижиться в Украине в качестве развлечения и самовыражения горожан, — считает владелец сети кафе «Чашка» Игорь Сухомлин. — Но какая может быть конкуренция?». Он предупреждает: путь от развлекательного формата к настоящему ресторану будет непростым. «Нужно не спать по ночам, не бояться ошибиться и потерять деньги», — говорит Игорь.

Впрочем, далеко не каждый «временный ресторатор» мечтает об открытии полноценного заведения — к примеру, ни Мария Ледина, ни Ольга Терницкая этого пока не планируют. А вот Роман Тугашев уже является владельцем ресторана Tomatoes. Форматом pop-up он занялся потому, что считает: в Киеве катастрофически не хватает качественной уличной еды.

Вкусный день
Объединить усилия pop-up-рестораторов всего мира решили «народные кулинары» из Хельсинки. Финны дали старт масштабному гастрономическому событию — Restaurant Day. Впервые он прошёл 21 мая 2011 г. и с тех пор проводится четыре раза в год — в феврале, мае, августе и ноябре. Дату назначают в Финляндии, остальные страны присоединяются. Restaurant Day — это своеобразный короткий фестиваль еды: в отдельно взятой стране открываются сотни однодневных кафе, информацию о которых посетители узнают в интернете.

В мае этого года фестиваль впервые прошёл в Киеве и теперь обещает стать постоянным, постепенно расширяя свою географию. «Мы занялись этим, стремясь вовлечь киевлян в процесс оживления нашего города, делая его современнее и активнее, — рассказывают организаторы киевского Дня ресторанов Светлана Старостенко и Леся Васильченко. — Это наш маленький шаг на пути к формированию нового Киева — яркого, открытого и живого».

В киевском Дне ресторанов участвовало 23 pop-up-заведения. Его проводили в парке имени Шевченко, в Полицейском садике, на Трухановом острове, в музее Пирогово и других местах. «Было очень приятно видеть, как «самодельные» рестораны сближают людей», — делятся впечатлениями организаторы киевского мероприятия.

Ещё один шаг в развитии формата pop-up-ресторанов — веб-сервис EatWith. Он объединяет подобные заведения пока что только в нескольких странах, но постоянно расширяет свою географию. Путешественникам сервис даёт возможность познакомиться с кулинарными традициями и локальной культурой страны, разделив трапезу с местными жителями. Среди предложений — каталонский ужин в Барселоне, обед в экологической ферме около Нью-Йорка, ужин на чердаке в Тель-Авиве. Обходится удовольствие от $10 до $100 в зависимости от экстравагантности еды. Попасть в гости просто: нужно оставить заявку на страничке понравившегося ресторана в EatWith. Если же вы хотите пригласить гостей к себе, нужно зарегистрироваться на сайте, рассказать о своём предложении и указать стоимость. Тогда у вас есть шанс стать первым украинским заведением в этом проекте.

Внезапная еда

Интересные примеры зарубежных pop-up-ресторанов

Tali Wiru, Австралия
ayersrockresort.com.au
Еду подают посреди красных песков австралийской пустыни. Вместо музыкального сопровождения — крики птиц и звуки традиционных инструментов диджериду. Ужин начинается с канапе и шампанского возле костра, после чего следуют четыре основных блюда и австралийские вина.

Guerilla Culinary Brigade, США
alanphilips.com
Кулинарная бригада организовывает в Нью-Йорке проекты The Feast («Праздник») и The Thirst («Жажда»). Первый — это pop-up-ресторан или, как говорят его создатели, «гастрономическое событие». Второй — подпольное винное сообщество. И то и другое внезапно возникает то на крышах, то в лобби отелей Манхэттена.

Lapin Kulta Solar Kitchen, Италия
lapinkultasolarkitchenrestaurant.com
Pop-up-ресторан в Милане работает на солнечной энергии и объединяет в себе гастрономическое искусство, дизайнерскую работу и охрану окружающей среды. Меню определяется погодой: в солнечный день можно отведать сочный бифштекс, а в дождливый — еду, не требующую термической обработки, например салаты.

Карина Полянская, Фокус

33
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.