Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Арт-рынок без базара

Арт-рынок без базара
Современное искусство всё чаще становится объектом интереса крупных коллекционеров и галеристов. Динамика роста последних лет сохраняется, но до отлаженно работающего западного арт-рынка нашему ещё далеко
000


Ещё три года назад сложно было представить, чтобы в музей радикального современного искусства выстраивалась многометровая очередь. Сегодня благодаря PinchukArtCentre это уже реальность. Кроме того, за последние годы в Киеве, Харькове, Одессе и Львове появились новые коммерческие галереи. А спрос на работы украинских художников вырос и у иностранцев, и у отечественных коллекционеров. В результате цены на них поднялись с сотен до тысяч, а иногда и десятков тысяч долларов. 

Но несмотря на позитивные сдвиги, участники рынка настроены скептически. «Украинский арт-рынок только зарождается», – говорят одни. «Украинского арт-рынка нет!» – категорически утверждают другие. При этом и те, и другие соглашаются, что перспективы для развития есть. 

Место на карте. Художник Юрий Соломко последние несколько лет создаёт картины и объекты из смеси географических карт с эротическими картинками
Место на карте. Художник Юрий Соломко последние несколько лет создаёт картины и объекты из смеси географических карт с эротическими картинками



Современники 
Среди пессимистов – совладелец галереи «Цех» Наталья Шейко.
– Очень сложно говорить о том, что здесь существует арт-рынок, поскольку все галереи в Киеве, к сожалению, комиссионеры. Другими словами, они заинтересованы в единичной сделке, и им, в общем-то, наплевать на то, что будет завтра, – считает галеристка. 

Её «Цех» работает совсем по другой схеме. Там продают произведения искусства для того, чтобы вкладывать средства в развитие галереи, в её поездки на международные арт-выставки, в гранты художникам, с которыми они работают, в привлечение ведущих мировых и российских кураторов. 

– Мы пытаемся не создать рынок, а хотя бы готовить почву для его появления, – характеризует свою деятельность Наталья Шейко. 

Пока выезжать на заграничные арт-мероприятия или выдавать художникам гранты действительно готовы далеко не все украинские галереи. Тем не менее некоторые из них уже применяют в своей работе западные стандарты. Среди них – киевская «Коллекция». 

– Все художники, с которыми мы работаем, подписали договоры, – рассказывает директор «Коллекции» Дарина Жолдак. – Степень эксклюзивности в каждом отдельном случае регулируется индивидуально. Например, таких авторов, как Андрей Блудов и Александр Ройтбурд, можно купить только в нашей галерее. Мечтаем договориться с Александром Гнилицким. Я думаю, за ними будущее. 

Местные эксклюзивы. Галерея «Коллекция» эксклюзивно представляет уже двоих именитых украинских художников. Директор галереи Дарина Жолдак мечтает о контракте с третьим и уверена, что за ними будущее
Местные эксклюзивы. Галерея «Коллекция» эксклюзивно представляет уже двоих именитых украинских художников. Директор галереи Дарина Жолдак мечтает о контракте с третьим и уверена, что за ними будущее



В том же направлении движется и столичная галерея «Карась». 

– В любом случае мы выйдем на такой формат, – уверен её директор Евгений Карась. – Это не очень приятная новость для любителей искусства, потому что галереи станут более предвзятыми и, следовательно, больше будут заниматься не уровнем искусства, а маркетингом. 

Впрочем, для своей галереи Евгений Карась рисует вполне радужную перспективу: 5–7 авторов-тяжеловесов, 3–4 художника серьёзного уровня, которые в силу обстоятельств не получили генеральских погон, и 3–5 перспективных молодых художников. 

Однако большинство галеристов считают, что отечественный рынок не готов к западным схемам. Директор галереи «Триптих» Татьяна Савченко уверена, что говорить об эксклюзивном представительстве пока рано. Но при этом «Триптих» сотрудничает только с теми художниками, которые понимают значение галереи. 

– Я против анархии во взаимоотношениях между галереей и художником. У художника должна быть одна цена на его работы и в мастерской, и в галерее. Авторы, с которыми мы сотрудничаем, чётко придерживаются этого правила, – объясняет Савченко. 

Дорогое удовольствие. Евгений Карась, директор галереи «Карась», знает, что выставки обходятся галереям недёшево
Дорогое удовольствие. Евгений Карась, директор галереи «Карась», знает, что выставки обходятся галереям недёшево



Тени покупателей
Воспитанием арт-кадров занимаются и в «Цехе». Плоды их педагогического труда уже есть. 

– Большинство художников, с которыми мы работаем, поняли, что гораздо лучше иметь своего дилера. Это не значит, что у тебя просто кто-то отнимает 50% доходов. Это означает, что у тебя есть свой менеджер, который решает все вопросы, включая бытовые, когда у кого-то украли мобильный телефон, а у кого-то спилили антенну на крыше. При этом художник видит значительный рост стоимости своих работ, и его позиционируют как в местной среде, так и на Западе, – делится Наталья Шейко. 

Отечественные художники только начинают понимать смысл дилерской и галерейной работы. На международном арт-рынке без собственных представителей они бы просто не успевали заниматься творчеством. На Западе в инфраструктуру рынка включены байеры, покупающие на заказ, аукционные дома, арт-консультанты, специализирующиеся на искусстве инвестиционные фонды, музеи, арт-ярмарки. У нас же музей современного искусства, по сути, только один, ярмарок как таковых нет вообще, а цепочка «художник – галерея/дилер – покупатель» вполне может существовать и без среднего звена. 

Авторитетю Галерист Татьяна Савченко отмечает, что молодая украинская буржуазия потянулась к искусству
Авторитетю Галерист Татьяна Савченко отмечает, что молодая украинская буржуазия 
потянулась к искусству


Да и схемы продаж отечественного искусства остаются полулегальными. Далеко не все галеристы готовы открыто говорить о стоимости представленных работ. Прайс-листы нередко существуют только для внутреннего пользования, а цены маскируются под оборотом «страховая стоимость». При этом количество продаж не разглашается, да и покупатели предпочитают оставаться в тени. 

Не способствует улучшению ситуации и законодательство. Согласно Закону «О внесении изменений в некоторые законы Украины (о налогообложении предметов искусства, коллекционирования и антиквариата)», галерист обязан платить 20% НДС от своей прибыли. Если обратиться к конкретным цифрам, то арифметика получится не слишком радостная. 

– Каждая выставка требует большого финансового ресурса – от 10 тысяч долларов до 20 тысяч, если речь идёт о каталоге, о серьёзной презентации, о поддержке в масс-медиа. К тому же в последнее время очень сильно выросли расходы на содержание галереи, – объясняет Евгений Карась. 

Некоторые проекты обходятся галереям ещё дороже. Например, выставка «Самозахват» (сентябрь нынешнего года) обошлась «Цеху» в $40 тыс. Средняя стоимость картины известного современного художника – $5–7 тыс., иногда – $10–12 тыс. Комиссионные галереи, как правило, составляют 10–50%, а хорошим уровнем продаж считается, когда покупают 5–7 полотен из представленных 15–20. То есть даже при самых удачных раскладах галерея вряд ли заработает больше $10–15 тыс. Так что говорить о возможности мощных инвестиций в развитие в такой ситуации не приходится. 

«Самозахватом по искусству» Галерея «Цех» на месяц «оккупировала» один из самых респектабельных домов столицы
«Самозахватом по искусству» Галерея «Цех» на месяц «оккупировала» 
один из самых респектабельных домов столицы



Себе дороже
Положение могут исправить покупатели, готовые потратить на искусство значительные суммы, и они, к радости галеристов, постепенно появляются. 

– Сейчас арт-рынок качественно изменился. Раньше контингент наших клиентов на 80% состоял из иностранцев. Года четыре назад появился новый пласт молодой (28–35 лет) и образованной буржуазии, приобретающей работы художников по различным поводам, – рассказывает Татьяна Савченко. – Я вообще нахожу, что эстетический и культурный уровень нашего общества растёт. Отсюда и возрастающая потребность приобретать произведения искусства. 

О разной мотивации своих клиентов говорит и музыкант, основатель «Я-Галереи» Павел Гудимов:
– Кому-то работа нужна на подарок, кто-то оформляет себе квартиру, кто-то увлекается искусством и готовится стать коллекционером. Кто-то уже является коллекционером. Но очень редко появляются случайные покупатели. 

Причём украинцев среди них больше, чем иностранцев, и часто это люди с не самыми высокими доходами. 

– У меня покупают работы и офисные сотрудники. Немного, две-три в год, но они очень серьёзно к этому подходят, изучают ситуацию, – говорит галерист. 

Наибольший интерес среди отечественных коллекционеров вызывают авторы, работающие в духе живописного модерн-арта, – Александр Сухолит, Павел Маков, Тиберий Сильваши, Анатолий Криволап, Александр Животков. Цены на графику и живопись этих мастеров нередко достигают $20–30 тыс., что вполне соответствует европейскому уровню. 

– На Западе такие цены, как у нас, называются лейтенантскими, – рассказывает арт-критик Алексей Титаренко. – Работы обычного хорошего художника, не гиперзвезды, стоят 5–10 тысяч долларов. А звёзды – это совершенно особая категория, и наши в неё не входят. Звёзды стоят сотни тысяч и даже миллионы. 

В категорию «звёзды» обычно попадают представители радикального контемпорари-арта вроде Дэмиена Хёрста или Джеффа Кунса. В принципе, среди украинцев есть художники, обладающие звёздным потенциалом, но для его реализации их нужно выводить на западный рынок. Пока Илья Чичкан, Арсен Савадов, Олег Тистол, Василий Цаголов, Александр Гнилицкий и другие появляются на аукционах и ярмарках вроде Sotheby’s или «Арт-Москва» лишь эпизодически, а цены на их работы у нас изредка достигают $40 тыс. 

Безусловно, для Украины такой ценовой уровень – прогресс. 

– Цаголова ещё четыре года назад можно было купить за 5 тысяч долларов, а сегодня его работы уходят за 15 тысяч, – приводит характерный пример Дарина Жолдак. 

Тем не менее до 30–40 тысяч евро, которые, по словам арт-критика и куратора Александра Соловьёва, на западном рынке сейчас платят за контемпорари-арт среднего уровня, наши ещё не дотягивают. 

Западный «Цех». Наталья Шейко, совладелица галереи «Цех» и её представитель в Лондоне, знает, что нужно делать, чтобы внедрить на украинском рынке западные стандарты
Западный «Цех». Наталья Шейко, совладелица галереи «Цех» и её представитель в Лондоне, знает, что нужно делать, чтобы внедрить на украинском рынке западные стандарты



К тому же покупают их охотнее не украинцы, а иностранцы, преимущественно россияне. Художникам это выгодно: цены на российском арт-рынке значительно выше, чем на украинском. Что и неудивительно, ведь россияне активно выходят на западный рынок. 

– Ни одна украинская галерея не играет в большую игру, – отмечает Алексей Титаренко. – А москвичи уже участвуют в ярмарках, фестивалях и бьеннале. 

Но всё вновь упирается в деньги. Для «большой игры» нужны значительные средства, которые появятся, когда искусство станет бизнесом. 

– Чтобы заниматься арт-бизнесом, нужно ещё работать долгие годы и формировать арт-рынок. Он уже, безусловно, есть, но носит характер скорее локальный, киевский, а не украинский, а это значительно снижает его потенциал, – считает Павел Гудимов. 

Впрочем, над преодолением местечковости работают практически все отечественные галереи. Но без активного участия отечественного капитала им это делать довольно сложно. Владельцы же больших состояний в современное украинское искусство вкладывать не спешат. Делая ставку на проверенный временем антиквариат или западных художников с именем, они собирают многометровые очереди и привлекают интерес публики к искусству вообще. Отечественные коммерческие галереи от этого интереса тоже получают свои дивиденды. Правда, пока нематериальные.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.