Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Старая добрая «Молодость»

Старая добрая «Молодость»
В Киеве завершился 38-й Международный кинофестиваль «Молодость». Фокус побывал на самых интересных фестивальных событиях
000


Когда три года назад кинофестиваль «Молодость» выехал из столичного Дома кино, завсегдатаи мероприятия жаловались, что пропал его специфический дух. Фестивальные показы действительно захватили почти все крупные кинотеатры Киева, и билеты на них могли купить все желающие. В этом году на фильмы «Молодости» билеты тоже продавались, да и в Дом кино фестиваль не вернулся. Но вместе с тем он вновь стал почти камерным: конкурсные и внеконкурсные показы сосредоточились всего на трёх площадках. 

Небольшое количество залов (три в кинотеатре «Киев», два в «Жовтне» и один в «Кинопанораме») хорошо заполнялись, показы часто сопровождались аншлагами, в том числе и на утренних сеансах. На дневные показы, как в старые добрые времена, можно было попасть по студенческому билету. Поэтому атмосфера складывалась соответствующая: зрители постоянно перемещались из зала в зал, из кинотеатра в кинотеатр, стараясь ничего не пропустить. 

Из любви к искусству некоторым приходилось терпеть неудобства и сидеть в проходах прямо на полу. Даже постоянные технические неполадки вроде пропадающего изображения или идущих невпопад субтитров не смогли спугнуть киноманов. Да и расписание нередко менялось в последний момент, как в школе в первую неделю учебного года. Зато у всех осталось ощущение присутствия в эпицентре фестивальных событий. 

Лёша-Космос. Картина «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего о подготовке первых советских космонавтов стала одной из самых заметных новых российских лент этого года
Лёша-Космос. Картина «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего о подготовке первых советских космонавтов стала одной из самых заметных новых российских лент этого года



Классики и современники
Событий на «Молодости»-2008 оказалось, впрочем, не так уж и много. Если год или два назад приходилось буквально разрываться, чтобы увидеть всё самое интересное, то в этом году программа была раза в два меньше и настолько же скромнее. Особенно это коснулось её внеконкурсной части. 

Именно эта часть, как правило, рядовому зрителю наиболее интересна, поскольку даёт возможность увидеть лучшее из программ кинофестивалей класса А (секция «Фестиваль фестивалей») и позволяет посмотреть на большом экране раритетные фильмы (программа «Особые события»). 

Из фестивальных сливок в этом году на «Молодости» показали российскую ленту «Бумажный солдат». За историю о враче, который готовит космонавтов к первому полёту человека в космос, одновременно копается в себе и пытается разобраться с женой и любовницей, режиссёр Алексей Герман-младший получил «Серебряного льва» в Венеции-2008. Одним из лучших фильмов программы стал болгарский нуар «Дзифт», взявший серебро на Московском кинофестивале этого года. Картину, правда, крутили с DVD, что значительно испортило её чёрно-белый колорит. 

Болгарские пионеры. Режиссёр картины «Дзифт» смешал законы классического жанра фильм-нуар с зарисовкой из жизни советской Болгарии и получил на выходе захватывающий детектив
Болгарские пионеры. Режиссёр картины «Дзифт» смешал законы классического жанра фильм-нуар с зарисовкой из жизни советской Болгарии и получил на выходе захватывающий детектив


Ещё одна лента программы – «Тайны ночного дозора» Питера Гринэуэя и вовсе уже выходила на видео. Двухчасовая сага о том, как Рембрандт создавал своё масштабное полотно, получила в прошлом году «Золотого льва» в Венеции. Редкий уважающий себя фестиваль обходится нынче без уже практически культовых братьев Дарденнов из Бельгии. На «Молодости» показали их «Молчание Лорны». Жёсткую историю об албанской эмигрантке, которой приходится нарушать закон, чтобы остаться в Бельгии, отметили в Канне-2008 призом за лучший сценарий. Компанию этим картинам составили ещё пять, отметившихся на ведущих кинофестивалях мира. 

В рамках программы «Особые события» состоялись показы крайне изобретательного, но не слишком нового фильма Терри Гилиама «Приключения барона Мюнхгаузена», замысловатой псевдоисторической картины «Прах времени» китайца Вонга Карвая, причём её обновлённой авторской версии, а также украинского документального фильма «Чрезвычайный Черномырдин». В этом году российское кино не выделили в отдельный блок, как это было, к примеру, в 2007-м. Однако в целом свежих русских лент на «Молодости» было много. Только в «Особых событиях» их оказалось пять из десяти. В их числе и триллер «Домовой», который выйдет в широкий прокат 13 ноября. 

Без подтекста. Один из лучших конкурсных фильмов, детектив «Следователь», обошёлся без социальных подтекстов, поэтому получил приз только за актёрскую работу
Без подтекста. Один из лучших конкурсных фильмов, детектив «Следователь», обошёлся без социальных подтекстов, поэтому получил приз только за актёрскую работу



Звёзды остались дома
Традиционно в фестивальную программу вошли ночные показы европейских короткометражек и панорамы национальных кинематографов – французского, сербского и польского. Самыми интересными новинками стали сборники лучшей свежей анимации со всего мира (программа «Фестиваль «Крок» представляет») и секции документального кино, посвящённые Голодомору и событиям 1968 года в Чехословакии. Классическую часть обеспечили ретроспективы французской актрисы Жанны Моро и бельгийского режиссёра Андре Дельво. 

Сюрреалистичные картины о жизни и смерти бельгийца Дельво появились в программе «Молодости» в последний момент, а до этого на фестивале планировалась ретроспектива Алена Делона, которую актёр должен был представить лично. Однако звезда французского кино приехать не смог. Не посетил фестиваль и другой француз Жерар Депардье – по семейным обстоятельствам. Ходили слухи, что среди звёздных гостей должна была оказаться американка Ума Турман, правда, всё слухами и закончилось. А в председатели жюри прочили немецкого режиссёра Вима Вендерса, но вместо него руководил судьями американский актёр Арман Ассанте. Не приехали также звёзды открывшей фестиваль ленты Романа Балаяна «Райские птицы» Олег Янковский и Оксана Акиньшина. Зато прибыли постоянный гость «Молодости» Алексей Герман-младший и француз Кристиан Вадим, который представил фильм своего отца режиссёра Роже Вадима «Опасные связи» из ретроспективы Жанны Моро.
Впрочем, и отсутствие звёзд, и скромная программа объясняются очень просто. Знаменитости берут за присутствие на фестивалях значительные гонорары, право показов громких лент тоже стоит немало. А бюджет у «Молодости» довольно скромный: $1 млн. в этом году. Для сравнения: бюджет Московского кинофестиваля составляет около $20 млн., Каннского – 12 млн. евро, Берлинского – 8 млн. евро. «У нас есть опыт работы и в более экономных условиях», – далёк от жалоб художественный директор «Молодости» Андрей Халпахчи. Выделенные средства он и его команда предпочитают тратить на открытие новых имён. 

Дедушка на шаре. Особым событием стал показ не нового фильма Терри Гилиама «Приключения барона Мюнхгаузена». А самого барона объявили символом фестиваля
Дедушка на шаре. Особым событием стал показ не нового фильма Терри Гилиама «Приключения барона Мюнхгаузена». А самого барона объявили символом фестиваля



Парад дебютов «Мой фильм – о жестокости и боли, он не очень радостный, так что не могу пожелать вам приятного просмотра», – сказала перед показом своего фильма Хана Махмальбаф, дочка известного иранского режиссёра и председателя жюри прошлогодней «Молодости» Мохсена Махмальбафа. Картина «Будда взорвался от стыда», которую она представила, рассказала о том, насколько бессмысленны войны на религиозной почве. 

Не должен был вызвать приятных эмоций и фильм россиянина Бакура Бакурадзе «Шультес» (фильм-победитель «Кинотавра-2008») о воре-карманнике, который стремится, но не всегда может забыть своё прошлое. Международное жюри 38-й «Молодости», видимо, и не хотело, чтобы его развлекали: «Будда» и «Шультес» поделили между собой Гран-при фестиваля и $10 тыс., которые прилагаются к «Скифскому оленю». 

Собственно, почти все участники нынешней «Молодости» могли бы подписаться под словами Ханы Махмальбаф. Первую премию получила сербская картина «Гадерсфильд», рассказывающая о неприкаянности одного человека, а заодно и целой страны. Почётные дипломы достались фильмам «Версаль» и «Простое сердце». Первый, удостоенный также приза международного жюри кинопрессы ФИПРЕССИ, сыграл на контрасте и сопоставил красоту знаменитого дворца с не слишком привлекательной жизнью французских нищих. Второй, получивший приз Экуменического жюри, показал мучительную историю женщины, которая всю жизнь стремилась дарить окружающим свою любовь. 

Один в поле воин. Поклонники китайского режиссёра Вонга Карвая смогли увидеть обновлённую автором версию картины «Прах времени»
Один в поле воин. Поклонники китайского режиссёра Вонга Карвая смогли увидеть обновлённую автором версию картины «Прах времени»



Кроме того, в конкурсе полнометражных лент участвовали фильмы о нелёгкой доле бедняков в Монреале («Бой»), опасном быте жителей забитого горного села в Боснии («Снег») и мучениях вернувшегося из Афганистана солдата («Ночь перед глазами»). Социальная тема часто затрагивалась даже в студенческих и короткометражных конкурсных фильмах. 

В этом нет ничего удивительного: если режиссёр снимает развлекательное кино и везёт его на фестиваль, то Гран-при он там вряд ли получит. Так произошло с ироническим детективом «Следователь» венгра Аттилы Гигора. При всех своих остроумных режиссёрских и сценарных находках картина получила лишь приз Ива Монтана за лучшую актёрскую работу. 

Мисс Иран «Скифский олень» из рук Андрея Халпахчи пополнил и без того длинный список наград, которые успела собрать за свой полнометражный дебют иранка Хана Махмальба
Мисс Иран. «Скифский олень» из рук Андрея Халпахчи пополнил и без того длинный список наград, которые успела собрать за свой полнометражный дебют иранка Хана Махмальба



Украинская часть

В трёх основных конкурсных программах отметились также и украинские фильмы. Среди студенческих работ фигурировали «Дождь» Марины Вроды и «Отрочество» Дмитрия Сухолиткого-Собчука, в короткометражках – «Закон» Виталия Потруха. Эти фильмы не взяли призов, но на фоне своих соперников выглядели очень достойно. 

Чего нельзя сказать об участвовавшей в полнометражном конкурсе ленте «Маленькая жизнь» Александра Жовны. Насыщенный церковными песнопениями фильм о сироте, который рисует икону и с её помощью спасает больную девочку, но умирает сам, скорее напомнил телевизионную постановку в духе православного канала «Глас». Перед показом режиссёр заявил, что его фильм не удастся, если из зала не уйдёт половина зрителей, как в своё время произошло на премьере «Сталкера» Тарковского. «Фильм провалился тогда, когда режиссёр позволил себе сделать такое заявление», – отреагировал на нескромное сравнение один из членов жюри украинский журналист Юрий Макаров. 

К более оптимистичным выводам пришло жюри, судившее специальную программу «Панорама украинского кино 2007–2008». В её рамках было показано 27 фильмов, причём в совершенно разных весовых категориях. С мультипликационным фильмом мастера отечественной анимации Евгения Сивоконя соседствовали курсовые и дипломные работы студентов киевского Института кино и телевидения, а снятые опытными кинематографистами фильмы шли вслед за пробными короткометражками новичков. 

Специальный приз в этой категории в размере 10 тыс. грн. получила артхаусная лента «Крылья бабочки» режиссёра Александра Балагуры, живущего последние десять лет в Италии. Объявляя победителя, Тамара Трубникова, книгоиздатель и член Союза кинематографистов Украины, уверенно заявила: «Меня всё время спрашивают, существует ли украинское кино. Посмотрев нашу «Панораму», могу точно сказать: украинское кино действительно есть». Возможно, в следующем году оно проявит себя не только в отведённой ему специальной программе.

0
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.