Как предприниматель-экскурсовод боролся с силами хаоса на Евромайдане

"Герои нашего времени" — спецпроект Фокуса об украинцах, которые не ждут милости от природы, не пеняют на чиновников и не прячутся за спинами других. Наши герои знают, что нельзя отойти в сторону, когда нужно стоять; промолчать, когда нужно говорить; умыть руки, когда нужно действовать

Related video

"Не верю, что украинцы выйдут на Майдан". Так я сказал российскому другу полтора года назад. Если честно, не ожидал, что украинцы смогут объединиться перед лицом общей угрозы. До сих пор перед глазами поток людей, вышедших на вече после разгона студенческого митинга в ноябре. Это перевернуло мое сознание.

Ночь штурма на Грушевского. Встретились на Майдане три интеллигента — я, Макс Яковер, владелец креативного пространства "Часопис", и Игорь Скляревский — автор проекта городской навигации. Мы прочитали сообщение о возможной зачистке. Написали у себя в соцсетях, что едем в центр. Каждого из нас в социальных медиа читает много народу, и мы позвали на площадь какое-то количество людей. Наверное, в этом и польза от нас.

Было страшно. Мне не стыдно в этом признаться. Страшно было в первую очередь за семью. У меня двое детей, младшему всего полгода. Переживал за маму, которая была врачом-волонтером в Доме профсоюзов. Их эвакуировали за полчаса до того, как здание начало гореть.

Ограждать семью от стресса, витающего в воздухе, очень сложно. Но в потоке негатива всегда нужно искать позитив. Недавно в моей машине, стоявшей прямо под домом, разбили окна и вытащили все, до чего дотянулись. Мне вспомнилась хорошая поговорка: "Спасибо, что взяли деньгами".

Я отдавал себе отчет в том, что от меня мало пользы на баррикадах. 18 февраля, когда в центре Киева начали стрелять в протестующих, я делал то, что мог, — помогал медикаментами. В "Фейсбуке" меня читают 4,5 тыс. человек. Я кинул клич друзьям в сети. Мы начали собирать деньги, покупать лекарства для пострадавших и развозить их в медпункты на Майдане и в больницы. Так появились наши "Эскадроны добра". Кроме медикаментов мы обеспечивали Майдан одеждой и едой. За все время собрали 250 тыс. грн.

В те дни повсюду царил хаос. Михайловский собор завалили медикаментами. Но если перевязочного материала было много, то, к примеру, дорогих антибиотиков для операций не хватало. Мы покупали именно такие медикаменты.

Мне очень пригодился опыт автомобильных квестов. "Эскадроны добра" работали по "квестовскому" принципу: штаб — экипаж. Всех людей, которые к нам присоединялись, мы делили на координаторов и курьеров. Координаторы мониторили потребности Майдана, больниц. Для этого мы сотрудничали с общественной организацией "Варта в лікарні" и "Народным госпиталем". Списки передавали экипажам, развозившим все в пункты назначения. В пиковые дни в Киеве работало десять автомобильных экипажей "Эскадронов добра".

Майдан сейчас — это рана. Воспоминания о людях, отдавших свою жизнь за то, чтобы мне и моим детям жилось лучше в этой стране. Хочется верить, что жертвы не были напрасными. Но сможем ли мы не упустить шанс — это уже вопрос к нам самим.

Я обязательно поведу свою старшую дочку в центр Киева, чтобы рассказать о случившемся. Но через какое-то время. Ей всего 4,5 года. Я не хочу, чтобы Майдан вызывал у нее страх. А там пока страшно.

Мне трудно понять, зачем сейчас на Майдане находятся люди. Наверное, неправильно их выгонять. Но и поддерживать их существование я не буду. Именно поэтому мы решили прекратить помощь Майдану. Хотя все еще приобретаем медикаменты в медпункт на Трехсвятительской. Для тех, кто остался на площади, война до сих пор продолжается.

Елена Струк, Фокус