Экс-глава спецслужбы Израиля Кедми: Сепаратисты в Украине - реальная сила

Бывший глава израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми — о тактических ошибках украинской армии, допущенных на востоке страны

Related video

Армия не умеет воевать против неармии. Регулярные войска не обучены ведению боев в местах высокой концентрации мирного населения. Использование бронетехники и полевой артиллерии здесь малоэффективно. Нужно работать точечно. Для этого требуются небольшие, маневренные подразделения, а не полки. Да и оружие нужно другое. Полевые пушки на улицах увеличивают количество жертв, но не приносят убедительных результатов. Другое дело мелкокалиберные орудия — автоматические пушки в 20–40 миллиметров или крупнокалиберные пулеметы.

От авиации в городском бою тоже пользы немного. Для точечных ударов нужен другой уровень технической оснащенности. Что касается танков и бронетранспортеров — они так уязвимы на городских улицах, что использование этой техники и вовсе пойдет во вред. Для участия в таких конфликтах следовало бы привлекать не регулярную армию, а внутренние войска или специальные подразделения полиции.

Разговоры о некой "комбинированной войне", подобной которой еще не было, звучат непрофессио­нально. Организация и ускоренное обучение отрядов, набранных из местного населения, плюс военная, финансовая и техническая поддержка извне — обычная схема. Подобные вещи происходили и происходят во время всех переворотов и революций. К примеру, украинские события можно сравнить с сирийскими — масштаб другой, но принцип тот же. То, что армия на востоке страны нерезультативна, очевидно. Сами посудите: заняли позицию — отдали, взяли блокпост — ушли. Все дело в банальном недостатке подходящего для городских боев вооружения и неэффективном планировании военных операций.

Похоже на то, что вооруженное противостояние затянется, если стороны не найдут политического разрешения конфликта. Для быстрого и эффективного подавления движения ополченцев, или сепаратистов — называйте как хотите — нужны серьезные финансовые вложения. Тех денег, которые Украина рассчитывает получить от МВФ, хватит только на залатывание уже возникших дыр. Для обновления вооружения, подготовки спецподразделений и ведения военных действий потребуется во много раз больше.

Силы, действующие против регулярной армии, быстро организуются и наращиваются. Их тактика понятна. Очевидная цель — расширение влияния и вытеснение армии. Возможно, они не остановятся, заняв Донецкую и Луганскую области, а будут двигаться дальше, в первую очередь в остальные шесть областей юго-востока, включая Одессу. Сейчас трудно сказать, удастся ли украинской армии локализовать это движение, занять ключевые позиции и вернуть в ведение правительства объекты, символизирующие власть. Теоретически идеальным решением было бы прекращение поставок оружия, амуниции и транспортировки людей из России. Однако я сомневаюсь в том, что сейчас это возможно. Слишком велика протяженность украинско-российской границы. Да и условия ее прохождения строгими не назовешь.

Недавно прочел интересное сообщение: пограничные войска были атакованы отрядом сепаратистов, состоявшим из 400 человек. Это почти батальон. Представляете, что такое почти четыре роты? Ротой обычно командует капитан — человек, который четыре года провел в военном училище и еще столько же на военной службе. Для командования батальоном нужно гораздо больше. Видимо, в рядах воюющих против армии нет недостатка в хорошо подготовленных людях, обладающих военным опытом. Если для них не проблема собрать отряд из 400 человек и грамотно провести атаку, они — реальная сила.

Будь я главнокомандующим Вооруженными силами Украины, не вел бы бои одновременно по всему фронту. Преимущество армии в том, что она мобильна. Значит, можно быстро перемещать войска, концентрируя силы на критических участках. Так, шаг за шагом ополченцы, или сепаратисты, были бы вытеснены с территории, которую сейчас занимают.

Яков Кедми. Он же Яков Казаков. Родился в Москве в 1947 году. Летом 1967-го публично отказался от советского гражданства, требуя разрешения на выезд в Израиль. В 1969 году эмигрировал в Израиль

Служил офицером армейской разведки в танковых войсках во время войны Судного дня. Был в одном экипаже с будущим премьер-министром Эхудом Бараком. В 1977-м начал работать в спецслужбе "Натив". Через пятнадцать лет возглавил ее. В 1999 году ушел в отставку.

Записала Мария Бондарь, Фокус