Ради чего мы воюем, или Почему у нашей киноиндустрии есть будущее

"Когда нет лекарства от чумы, нужно отвлекаться, нужно показать всем, что мы живы и будем жить".  Так сказала Кира Муратова на закрытии пятого юбилейного Одесского кинофестиваля. Зал взорвался аплодисментами

ОМКФ-2014 / Фото: oiff.com.ua
ОМКФ-2014 / Фото: oiff.com.ua
Related video

В последние четыре года наша киноиндустрия начала возрождаться. За прошлый год в Украине было полностью реализовано 56 кинопроектов, а на конкурс ОМКФ прислали 128 фильмов – небывалое количество. Отсутствие госфинансирования грозит уничтожить эти начинания. А ведь кино – свое собственное, национальное кино, отражающее душу народа, – нужно людям, и особенно сегодня.

Это доказывают и полные залы на просмотрах во время ОМКФ, и длительные овации стоя после показа "Хайтармы" Ахтема Сейтаблаева, "Майдана" Сергея Лозницы, "Поводыря" Олеся Санина.

Многие украинские фильмы прошли на фестивале путь от питчинга до национального конкурса. "Зеленая кофта" Владимира Тихого принимала участие сначала в программе питчинга, затем в workinprogress (показ фильмов на завершающей стадии производства), побывала на фестивалях в Варшаве и Сан-Себастьяне, а в 2014 году была отмечена специальным дипломом национального конкурса ОМКФ. Участник позапрошлогоднего показа питчингов – фильм "Племя" Мирослава Слабошпицкого – получил призы в Каннах и гран-при в Ереване этим летом. Фильм Наны Джорджадзе "Моя русалка, моя Лореляй", копродукция Грузии и Украины, также начал с питчинга, затем через workinprogress дошел до национального и международного конкурса в 2014.

Проекты, представленные в этом году на показе питчингов, были высоко отмечены профессионалами. Это значит, что у нашего кинематографа есть будущее – нужно только немного помочь: развивать существующие профессиональные площадки, вступить в Евримаж (Европейский фонд поддержки кино), создать несколько национальных фондов развития киноиндустрии. Ну и, конечно, сделать все, чтобы украинские зрители могли смотреть национальное кино.

В этом смысле у Одессы большой потенциал. Более 105 тысяч зрителей на ОМКФ ежегодно – серьезная заявка на развитие кинотуризма в городе. Причем, с возможностью расширения аудитории за счет мероприятий-сателлитов. В 2014 году около 40 тысяч человек посетили опен-эйр показы на Потемкинской лестнице и Ланжероновском спуске. В один из дней фестиваля мы проводили благотворительный показ фильма "Гамер" Олега Сенцова. Многие пришли смотреть фильм во второй или третий раз, чтобы помочь Олегу.

Украинская аудитория постепенно становится все более интеллектуальной, а спрос на арт-мейнстрим растет. Это видно и на примере волонтеров, которые работали на ОМКФ. В 2014 году из тысячи человек в команде 220 были волонтерами.

Глядя на этих ребят, убеждаюсь: у Украины есть будущее. И оно – за молодежью, которая высоко ценит свою культуру. Говорят, когда Уинстону Черчиллю принесли проект госбюджета на 1941 год, и он не нашел в нем затрат на культуру, то очень удивился. "Ради чего мы тогда воюем?" - спросил он. Только культура как основа идентичности народа стоит того, чтобы ее отстаивать. Только культура, частью которой является кинематограф, способна объединить людей и показать, по словам Киры Муратовой, "что мы живы и будем жить".