Какова мораль наощупь

Верховная Рада ликвидировала самый безнравственный государственный орган - Национальную экспертную комиссию по вопросам общественной морали. Только этого мало

Иллюстрация: itc.ua
Иллюстрация: itc.ua
Related video

Перед вами исторический текст. Это последняя колонка на тему Нацкоммора. Написано их было сотни. Недоуменных, саркастичных, возмущенных. Попытки комиссии поконтролировать и порегулировать культурные процессы вызывали всю гамму эмоций культурного сообщества — от смеха до ярости. Среди самых ярких "подвигов" — негативные отзывы на мультфильмы South Park и "Симпсоны", подозрительное изучение "Шрэка" и "Губки Боба", инициирование запрета на книгу Олеся Ульяненко "Жінка його мрії".

Как анекдот пересказывают реакции "моралистов" на просмотре лучшего украинского фильма последних лет — "Племени" Мирослава Слабошпицкого. Показ прошел под причитания "Українці, схаменіться! Україна гине!".

По словам Ольги Черваковой, соавтора закона, ликвидирующего Нацкомморали, заключения комиссии даже не были экспертными в юридическом смысле. По сути, это было "частное мнение группы граждан Украины, за которое Государственный бюджет каждый год платил от 4 до 9 миллионов гривен".

Несмотря на резкое общественное неприятие деятельности этой старушечьей лавочки у подъезда, превращенной в государственный орган, она продолжала отъедать свои казенные миллионы. Не гнушалась их требовать и во время войны. Глава комиссии Василий Костицкий, прознав о намерении закрыть лавочку, якобы приводил последний гуманитарный аргумент: закрывайте, но не сейчас, дайте доработать год, оставшийся до пенсии.

В одном из давних интервью Костицкий удивлялся, что нет наплыва желающих занять освободившиеся в комиссии вакансии: "Странно… Ведь это же гарантированная зарплата!" Из введенных в состав комиссии от работы и гарантированной зарплаты отказались Иван Дзюба, Святослав Вакарчук да Андрей Курков. Но немало известных людей не пренебрегли. С моралью у моралистов, как это обычно и бывает, полный порядок.

Радость от ликвидации нелепого нароста на государственном теле Украины понятна, но степень этой радости не соответствует масштабу события. Да и революционного в этом ничего нет: убрать Нацкомморали намеревался еще азаровский Кабмин. Был разработан соответствующий законопроект, да то ли в битве за бюджетные потоки руки не дошли, то ли глава комиссии Василий Костицкий использовал свои незаурядные лоббистские таланты.

Цирк Костицкого был на виду и на слуху, а сколько еще таких контор и конторок, которые точат казну, стараясь не привлекать к себе внимания! И обороты там побольше.

При этом никто не ставит под сомнение правомерность существования закона "Про защиту общественной морали" авторства незабвенного Леонида Черновецкого. Именно этот закон послужил основанием для создания в 2004 году Национальной экспертной комиссии по вопросам общественной морали. Авторитетный члена "Посольства Благословенного Царства Божьего для всех народов", в народе — Церкви Сандея Аделаджи, тоже, известно, высоких нравственных принципов человек. При морализаторе Ющенко тема соблюдения общественных нравов легла как родная. Недаром Черновецкий дважды становился мэром в бытность Ющенко президентом. А Янукович, хоть и был набожной сволочью, но при этом предельно конкретной, мог и рубануть Нацкомморали. Рубанули вот сейчас.

Червакова, кстати, поспешила успокоить: дескать, закон действует, осталось девять других государственных органов, которые стоят на страже и бдят. Порнография не пройдет!

Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций встрепенулся: как же теперь? Бесы перейдут в наступление! Нет-нет, говорят им, бесы под контролем. Можем встретиться и обсудить. Расшаркивание государства перед религиозными инстанциями характерно для Украины. При слабой развитости гражданских структур церковные плотно оккупировали место главного контактера с государством от имени общества. Вот только общество у нас преимущественно светское, а теперь еще и в значительной степени революционное. Церковное охранительство и консерватизм — явно из другой оперы. Кто-то боится в ходе преобразований утратить нравственные ориентиры? Нет ничего более безнравственного, чем остаться в прошлом после всего произошедшего за последний год.

А насчет морали… В тот же день, когда Верховная Рада ликвидировала моральную комиссию, она же назначила генеральным прокурором Виктора Шокина, чьи лучшие профессиональные годы пришлись на президентство Леонида Кучмы. Перед детьми стыдно.