Земля из-под ног. Как украинские туристы пережили землетрясение в Непале

Фото: err.ee

Фокус связался с украинскими туристами, которые оказались в Непале во время землетрясения

Related video

25 апреля недалеко от Катманду произошло мощное землетрясение, в результате которого погибло более пяти тысяч человек. Украинский МИД сообщил, что на тот момент в Непале был 191 украинец. По состоянию на вечер вторника, 28 апреля, сообщили о себе родственникам или представителям посольства только 62 человека. Премьер-министр Арсений Яценюк пообещал, что самолет для эвакуации граждан Украины должен вылететь из Киева в среду, 29 апреля.

Украинские путешественники в Непале рассказали Фокусу, как они пережили бедствие, довольны ли работой МИДа, и когда собираются возвращаться домой.

− Мы с женой Ольгой путешественники. В Катманду прилетели из Дели 8 апреля. В день, когда случилось землетрясение, с друзьями гуляли по Тамелю, туристическому кварталу столицы. Вдруг асфальт под ногами начал танцевать. Приходилось прикладывать усилия, чтобы устоять на ногах. Многим пешеходам не удавалось удержать равновесие. Падали мотоциклисты. Люди кричали. Я побежал к ближайшему перекрестку, но потом увидел, что моя жена осталась, и вернулся назад. Оказалось, наш друг и его отец упали, и им понадобилось время, чтобы подняться.

Центр Катманду тесно застроен невысокими зданиями, дороги очень узкие, без пешеходных переходов. Найти безопасное место было непросто. Наконец мы увидели толпу людей, которые собрались посреди дороги вдали от домов. Они были очень взволнованы. В тот момент все смотрели наверх, на крыши домов − падающие предметы представляли самую большую опасность. Я постоянно думал о том, какой силы будут афтершоки − сейсмические удары, которые следуют за основным.

Здания, которые окружали нас, были построены из бетона, поэтому выдержали землетрясение. Только у одного двухэтажного дома обвалилась стена, но никого не задела. Через пару часов появились люди в форме стали что-то объявлять. В нашей толпе не было никого, кто бы сильно пострадал. Возможно, поэтому я не видел, чтобы организовано оказывали помощь.

Фото: Ольга Майгутяк

В следующие двое суток мы закупили достаточно еды и воды, чтобы в случае их нехватки чувствовать себя комфортно. Этого можно было не делать: найти работающий магазин не было проблемой. Сразу после землетрясения пропала мобильная связь. К вечеру в отеле появился Интернет, и мы написали родным, что с нами все в порядке. Также связались по электронной почте с посольством Украины в Индии (по совместительству Непала) и сообщили, что помощь нам не нужна. Через пару дней из Индии приехал представитель посольства, стал составлять списки и координировать помощь пострадавшим. Первые сутки после происшествия мы ночевали в саду нашего отеля, в беседке.

Сейчас обстановка в туристическом районе спокойная. На пятый день после землетрясения работала часть магазинов, кофейни и рестораны. Больше всего пострадала историческая часть Катманду, разрушена Королевская площадь. Я не слышал, чтобы массово пострадали жилые районы.

Наш отпуск заканчивается через пару дней. Если будет организован вылет раньше, мы воспользуемся этой возможностью: нет гарантии того, что не будет новых толчков.

В Непале мы уже в третий раз. В 2011 году тоже застали землетрясение, но не такое сильное. Не исключаю, что вернемся сюда еще: Непал − замечательная страна с красивой природой и очень открытыми людьми.

− В Катманду прилетела 25 марта, планируя пройти несколько горных маршрутов. Когда началось землетрясение, мы с друзьями завтракали в кафе, в туристической части города Покхара (70 км от эпицентра). Мы быстро выбежали из кафе, захватив с собой вещи. На улице была толпа местных жителей и туристов, которые смотрели, как шатаются постройки вокруг. Мы оказались рядом с недостроенной гостиницей, казалось, она вот-вот рухнет. Паники не было. Люди стояли молча, пытаясь удержаться на ногах.

Примерно через час был еще один сильный толчок. Мы собрали в гостинице все самое необходимое и пошли в туристический офис. Там узнали, что все горные маршруты невредимы, продолжали выдавать специальное снаряжение для походов. До вечера были небольшие толчки, поэтому мы гуляли подальше от зданий. Первую ночь не спали − сидели на улице около гостиницы. Интернет и электричество были не везде в городе, но с родными удалось связаться практически сразу. А вот мобильной связи не было. Мои друзья были в Катманду, и я не знала, все ли с ними в порядке.

Сильно пострадал район Эвереста в Катманду − там тысячи погибших и огромное количество пострадавших

На следующий день был еще один сильный толчок, поэтому пришлось ночевать в парке, в спальном мешке, вместе с местными жителями и туристами. Непал − страна походного туризма и альпинизма. К счастью, у многих была экипировка, спальники и даже палатки. Магазины и кафе работали в Покхаре обычном режиме. Почти все здания остались невредимыми. Из новостей я узнала, что в этом округе погибли двое местных жителей. Очень пострадал район Эвереста в Катманду − там тысячи погибших и огромное количество пострадавших.

Мы не нуждались в помощи, поэтому не обращались за ней в посольство или консульство. Но нуждались наши друзья. 25 апреля они пытались вылететь своим рейсом из Катманду в Киев. Их не пустили в аэропорт, объясняя тем, что нужно принимать военные самолеты. Пробиться удалось с боем и скандалом на следующий день. Гораздо проще было улететь туристам из тех стран, представители консульств которых были в аэропорту, помогая своим гражданам.

С 26 апреля появилась мобильная связь, я решила позвонить в посольство Украины в Индии и Непале. Звонила много раз, но по всем указанным телефонам никто не брал трубку. Дозвониться удалось лишь однажды. Непалец или индус на английском языке сказал, что консул кушает и попросил перезвонить через десять минут. Больше никто трубку не брал.

О том, что 29 апреля автобус вывозил украинцев из Покхары в Катманду, я узнала от друзей. Решила не улетать из Непала самолетом, которым будут эвакуироваться украинцы. Пусть летят те, кто действительно пострадал. Мой вылет 3 мая. Дорога из Поккары в Катманду открыта с 27 апреля: летают местные самолеты, ходят маршрутки и туристические автобусы.

− Я прилетела в Катманду в начале апреля. Последние три года постоянно путешествую. Непал – 22-я страна в моем списке. Первые недели мы с группой ездили по стране. Остановились в горах, в небольшой деревне.

В день землетрясения решили спуститься вниз, в поселок Вестхаус, который находится в 20 километрах от Катманду. На лесной тропинке в горах нас застали первые толчки. Вначале было непонятно, что происходит. Я даже подумала, что недалеко упал самолет – был такой сильный грохот. Мы увидели группу непальцев и подошли к ним, потому, что не знали как себя вести. Недалеко был домик, он шатался так, как будто был сделан из желе, а не из кирпича. Было тяжело стоять на ногах: земля казалась мягкой, уходила из-под ног. Это вызывало сильный страх.

В Непале к происшедшему относятся спокойнее, чем в русскоязычном Интернете

Когда первые толчки утихли, мы продолжили спуск. Возле Вестхауса нас накрыла еще одна волна. Мы добрались до поселка и сняли комнату в одном из домиков. Мебель внутри была разбросана, но постройка уцелела, как и большинство домов в Вестхаусе. Наши друзья, которые остались в горной деревне, рассказывали, что много домов там разрушилось: они были глиняные и ветхие.

Большинство разрушений в Непале – это старые здания. Очень пострадал Бхактапур: там архитектурные памятники, узкие улочки – людям просто некуда было бежать. Непальцы привыкли к таким природным катаклизмам. Если толчки сильные, они выходят на открытые пространства, разбивают палатки и ждут, когда стихия пройдет. Насколько я знаю, в Катманду люди собирались в центральном парке в первые сутки. Там было организовано питание, вода, раздавались спальные коврики.

Мы связались с украинским консульством, как только появилась такая возможность. Мне предлагали уехать в Украину, но я решила остаться здесь до июня, пока не закончится срок моей визы. Я не видела масштабных разрушений и погибших людей. Может быть, поэтому мне кажется, что в Непале к происшедшему относятся спокойнее, чем в русскоязычном Интернете. Паники нет. У непальцев другое мировоззрение, они относятся ко всему легче. Говорят, землетрясение – это силы природы, их нужно уважать и принимать.

Многие украинцы, которые здесь живут, уезжать не собираются. Хотя есть такие, кто и так планировал отъезд, поэтому решил воспользоваться ситуацией, чтобы бесплатно добраться домой. Все желающие улетят из Катманду в Киев 30 апреля.

Местные жители говорят, что через 72 часа после первой волны все может повториться. Ничего не было. Небольшие толчки чувствуются до сих пор, но они уже не опасны. Мы уже не вскакиваем с кроватей и не бежим на улицу.