Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Украинцы все чаще покупают украинское

Украинцы все чаще покупают украинское
Потребители находят замену импорту, переходя на отечественное. Одни видят это более выгодным, другие – патриотичным
000


Вместо любимых заморских яблок киевлянка Наталья Кушнарёва покупает килограмм нашей «симиренки». Ей далековато до райских плодов, которыми хрустят в рекламе против кариеса, зато стоят украинские яблоки в два, а то и в четыре раза дешевле. 

– Кризис, – разводит руками Наталья. – Муж взял кредит, приходится экономить. Ну, хоть поддержим отечественного производителя. 

Тут собеседница Фокуса натянуто улыбается и резюмирует с некоторой досадой: мол, яблоки они и в Африке яблоки. 

Куриная дальновидность
Ещё в конце 90-х представитель Стокгольмской школы экономики и политических наук футуролог Ролф Йенсен предрёк «общество мечты». Вот одна из иллюстраций его так называемого «рынка историй». И те куры, что живут в клетках, и те, что гуляют на приволье, несут совершенно одинаковые яйца. Но, например, в Дании потребители готовы переплачивать 15–20% за яйца от «свободных» кур. 

Украинцы – не датчане, что, впрочем, не мешало и нам тратить деньги на польский сыр, российский шоколад и испанскую колбасу. 

Но мировой экономический кризис поставил крест – по крайней мере, временно – на «обществе мечты» и затруднил приобретение французского сыра с элитной плесенью в отечественных супермаркетах. 

Изучение потребительских настроений, проведённое в ноябре Международным центром перспективных исследований совместно с компанией GfK Ukraine, показало их самое глубокое падение, начиная с 2000 года. Впрочем, в декабре они оказались ещё хуже. 

Итак, украинцы покупают меньше, и в первую очередь это касается дорогого импорта. Средний класс, до кризиса транжиривший деньги на деликатесы и импортный алкоголь, переходит на потребление товаров более низких ценовых категорий. 

Проценты патриотизма 
Доля украинцев, предпочитающих при покупке:

Продуктов питания 

Продуктов питания

Средств личной гигиены 

Средств личной гигиены


Хозяйственно-бытовых товаров 

Хозяйственно-бытовых товаров

Оте Отечественного производства
Оте Импортных производителей
Оте Производитель не имеет значения
Оте Затруднились ответить

Источник: маркетинговая
компания ACNielsen Ukraine


В продуктовой корзине пиар-менеджера Ольги Данченковой национальной продукции стало куда больше. 

– Если раньше я могла побаловать себя бельгийским шоколадом или дорогими конфетами, то сейчас заменила это отечественными сладостями, – улыбается Ольга, разглядывая ассортимент кондитерского отдела в одном из столичных супермаркетов. – По-новому взглянула и на знакомые с детства заварные пирожные, и на «Киевский» торт. Я не думаю, что импорт принципиально лучше украинских товаров, но когда были деньги, естественно, хотелось попробовать чего-то нового, заграничного. 

Ольга рассказывает, например, что с удовольствием использовала для приготовления греческого салата сыр «Фета». Теперь она берёт сыр шосткинского завода и готовит не салат – для него нужны сладкий перец, оливки и помидоры, – а бутерброды. Молоко, творог, колбасные изделия тоже покупает наши. «Энергетические» батончики заменила свежей морковью. 

– Вот только средства гигиены всё равно предпочитаю импортные. Экономить на таких вещах просто неприлично, – говорит Ольга. 

Водка как текила
Украинцы покупают украинское, а ведь совсем недавно казавшаяся прочной гривна, рост цен и материального благополучия буквально выдворяли национальные товары из потребления. Эксперты рассуждают: теперь, когда финансовые возможности населения стали куда скромнее, а национальная валюта обвалилась, должен произойти естественный процесс импортозамещения. Так, например, после девальвационного шока 1998 г. в стране было налажено собственное производство моющих средств. 

– Модель поведения среднего класса меняется, – говорит экономист Андрей Сищенко. – Раньше, до падения гривны, выбирая между хорошей украинской водкой за 80 гривен и какой-нибудь текилой за 130 гривен банковский клерк с приличной зарплатой выбирал текилу. Сейчас, когда расходы на некритичные для жизнедеятельности товары и услуги – «статусные» вещи, предметы роскоши, интерьера, бытовую технику, развлечения сокращаются, людям не принципиально, какое пиво пить: наше или импортное, если оно равноценно по качеству. 

Да, цены на наши продукты выросли на 25%, но, как считает экономист, импорт подорожал как минимум вдвое. Андрей Сищенко указывает на то, что похоже дела обстоят и со сферой услуг. Вот, например, внутренний туризм украинцы уже «распробовали». Ездить по стране стало модно. Смещаются потребительские взгляды и в промтоварной области. 

Ольга Данченкова вздыхает у витрины:
– Европейская одежда даже самых демократичных брендов заметно подорожала. Впрочем, это не такой насущный вопрос, как продукты питания. Много ли одежды приходится покупать еженедельно? А есть нужно каждый день. 

Просто расчёт. Если украинские товары подорожали на 25%, то цена импорта выросла как минимум в полтора раза. Выбор диктует простая арифметика
Просто расчёт. Если украинские товары подорожали на 25%, то цена импорта выросла как минимум в полтора раза. Выбор диктует простая арифметика



Экономия – философия
Переход к употреблению отечественных товаров можно пытаться представить и мировоззренческой позицией. По крайней мере, так объясняет соцрекламу «Покупай украинское!», затеянную Украинской народной партией, зам её руководителя Ярослав Джоджик: 

– Несерьёзно есть во время кризиса польское мясо, польское сало и польскую вермишель. На украинские деньги нужно покупать украинские товары. 

Привычка покупать товар исключительно отечественный у телевизионного режиссёра Максима Демского появилась во время оранжевой революции. В «опальные» страны первой попала Россия. 

– Из продуктовой корзины ушли российские чипсы, сыр, – рассказывает режиссёр. – Потом я стал обращать внимание на одежду. Отказался от китайских и турецких шмоток. Знаю пару мест, где можно купить трикотаж украинской выработки. Какие-то вещи шью на заказ. Выходит дороже, но я понимаю, за что плачу. Кстати, езжу на нашей «Таврии». 

Но было наивным всерьёз полагать, что заметно снизойти к украинской продукции покупателей подтолкнули патриотизм и сострадание к нашим производителям. 

Кроме фиников. Бухгалтер Наталья Ющенко из продуктового импорта покупает разве что финики. Считает, что употребление отечественного полезнее и для желудка, и для кошелька
Кроме фиников. Бухгалтер Наталья Ющенко из продуктового импорта покупает разве что финики. Считает, что употребление отечественного полезнее и для желудка, и для кошелька



– Импортным овощам и фруктам я предпочитаю отечественные не из патриотических соображений, – говорит бухгалтер Наталья Ющенко. – Во-первых, берегу здоровье. Ведь если персики везут из Турции, их наверняка чем-то прыскают. А моя знакомая-косметолог утверждает, что для здорового цвета лица лучше есть то, что растёт на территории твоей страны. Во-вторых, так и для кошелька полезней. Перестала покупать импортное варенье и соления: просто смешно тратиться на малиновый джем или солёные огурцы из Швеции. С заграничной сладкой воды перешла на украинские соки, вместо испанской колбасы начала есть мясо. Лепить котлеты, конечно, некогда, но даже кусочек простой отварной говядины куда вкуснее и полезнее сомнительного сервелата. То же – с паштетами. Единственный импорт, в котором не могу себе отказать, – финики. 

Ещё раньше, чем тенденция поиска заменителей импорта проявила себя в магазинах, некоторые из родных производителей уловили, откуда дует ветер. Украинские сыровары, например, научились изготавливать сыр с плесенью: в магазинах его найти сложно, стоит он гораздо дешевле фирменного дорблю и рокфора, а на вкус – даже ближе к ним, чем наша жизнь к европейскому укладу.

0
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.