Ради приключения. Как украинец запустил сервис поиска репетиторов в шести странах

Фото: из личных архивов
Фото: из личных архивов

Основатель сервиса поиска репетиторов Preply Кирилл Бигай рассказал Фокусу о том, как это — уйти с самого большого рынка в мире и не разувериться в себе, и почему успех стоит измерять в деньгах

Related video

Все думают, что стартапы появляются просто: бац, возникла идея, и вы тут же воплощаете ее в жизнь. Это не так. Идею нужно выносить, она эволюционирует со временем.

Я ходил на курсы английского языка и хотел начать учить второй. То ли китайский, то ли испанский, не помню. У меня было два свободных дня в неделю, и найти курсы под это расписание оказалось нереально, а времени на звонки я потратил много. Я понял, что на украинском рынке нет платформы для удобного поиска курсов и загорелся этой идеей.

В то время я работал в Terrasoft (компания, которая занимается разработкой программного обеспечения корпоративного класса. — Фокус). Мне нравилась работа, я вел интересный проект, но появилось предложение об инвестиции в мою идею, и я согласился. Подумал: если не сейчас, то когда? Мы пробовали сделать такой сервис, но оказалось, что украинский рынок слишком маленький для этого. Ничего не вышло.



Кирилл Бигай: "У нас принято считать, что деньги — это зло, а богатые люди плохие. Но это не так. Деньги — универсальное мерило того, какую ценность ты представляешь для общества"
Fullscreen
Кирилл Бигай: "У нас принято считать, что деньги — это зло, а богатые люди плохие. Но это не так. Деньги — универсальное мерило того, какую ценность ты представляешь для общества"

Мы начали думать, какую еще связанную с образованием платформу можно создать. В итоге запустили сервис для поиска репетиторов в США. Почему именно Штаты? Потому что это самый большой рынок. Мы поработали там какое-то время, заработали $200 тысяч, но чтобы оставаться на рынке, нужно было $2 млн. Поэтому мы вернулись в Украину и создали платформу для поиска репетиторов здесь.

Это работает так. Репетиторы могут найти у нас учеников, и наоборот. Кроме того, через нас репетиторы могут принимать платежи, составлять свое расписание, отслеживать статистику. Мы не влияем на ценообразование, репетиторы сами выставляют суммы гонораров, а мы берем только определенный процент. С момента запуска прошло три года, и сейчас наши сервисы работают еще в Польше и России. В процессе запуска Германия, Бразилия и Мексика.

Для нас главное, чтобы на сайте было много пользователей. И учеников, и репетиторов. Вы же не будете заходить на сайт с объявлениями, если там нет продавцов?

Я живу в Киеве, но часто бываю за рубежом. Недавно вернулся из Берлина, где провел полгода. Когда запускаемся где-то, конечно, едем туда на время. Но эмигрировать я пока не хочу. Другое дело – пожить за границей пару лет. Это расширяет горизонты и делает тебя открытым миру.

Когда я начинал свой бизнес, у меня не было мыслей: "Вот сейчас брошу работу, а если ничего не получится, то что же делать?". Ну не получится и не получится. Это не конец света. Я воспринимал это как приключение. Думал, что если ничего не выйдет, вернусь на работу. В итоге сначала у меня не получилось, но на работу я не вернулся.

В чем измеряется успех? Сложный вопрос. Думаю, что все же в деньгах и степени влияния на мир. У нас принято считать, что деньги — это зло, а богатые люди плохие. Но это не так. Деньги — универсальное мерило того, какую ценность ты представляешь для общества. Apple, Facebook, Google ведь не зря стали богатыми компаниями. То, что они делают, ценно для людей.

Наша компания пока тратит больше, чем зарабатывает. Я спокойно к этому отношусь. Моя цель — не быстрая прибыль, а рост бизнеса. Поэтому всю нашу прибыль мы инвестируем в его развитие. Я хочу построить самую большую платформу для репетиторов в мире. Охватить все страны, кроме, конечно, Северной Кореи. Это не цель жизни, но это цель на данный момент.

Мне нравится создавать что-то новое, каждый день встречаться с проблемами и думать, как их решить, постоянно учиться. Нравится свобода действий и постоянный драйв. Я вижу себя сейчас и вспоминаю, каким был три года назад. Это два разных человека. Я нравлюсь себе сейчас.

Фото: из личных архивов