Освобожденных моряков Фаины ждет серьезный разговор с судовладельцем

Переговоры моряков «Фаины» с судовладельцем о финансовой компенсации за плен и страдания обещают быть не менее сложными, чем торги с сомалийскими разбойниками

Related video

4 февраля около 16.00 по киев­скому времени легкомоторный самолет пролетел над украинским сухогрузом "Фаина", сбросив на его палубу сумку с 3,2 млн. долларов. Сомалийские пираты, более четырех месяцев державшие в заложниках экипаж судна –17 украинцев, двух россиян и одного литовца, пересчитали деньги и небольшими группами покинули корабль, захватив заодно с выкупом одежду и личные вещи моряков ("рядовым пиратам" главный куш не светит, так что взяли добычу натурой). На следующий день "Фаина" под охраной корабля американских ВМС оправилась в кенийский порт Момбаса. А в Украине тем временем начали подводить итоги: писать отчеты об успешно проделанной работе, выяснять, по чьей вине затягивались переговоры с захватчиками, и готовиться к суду.

Непереговорчивые
Когда моряки еще не прилетели в Украину, отец одного из них, Виктор Шаповалов, опасался, что ему не удастся встретить сына.

– Так много сегодня желающих по­здравить моряков, обнять их, повесить медаль, что на взлетном поле для нас не найдется места, – объяснил он Фокусу.

Отец боцмана вспоминает, что еще пару недель назад такой ажиотаж тяжело было представить. С октября родственники моряков обивали пороги МИДа и Секретариата президента, где вместо информации о состоянии заложников получали единственную установку: не делать заявлений в прессе, чтобы "не помешать ходу переговоров, которые вот-вот завершатся". 24 декабря они потребовали предъявить им доказательства того, что члены экипажа "Фаины" живы, но так и не добились связи с пленными, поэтому 8 января вопреки настоянию властей обратились к СМИ. 19 января был создан комитет по спасению моряков "Фаина С.О.С.", 22 января состоялась пресс-конференции, а 25 января – первый сеанс общения с членами захваченного экипажа.

– Тогда уже события понеслись галопом, и многие были готовы не то что присоединиться, а возглавить борьбу за освобождение "Фаины"! – вспоминает Виктор Шаповалов. – Многие говорили, что если бы мы не погнали волну, то вряд ли бы увидели своих детей живыми.

Однако представитель судовладельца, главный редактор сетевого издания "Морской бюллетень – Софрахт" Михаил Войтенко уверен: родственники отнюдь не способствовали скорейшему освобождению судна. По его версии, такие их действия, как открытие специального счета для сбора денег пиратам, могли даже сорвать переговоры. Морские разбойники, следившие за событиями в Украине, могли бы держать моряков в плену до тех пор, пока их родственники не соберут $10–15 млн. К счастью, этого не произошло. После безрезультатного вмешательства в переговоры частного лица – американки Мишель Линн Балларен, по собственной инициативе обещавшей увеличить сумму выкупа, пираты решили вести переговоры исключительно с украинской стороной.

Груз-2008
Владельца судна Вадима Альперина общественность так и не увидела. Было распространено лишь заявление в духе "все вопросы потом". Переговоры по освобождению корабля вели специальные переговорщики.

Председатель Службы внешней разведки (СВР) Николай Маломуж сообщил Фокусу, что на протяжении всего переговорного процесса свои услуги пиратам предлагали около тридцати различных посреднических структур. "Это дезориентировало пиратов, заставляло отказываться от заранее достигнутых предварительных договоренностей, и много раз приходилось все начинать чуть ли не заново", – говорит г-н Маломуж.

Он отмечает, что во всем мире освобождение судов из пиратского плена – прерогатива судовладельца. Спецслужбы оказывают преимущественно консультативную помощь и в непосредственных переговорах не участвуют. Однако случай с захватом "Фаины" был особенным. В ее трюмах находились 33 танка Т-72М1 и Т-72М1К, 6 комплектов 14,5-миллиметровых зенитно-пулеметных установок, 150 комплектов гранатометов РПГ-7В, 6 боевых машин БМ-21 "Град", боеприпасы и комплекты динамической защиты танков. Всего этого хватило бы на полноценную африканскую войну.

– Сразу было ясно, что характер груза усложнит процесс переговоров. Еще никогда в мировой практике такое количество оружия и боевой техники не становилось добычей пиратов. Поэтому и появлялись астрономические суммы выкупа – 20, 35 миллионов долларов, – говорит председатель СВР.

Груз не только усложнил переговоры об освобождении судна, но и поставил Украину на грань очередного оружейного скандала: согласно официальным документам, оружие везли в Кению, однако в европейских и американских СМИ появилась информация о том, что груз предназначался для Южного Судана. В распоряжении Би-би-си оказалась копия декларации, где в качестве получателя указывалась некая организация GOSS. Кенийский МИД расшифровал сокращение как General Ordnance Supply and Security, а военные экс­перты – как Government of South Sudan. Кроме того, представитель пиратов Индабур в интервью американскому журналу Newsweek сообщил: "Мы заставили капитана показать нам бумаги и поняли, что груз должны были доставить в Южный Судан".

Вскоре интернет-журнал American Chronicle сообщил: "Высшие чины кенийского оборонного ведом­ства отрицают какие-либо поставки из Украины и объясняют невозможность этого факта тем, что не проводилось никакого обучения их солдат на танках советского производства <…> и груз не может соответствовать стандартам современного кенийского арсенала".

Уже по ходу скандала разобрались: с точки зрения международного права, Украина не совершает преступления: вооружать Южный Судан запрещено лишь членам Евросоюза. ООН в отношении таких поставок резолюций не принимала. Однако для Украины, стремящейся к сближению с ЕС, скандал может иметь другие, политические, последствия.

– Вопросами груза я не занимаюсь, – отметила в беседе с Фокусом омбудсмен Нина Карпачева, – но во время своего рабочего визита в Кению я встречалась с министром обороны, и на вопрос, кому принадлежит оружие, он сказал: "Оно принадлежит Кении, как мне принадлежит костюм, в который я одет".

Политическое пиратство
И, конечно, у истории с "Фаиной" получилась весьма мощная политическая аранжировка, где каждый перетягивал одеяло на себя. Первым с заявлением об освобождении судна выступил президент Ющенко, не преминув подчеркнуть заслуги украинских властей в деле освобождения судна (в чем они заключались – не уточнил). "Украина продемонстрировала, что это полноценное государство, которое может постоять за своих граждан", – радовался президент. Он пообещал лично встретить моряков. Но родственники бывших заложников не готовы возблагодарить главу государства – наоборот, от их имени член правления Украинского Хельсинского союза Владимир Чемерис обещал президенту и МИДу предъявить иск за бездеятельность. В том же винит государство и омбудсмен, член Партии регионов Нина Карпачева. Пока украинские моряки, практически бесправные, трудятся по самым невыгодным наймам на сомнительных судах, они так и будут попадать в пиратский плен, считает г-жа Карпачева. Украина могла бы защитить их, присоединившись к международным трудовым конвенциям.

Впрочем, ее однопартийцы тоже не очень поспособствовали освобождению "Фаины": в первые недели плена начали было собирать деньги на выкуп, но инициатива вскоре заглохла. Про саму Карпачеву хозяева судна говорили, что она только мешает освобождению. Тем временем прецедент с "Фаиной" стал настоящим кладом для взаимного компромата. Так, в интервью Фокусу глава МВД Юрий Луценко нашел связь между собственниками судна и главой президентского Секретариата Виктором Балогой – дескать, некоторые из них оплачивали его авиаперелеты: "Балога случайно засветил "закрома" фирм, которые являются страховщиками-экспедиторами печально известной "Фаины".

Судовладелец Альперин после освобождения судна неожиданно стал расшаркиваться перед офицерами украинских спецслужб, благодаря их за знания, опыт и таланты.

В общем, под "Фаиной" и ее грузом заложено немало политических бомб с мощным взрывным потенциалом.

Суд против судна

По словам Виктора Шаповалова, в понедельник представитель судовладельца, директор компании Tomex Team Inc. Виктор Муренко на встрече с родственниками моряков "Фаины" в Одессе предложил им написать коллективное письмо об отсутствии каких-либо претензий к судовладельцу.

– В противном случае Муренко грозился занести имена моряков в черные списки, после чего ни одна крюинговая компания не заключит с ними контракт, – говорит Виктор Шаповалов.

Несмотря на аналогичные угрозы, моряки с "Леман Тимбера" – другого украинского судна, захваченного сомалийскими пиратами в июле прошлого года, – подали в суд на судовладельца. И это не стоило им карьеры – сегодня трое членов экипажа находятся в плавании. С чем предстоит столкнуться экипажу "Фаины" на родине – Фокус выяснил у отца электромеханика Сергея Алымова – Михаила Порфирьевича.

– Вернувшись в Украину, моряки окажутся незащищенными – шумиха разом закончится, и они останутся один на один со своими проблемами, – считает Михаил Порфирьевич.

А проблемы гарантированы, утверждает он: моряки будут нуждаться в медицинской помощи (уже сообщалось, что у семи членов команды "Фаины" гипертония, кишечные расстройства и проблемы с кожей), но деньги на лечение ни государство, ни судовладелец выделять не захотят. Добиваться финансовой компенсации придется через суд.