Дело врачей: с ними вступают в сговор фармацевты, чтобы спасти свой бизнес и продавать лекарства

Правительство ограничивает рентабельность фармбизнеса. Но у его представителей есть способ альтернативного заработка – сговор с врачами

Related video

"Не наторговал, подарка ему не будет", – ругает Игорь К. офтальмолога одной из столичных больниц. Собеседник Фокуса числится в представительстве крупной зарубежной фармкомпании на должности информатора. Его неофициальная задача – вербовать врачей и уговаривать их назначать пациентам те препараты, которые производит его фирма. "И контролировать, на какую сумму доктор выписал лекарства. От этого зависит благосостояние и фирмы, и врача-дилера", – объясняет Фокусу Игорь. На рынке, признается он, есть дешевый аналог продвигаемого лекарства. "Но доктор вам его никогда не назначит, – продолжает информатор. – Потому что знает: сегодня он сделал нам тысячу гривен выторга, а завтра получит сотню гривен отката".

По данным Объединения работодателей фармацевтической и микробиологической промышленности, украинцы ежегодно по советам врачей переплачивают за медикаменты $1–1,5 млн.: покупают дорогие препараты, пренебрегая дешевыми аналогами, и тратятся на лекарства, без которых можно обойтись. Но теперь фармацевты могут еще усилить борьбу за теневое продвижение лекарств: рентабельность их бизнеса в очередной раз оказалась под угрозой. Конституционный суд вернул отмененное президентом постановление Кабмина. Для борьбы с дороговизной оно ограничивает торговую наценку более чем на 8 тыс. препаратов. Прошлой осенью, когда была предпринята первая попытка внедрить данное положение, закрылись более 500 аптек. Так что сейчас фармкомпании берутся за всяческие способы подъема прибыли так же настойчиво, как утопающий в шторм гребет к обломку доски.

Врачей теперь боятся

Александр Ангелов, заведующий юридическим отделом Южноукраинского общественного центра (город Николаев) по правам граждан в области здравоохранения, принимает жалобы на дилерство врачей. "Недавний случай: одному мужчине выписали препарат для химиотерапии, – рассказывает он. – Не успел пациент сообразить, от чего надо лечиться, как по наводке врача ему уже привезли это лекарство. Ни аптек, ни чеков. Еще один наш клиент обратился к дерматологу с жалобами на сыпь у ребенка. Врач выписал мазь за 90 грн. Когда 3-летнему малышу стало хуже, выяснилось: препарат можно применять с 12 лет. А когда на пороге у врача, втюхавшего лекарство, появились возмущенные родители, он сам предложил его выкупить и даже возместил моральный ущерб".

Александр Ангелов утверждает: люди говорят, что начинают бояться врачей.

Американские фармацевты месяц назад приняли Кодекс этичного продвижения товаров. Он запрещает стимулировать докторов даже безобидными сувенирами. А на вознаграждение медперсонала местные бизнесмены тратили более $1 млрд. в год. Похожий кодекс еще прошлым летом подписывали и у нас. "Около тридцати представителей фармкомпаний поставили свои подписи. Но кодекс – дело добровольное", – говорит один из его авторов Марина Бучма, директор комитета по вопросам здравоохранения общественной Европейской ассоциации бизнесменов.

В клубе препарата

Киевлянка Яна Минковская дважды сталкивалась с врачами-дилерами. Однажды терапевт лечила ее от гриппа дорогими БАДами, потом девушку пичкали лекарствами от четырех выдуманных болезней. "Я кашляла, был насморк, легкая температура, – рассказывает она. – Но врач и не думал лечить простуду. Даже не осмотрев меня, вручил тетрадь с хвалебными отзывами о чудо-витаминах. Не успела я дочитать, как врач уже заполняла рецепт: поставила фамилию, какой-то личный номер и печать". Яна вспоминает, что в аптеке у метро "Золотые ворота", куда ее направили, фамилию врача занесли в компьютерную базу. "Супер Комплекс" – так назывался препарат – обошелся в 135 грн., еще гривен 30 ушло на отечественные сиропы от кашля и аспирин.

Сотрудники фармкомпаний, "врачи-информаторы", с которыми удалось поговорить Фокусу, подсчитали: рядовой доктор ежегодно тратит на общение с ними полтора месяца своего рабочего времени. А сами производители лекарств до 60% годовой прибыли получают именно благодаря такой торговле с рук. Знают об этом и в Верховной Раде. Толкать таблетки через врачей, подтверждают они, так же прибыльно, как выиграть в Минздраве тендер на госзакупки. "Что "зайти в больницу", что получать прибыль от бюджетных закупок – разница невелика, – говорит Олег Виноградов, член комитета по здравоохранению ВР. – Это при том, что за победу в тендере нужно еще выплатить откат в размере 25–40%".

Наталья Коломиец работала детским хирургом и одновременно была информатором фармкомпании. Она рассказала Фокусу, что за деньги ничего никому не выписывала, просто "раскручивала" лекарства и получала за это $300–500. "Наша компания продвигала их медпрофессуре, целым коллективам больниц и НИИ, – говорит Наталья. – Светила назначали наш комплекс лечения, оценивали результат, писали положительные отзывы и спускали лекарство рядовым докторам, которые обеспечивали выторг нашей компании. Лекарство это, правда, было неплохое. Но это нечестный метод продвижения, и грешат им все: от небольших компаний до китов фармацевтики".

Сложнее всего информаторам иметь дело с хирургами и профессорами: они боятся подорвать репутацию. По словам Натальи, фармкомпании для своих информаторов устраивают тренинги, как правильно уговаривать врача и психологически на него влиять.

Ноу-хау последнего времени – персональная банковская карточка в подарок каждому врачу-дилеру. "Туда ежемесячно перечисляют 10–20% от суммы, на которую врач выписал рецепты. Еще 3–5% доплачивают аптеки", – рассказывает Игорь К. В аптеках есть электронные базы с фамилиями всех врачей-дилеров. Поэтому медики так любят выписывать рецепты даже на те препараты, для покупки которых они не требуются: это "маячок" для провизора. "Вообще, в больничном деле масса бланков, которые можно использовать как рецепт, – продолжает Игорь. – Провизоры различают врача по специальным знакам – буквам и цифрам на бланке и даже по почерку".

Доктора негласно делятся на категории престижности: А, B, С, D. К категории А, например, принадлежит врач с богатыми пациентами, к категории D – врач районной поликлиники. Дилеров, приносящих прибыль, зачисляют в кружки по интересам – называется это "клуб препарата". Клубы ездят за границу на конференции и просто отдохнуть. "Если дела идут неважно, катаем их по Украине, – добавляет Игорь. – Устраиваем дни рождения конкретного препарата, это лишний повод мотивировать врачей. Один стахановец выписал за год рецептов на 100 тысяч гривен. Получил соответственно десять тысяч. А в среднем столичный врач может получить прибавку к официальной ставке от пятисот гривен до двух тысяч".

Как с этим покончить

Прописать дорогое лекарство недостаточно. Врач должен назначать как можно больше медикаментов. Украинские медики очень любят пичкать пациентов лишним, говорят эксперты. "Врачи всего мира знают: можно выписывать не больше трех препаратов одновременно. Нам же назначают целую батарею, это называется полипрагмазия, – рассказывает Олег Виноградов. – Назначая много лекарств, ни один профессор не поймет, что вылечило, а что дало побочный эффект. Пренебрежение этим общепринятым правилом уже вошло в привычку украинских медиков. И я задаюсь вопросом: это просто невежество или желание выписывать побольше и подороже, чтобы получить вознаграждение? Думаю, последнее".

Главный иммунолог Киева доктор Олег Назар врачей-информаторов не любит, но никогда не выгоняет. "И не осуждаю: всем нужны деньги. Агенты фармкомпаний навещают меня регулярно, раз в две недели приходят рекламировать лекарство. Недавно парень предлагал дорогой противовирусный препарат, неплохой, кстати. Деньги мне, как любому врачу, не помешали бы, но сотрудничать я отказался, – рассказывает г-н Назар. – Не хочу выглядеть посмешищем перед пациентами. Я же врач, а не сотрудник канадской оптовой компании. Да и у многих пациентов есть карточки на скидку: куда бы ты их ни послал за препаратом, они предпочтут свою аптеку. Я всегда предоставляю пациенту право выбора лекарства".

Как стало известно Фокусу, в минздравовских кругах возникла идея обязать всех врачей указывать в рецепте лишь название действующего вещества. Получив такой рецепт, пациент сможет выбирать препарат из множества аналогов. Если Кабмин решится принять постановление, можно будет покончить со сговором. "Но, к сожалению, шансы увидеть такой документ мизерны, – сокрушается Валерий Печаев, глава Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины. – Слишком коррумпирована наша медицина".

В подавляющем большинстве лекарства, как считает г-н Печаев, продаются благодаря известности брендов. Фармацевты рекламируют логотип, а не лекарственные свойства. И эту рекламу пациент оплачивает из своего кармана, как и риски бизнесменов: в стоимость лекарств заложен курс 1 доллар за 15 гривен.

Самые покупаемые лекарства

Цитрамон
Фармацевтическая компания «Дарница», Украина
Анальгин
Фармацевтическая компания «Дарница», Украина
Корвалол
ОАО «Фармак», Украина
Аскорбиновая кислота
ОАО «Киевский витаминный завод», Украина
Ацетилсалициловая кислота
Фармацевтическая компания «Дарница», Украина
Нафтизин
ОАО «Фармак», Украина
Валидол
Фармацевтическая компания «Дарница», Украина

Данные за 2008 год. Подсчет производился по количеству купленных упаковок.

Источник: компания "Бизнес-Кредит ЛС"