Жертвы "грязной" морали. Как манипулируют консерваторами

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Как отвращение влияет на политические взгляды, подверженность пропаганде и эволюцию общества

Related video

Отвращение, или брезгливость — одна из шести базовых эмоций человека. По тому, насколько щепетильно мы относимся к чистоте или как быстро отшатываемся при виде паука, можно многое сказать о наших взглядах.

Если при просмотре сцен в фильме ужасов, где над героями проводят медицинские опыты, вместо отвращения вы сопереживаете, будто сами оказались на их месте, вы среди 20% людей. Если видя грязных людей на улице, вы испытываете сочувствие вместо брезгливости, вы тоже в меньшинстве. В таком случае с высокой вероятностью можно утверждать, что вы из тех, кто защищает права гомосексуалистов. Кроме того, окажись вы в нацистской Германии, невелика вероятность того, что вы поверили бы пропаганде, утверждающей, что евреев нужно истреблять. И да, скорее всего, по политическим взглядам вы либерал, а не консерватор. Во всяком случае к таким выводам приходят психологи и философы последние несколько лет.

Открытие психологов в том, что отвращение меняет фундаментальные представления о морали, поколениями служившие догмой. Если эволюционная теория о моральных эмоциях верна, то мораль — это не способ, как считали Будда и Блаженный Августин, обуздать наши животные страсти, а всего лишь производное от этой самой животной природы.

От физических инстинктов к нравственным идеалам

История человечества полна взлетов и падений, но вряд ли кто усомнится в том, что современный человек все же эволюционно превосходит пещерного охотника-дикаря. Отличаемся мы не только внешне, но и моральные принципы у большинства из нас на порядок выше, чем у наших человекообразных предков. И главный вопрос, который сейчас задают исследователи гуманитарных наук: "Как нам удалось провернуть такой хитрый трюк, что мы научились работать вместе и вполне эффективно?" Ответ на этот вопрос может крыться в эволюции чувства отвращения.

Брезгливость научила людей не бросаться друг на друга при виде любой несправедливости, а отторгать человека, нарушающего общественно принятую мораль

Первоначальная функция брезгливости возникла как сигнал, предупреждающий человека о том, что вонючее, извивающееся и противное может быть причиной заражения. Отсюда рвотный рефлекс и инстинктивный отказ находиться рядом с опасным источником. В дальнейшем возникло отвращение и к аморальным поступкам людей. Насильники, убийцы, мошенники и воры неслучайно вызывают у законопослушного гражданина чувство неприятия, брезгливости. Хочется дистанцироваться от таких людей, к тому же отвращение — чувство ассоциативное. То, к чему прикасается "грязный", автоматически становится запачканным. Не важно, чистые у преступника руки или нет.

Каким-то образом отвращение стало способом формировать социальные нормы в цивилизованном сообществе. Кроме этого, брезгливость научила людей не бросаться друг на друга при виде любой несправедливости, а отторгать человека, нарушающего общественно принятую мораль, за границы своего социального круга, включая на своем лице психологический прием отвращения, не предусматривающий физического контакта, но видимый чужаку издалека. К сожалению, не все перешли на эту эволюционную ступень. Некоторые продолжают придерживаться правила "бей первым", но эволюция — вещь упрямая. Исключения из правил будут со временем вытеснены за границы цивилизованного социума.

Дезинформация отвращением

То, что отвращение влияет на моральные суждения большинства людей, психологи доказали всего несколько лет назад. В исследовании 2006 года Чэнь-Бо Чжун и Кэйти Лильенквист отметили, что воспоминания о прошлых аморальных поступках приводили к тому, что люди испытывали потребность вытереть руки дезинфицирующей салфеткой, а проделав это, гораздо легче смотрели на совершенное. Ученые назвали это "эффектом Макбет".

Несмотря на то, что эти открытия были сделаны недавно, отвращение как способ манипулировать общественным сознанием использовалось и ранее. Так, Ицхак Цукерман, один из лидеров еврейского восстания в Варшавском гетто в 1943 году, вспоминает в своем дневнике, что одной из излюбленных тем нацисткой антисемитской пропаганды было утверждение о том, что евреи распространяют болезни: "Чтобы люди других национальностей не смогли войти в гетто и своими глазами увидеть существующие там условия повседневной жизни, германские власти размещали на входах карантинные знаки, предупреждающие об опасности заражения инфекционными болезнями. Так как неудовлетворительные санитарные условия и нехватка воды в сочетании со скудными нормами питания быстро подрывали здоровье евреев в гетто, эти предупреждения становились самосбывающимися пророчествами, так как тиф и другие инфекционные болезни действительно начинали губить население гетто. Затем нацисты использовали эти искусственно вызванные эпидемии, чтобы оправдать изоляцию "грязных" евреев от основного населения".

Ощущение брезгливости при виде грязного человека влечет за собой отказ воспринимать в нем личность, а значит, уничтожает то главное, что отличает человека от животного — уважение к другому

Подобный трюк, позволяющий с помощью физического отвращения сформировать об определенных людях "запачканное" впечатление, используется политиками и сейчас.

Например, эпатирующий американскую публику Дональд Трамп в одном из интервью, описывая инцидент на президентских дебатах, когда Хиллари Клинтон во время рекламной паузы отлучилась в туалетную комнату, не успев вернуться к началу съемок, так прокомментировал ее задержку: "Я было решил, что она снова отказалась от борьбы. Куда она делась? Где была Хиллари? Им пришлось начать дебаты без нее <...> Это отвратительно, и я не хочу говорить об этом".

Есть примеры использования брезгливости в политических целях и в России. Ставшие уже традиционными обливания российских оппозиционеров мочой и зеленкой также преследуют цель создать у более консервативной части населения образ "запачканной" либеральной интеллигенции и, как следствие, заставить воспринимать их как грязных, а значит, опасных.

Собственно, достаточно посмотреть на главного пропагандиста Кремля Дмитрия Киселева, говорящего про "врагов России". Неважно, будь то либеральные оппозиционеры, европейцы, американцы или украинцы, можно распознать на его лице ту самую "отвратительную" эмоцию, как способ создать определенный образ о политических оппонентах.

Либералы и консерваторы

Исследователь Давид Пизарро обнаружил, что если использовать неприятный запах в комнате, вырезки из газет с внушением отвращения или просто напоминая, что необходимо мыть руки, часть респондентов начинают проявлять бОльший уровень брезгливости, а их ответы становятся более консервативными. Опрос более 30 000 американцев по итогам предыдущих президентских выборов в США выявил, что те, кто более чувствителен к отвращению, голосовали за консерватора Маккейна. Такой же опрос был проведен и в 121 стране. Тенденции голосования и выбор в пользу более консервативных политиков сочетался с повышенным уровнем чувствительности к "отвратительным" стимулам.

Эволюция философии отвращения

Отсылка к первобытному физическому отвращению не только влияет на политические пристрастия консервативно настроенной публики, но и формирует отношения между людьми на личностном уровне.

Психологи из Пристонского университета установили, что при отвращении снижается активность отделов головного мозга, которые отвечают за сочувствие и сопереживание.

Ощущение брезгливости при виде грязного человека влечет за собой отказ воспринимать в нем личность, а значит, уничтожает то главное, что отличает человека от животного — уважение к другому. Отвращение к "грязному" человеку оправдывает грубость, неуважительное отношение и небрежность. Человек, испытывающий брезгливость к другому человеку на основании физических недостатков, бедности, расовых, сексуальных или национальных предрассудков, нарушает фундаментальные законы равенства между людьми.

Сегодня сложно представить, что основополагающие законы цивилизованного сообщества когда-то предусматривали отказ воспринимать наравне с другими рабов, женщин, представителей низших сословий и сексуальных меньшинств. Однако когда-то именно нравственная, а не физическая брезгливость помогла обществу прийти к выводу, что каждый заслуживает равного к себе отношения.

Один из исследователей "отвратительных" инстинктов Дэвид Пизарро считает, что интересный и, быть может, самый важный вопрос, требующий ответа: насколько изменчива эмоция отвращения? Пятьдесят лет назад многие белые американцы легко признавались в том, что им противно при мысли, что они пьют из того же питьевого фонтанчика, что и черные. Сегодня таких людей найдется немного.