Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мир
Стиль жизни
Красивая странаРейтинги фокуса
Почтовый ренессанс. Почему украинские марки котируются выше европейских

Почтовый ренессанс. Почему украинские марки котируются выше европейских

Начальник управления филателистической продукции Укрпочты Наталья Мухина про марку Ukraine Fashion Week, европейские тенденции и то, как тренд Анны Ярославны возник до политических трений

300

Самый неожиданный вывод, который я сделала, побывав на столичном Главпочтамте: гривны очень выгодно конвертировать в марки. Не дойч. Почтовые. Это валюта, с каждым годом вырастающая в цене.

— Марки — это почтовые деньги, — утверждают на почте. — Ими оплачивают корреспонденцию, их коллекционируют, они рассказывают миру о своей стране.

Марки с ошибками стоят дороже

На первом этаже главного  управления Укрпочты в Киеве есть небольшой филателистический магазинчик. По его периметру стоят витрины с марочными блоками. Многие из них бросаются в глаза и обывателям, и коллекционерам. Я остановилась перед блоком с летучими мышами. В мыслях представляю, как леплю на конверт с адресом подружки висящего вниз головой кажана.

— Это довольно ценный экземпляр. Тут изображён исчезающий вид. Ночница долгоухая. Серия выпущена под эгидой WWF — Всемирного фонда дикой природы. Её ценность, во-первых, в эстетизме. Во-вторых, она интересна для тех, кто собирает марки с животными. И, наконец, количество почтовых знаков с символом WWF. Это придаёт дополнительную ценность для коллекционеров, — поясняет Наталья Мухина.

По её словам, интерес к марке со стороны филателистов добавляют разного рода изъяны. Например, отсутствие перфорации или ошибка в рисунке, надписи. Нарисовал художник, допустим, паровоз, серию напечатали, выпустили в продажу, а потом оказывается, что на машине какое-то колесо не так изображено, не хватает на нём чего-то. Почтовые знаки отзывают и переиздают. Получается, люди, которые купили марки из первой партии, имеют нечто уникальное, а у остальных будут одинаковые типичные паровозы. Одна с какой-то особенной чёрточкой стоит в разы дороже тысяч остальных идентичных.

Главный принцип филателистического рынка: чем реже, тем дороже. Укрпочта продаёт одну марку не больше двух лет. Поэтому, как только марка уходит из продажи, её стоимость и коллекционная ценность возрастают (блок номиналом в 135 грн в филателистических кругах можно купить за 500 грн). 

Главный принцип филателистического рынка: чем реже, тем дороже

— У каждой почтовой администрации есть план. Мы выпускаем около 40 марок в год. Основное правило: печатать столько, сколько может купить рядовой коллекционер, — глядя на немолодого мужчину перед стойкой, продолжает Наталья Мухина.

Сейчас в Укрпочте утверждают план изображений на марках на следующий год. Точно будут коллекции, посвящённые Малевичу (140 лет со дня рождения), Ukraine Fashion Week и 140-летию Донецкой области.

Что будет на почтовых знаках, решает художественный совет. Туда входят художники, геральдисты, историки, представители Института памяти и другие специалисты. 

— Во всём мире действует принцип: почтовые знаки должны отображать культурное наследие, действительность государства, в котором они издаются. Если печатаются марки с листьями, то это листва деревьев, растущих в Украине, если с техникой, то она так или иначе связана с нашей страной. Нельзя печатать что угодно, — рассматривая разноцветные листы, утверждает Мухина.

Поэтому напечатать просто красивое платье украинского дизайнера — мало. Этнонаряд — скучно и не шибко модно. Вот наши мастера филателии и заморачиваются. Продумывают до мелочей содержание марочки размером в две пятикопеечные монеты.

Так, рассматривать танцующих евреев или пожарную машину нужно с пинцетом и под лупой. Иначе рискуете не вкусить в полной мере всю тонкость работы художника. У нас считается, что картинка должна быть максимально документальной и концептуальной. В Европе же нормальное дело — чашка кофе на столе или пряник. Просто и ненавязчиво. Кстати, посткроссеры (посткроссинг — движение людей, которые рассылают открытки по миру с целью получить взамен другие. — Фокус) предпочитают именно что-то лёгкое, без глубинного исторического контекста.

— Больше всего раскупают праздничные марки перед Новым годом. Среди коллекционеров очень популярна техника. В последнее время в связи с ажиотажем вокруг темы Анны Ярославны пользуется спросом серия "Киевские князья на престолах Европы", хотя она и появилась относительно давно, — перечисляет начальник управления филателистической продукции.

Действительность. О герое АТО узнает весь мир

"Хочу купить себя"

Тем временем к стойке продавца подходит невысокий седой мужчина.

— Пока не разобрали окончательно, куплю себе на память, — берёт он в руки два листа марок с трамваем.

Оказывается, он их автор. Виктор Зинченко подготовил эскизы для целой серии "Городской транспорт". В этом году киевский трамвай отмечает 125 лет с момента первого запуска, и интерес к этой марке значительно вырос. Естественно, в большей степени у транспортников.

— Я шаржист и рисовать технику, где всё должно быть максимально детально, мне сложновато. Постоянно хочется пририсовать машине улыбку или шляпку, — мужчина показывает фото своих работ, где все авто именно такие.

Кажется, что он сам персонаж картинки — добрая белозубая улыбка, слегка всклокоченные волосы. Не­удивительно, что и фуникулёр на марке выглядит, будто из детской книжки.

Кстати, Зинченко — не единственный, кто приходил за своими марками.

— Однажды подходит молодой человек: "Хочу купить себя". Выяснилось, что это военный с позывным Француз, с фото которого рисовали почтовый знак героям АТО. Теперь у него новый позывной — Марка, — подавая листы с Французом, улыбается продавец.

Живым людям посвящать марки не принято

Украинские марки преимущественно классические — на бумаге с максимально реалистичным рисунком. Не исключено, что именно за счёт этого они высоко котируются на международных конкурсах и среди коллекционеров других стран.

Самый сложный и необычный почтовый знак Украины — с пекторалью, скифское золото. Он рельефный. Нашим почтовикам было достаточно сложно сделать его из-за довольно ограниченных технических возможностей.

Наследие. 125-летний киевский трамвай празднует день рождения 

Австрия, лидер маркопечати, делает свою продукцию с запахами, на ткани, коже, с вышивкой. Технологически это очень сложно. Зато позволяет привлечь в движение филателистов новых людей.

— Наш типичный клиент — мужчина старше среднего возраста, серьёзный, умный, возможно, научный сотрудник. Женщин среди филателистов меньше. С детьми вообще беда. Это связано с развитием интернета. Раньше ребята познавали мир через марки, а сейчас — через Сеть, — рассуждает Мухина.

По её словам, не принято выпускать почтовые знаки, посвящённые живым людям (услуга "Собственная марка" с фото заказчика не в счёт). Однако Укрпочта несколько раз отходила от этого правила. Так, марки выпускались в честь первого президента независимой Украины Леонида Кравчука, братьев Кличко, сестёр Музычук, Русланы и Джамалы. Есть марка и в честь Евромайдана.

3
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.