Талантливая пропаганда. Имеют ли советские мозаики право на существование

Фото: Yevgen Nikiforov / wired.com
Фото: Yevgen Nikiforov / wired.com

Фотограф Евгений Никифоров исколесил всю Украину, чтобы снять сотни уникальных мозаик советской эпохи. Американский журнал Wired, отмечая, что многие из этих объектов могут исчезнуть, так как противоречат закону о декоммунизации, задался вопросом, где проходит грань между пропагандой и искусством

Related video

Более 26 лет назад Украина обрела независимость, но так и не избавилась от остатков коммунистического наследия. По всей стране до сих пор встречается множество пропагандистских мозаик с изображением трудолюбивых крестьян, инженеров и первопроходцев-космонавтов. Встретить такие панно можно повсеместно в старых кинотеатрах, дворцах культуры, на стенах многоквартирных домов.

В коллекции фотографа Евгения Никифорова более тысячи фотографий советской украинской мозаики. По его словам, в завораживающих с первого взгляда фото отображено идеализированное, футуристическое видение советской жизни. "Что меня больше всего поражает, — говорит Никифоров, — так это то, насколько сложны эти работы и сколько мастерства в них вложено".

Преодолеть пропаганду

История Советской Украины не такая радужная, как эти мозаики. Во времена коммунистов в стране массово убивали людей за инакомыслие. По приказу Иосифа Сталина в 1930-е годы по всей стране провели коллективизацию. Из всех народов СССР больше всего этому противились украинцы. За свое бунтарство они были наказаны голодом, во время которого погибли не менее 4 млн человек.

В условиях советского тоталитаризма было невозможно заработать на жизнь, если мастер изобразительного искусства не присоединился к созданному в 1957 году Союзу художников. Поэтому не оставалось ничего другого, как рисовать идеалистическую картину жизни советских граждан: физически сильных, с крепкими семьями, овладевающих атомами. Деятели искусства, которые подчинились власти, зарабатывали хорошие деньги. Если средняя зарплата в стране колебалась в пределах 100 рублей в месяц, за украшение мозаикой остановки общественного транспорта можно было заработать тысячу, а за стену здания — 6 тыс. рублей!

Некоторые эксперты утверждают, что эти мозаики — чистой воды пропаганда и не представляют собой никакой культурной ценности, но Никифоров так не считает. По его мнению, мозаики Валерия Ламаха и Александра Дубовика уникальны, так как эти художники сумели преодолеть пропаганду и показать собственные идеи.

Трудные вопросы

Серьезным изучением советской мозаики в Украине Никифоров занялся в 2013 году, после того как издательство "Основы" предложило ему участвовать в создании книги "Искусство украинских шестидесятников". Именно тогда фотограф понял, насколько плохо задокументированы даже те мозаики, которые считаются известными. "Этот проект необходимо было поскорее закончить, так как в 2015 году в Украине вступил в силу закон о декоммунизации, который запрещает многие мозаики даже неполитического характера", — говорит Никифоров.

Чтобы исследовать и запечатлеть как можно больше мозаик, которые в основном создавались с 1953-го по 1991 год, а после стали никому не нужны, Никифоров проехал тысячи километров по Украине. Просматривая советские художественные журналы и разговаривая с пожилыми художниками, фотограф отыскал много уникальных мозаик. Коллекцию снимков Никифоров создавал в холодное время года, когда на деревьях нет листьев и объекты искусства лучше видны.

Эти фотографии не только изображают мозаику, но также заставляют искать ответы на трудные вопросы. Когда пропаганда становится искусством? Если это искусство, нужно ли его защищать? Общественное пространство — лучшее место для его демонстрации? По словам Никифорова, на все эти вопросы украинская власть отвечает категорическим "нет". Уже уничтожены 50 мозаик и прочих арт-объектов, большинство из них изображали советские символы. Тем не менее сотни произведений искусства той эпохи сохранились, напоминая о недавнем прошлом.

По материалам: Wired
Перевод Даниила Непочатова