Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Ларс фон Триер. Отец антихриста

Ларс фон Триер. Отец антихриста
Премьера нового фильма Ларса фон Триера «Антихрист» стала, пожалуй, самым ярким и одновременно самым мрачным событием нынешнего Каннского фестиваля. Выглядевший растерянным именитый режиссёр рассказал Фокусу, как он докатился до такой жизни
000


По поводу официального постера прошедшего Каннского фестиваля давно шутят, что изображённая на нём спиной Моника Витти (это кадр из знаменитого фильма Антониони «Приключение») открывает дверь в новый кинематограф. На поверку оказалось, что никакого нового кино в этом году нет, а есть лишь волна нового насилия, буквально захлестнувшая фестивальные экраны. Даже «Бесславные ублюдки» Тарантино выглядят на этом фоне досадным недоразумением. Разогрев публику «Пророком» француза Жака Одияра, «Жаждой!» корейца Пак Чан Вука (на просмотре которого один из зрителей даже потерял сознание) и «Резнёй» филиппинца Брийянте Мендосы, Канны явили «Антихриста» Ларса фон Триера. 

Когда-то его «Танцующая в темноте» и «Догвилль» снискали на Ривьере статус киношедевров, после которых режиссёр как-то неожиданно приутих, поставил средней руки комедию «Самый главный босс» и погрузился в затяжную творческую депрессию, результатом которой, если верить автору, и стал «Антихрист». Триер сочинил шокирующую и провокационную историю мужчины и женщины. Герои Шарлотты Генсбур и Уилема Дефо теряют ребенка, который выпадает из окна, пока счастливые родители под чарующую музыку Генделя занимаются сексом, демонстрируя зрителю свои гениталии. Спасаясь от тяжёлой депрессии, герои находят убежище в мрачной лесной избушке, где их жизнь практически сразу превращается в хаос, а сами они погружаются в бездну собственных разрушительных кошмаров. Особенно это касается героини Шарлотты Генсбур, которую Триер старательно превращает в настоящую ведьму, увечащую и половые органы супруга, и свои. Публика на этих сценах саркастично смеялась и одновременно отворачивалась, а венцом этого кровавого и едкого шедевра стал финальный титр: «Посвящается Андрею Тарковскому». 

Проиграно. Уильяму Дефо (слева) и Шарлотте Генсбур (справа) выпала сомнительная честь сыграть главные роли не в самом лучшем фильме 62-го Каннского кинофестиваля
Проиграно. Уильяму Дефо (слева) и Шарлотте Генсбур (справа) выпала сомнительная честь сыграть главные роли не в самом лучшем фильме 62-го Каннского кинофестиваля



– Господин фон Триер, скажите, зачем вы сняли такое кино?
– Я сделал этот фильм, и мне больше нечего сказать кроме того, что я уже сказал. Не вижу причин объясняться. Я работаю сам на себя. И мне лично этот фильм по душе. Что думают другие – мне плевать! 

– Почему вы остановились на такой страшной теме? Ведь наверняка у вас был выбор, над чем работать дальше?
– Да не было у меня никакого выбора. Это провидение Господне, уж простите. На самом деле, я лучший в мире режиссёр! (Смеётся.) 

– Ого. А другие как же?
– Других переоценивают. Да нет, все режиссёры о себе такого мнения, просто молчат. (Задумывается.) Ну ладно: не уверен, что я лучший, но я так чувствую! 

– Такого же мнения о вас работавшие с вами актёры. Хавьер Бардем сказал однажды, что работать с фон Триером – всё равно, что работать с Богом. 
– Да, я люблю своих актёров, стараюсь быть как можно ближе к ним, вместе создавать персонажей и фильм. Ни в коем случае не командовать ими. 

– Вернёмся к «Антихристу». Операторская работа выше всяких похвал, особенно в прологе – игра света, крупнозернистая фактура…
– Спасибо! Жаль только, что я сам не смог работать за камерой, как в других своих фильмах. Увы, внутреннее состояние в этот раз не позволяло. 

– Вы посвятили фильм Андрею Тарковскому?
– Да. Он – Бог. Когда я впервые посмотрел его «Зеркало», ещё на маленьком плохоньком телевизоре, это был экстаз. У меня буквально сразу сложились с ним почти религиозные отношения. Для меня фильмы Тарковского – самое главное и святое. Я пересматривал их очень много раз. 

– То есть он стал для вас учителем?
– Я знаю, что Тарковский видел мой первый фильм. И он ему совершенно не понравился. Но я не расстроился: он же представитель предыдущего поколения. Я также чувствую сильную связь с Бергманом, но и он меня не жаловал. Кстати, тут многие говорят, что я для смеха поставил в заключение картины посвящение Тарковскому. Это не так. Никаких шуток. Фильм посвящают какому-то известному режиссёру в том случае, когда не хотят быть обвинёнными в плагиате у него же. Вот и я отмазался (смеётся). 

– Вам не кажется, что вы на этот раз всё-таки перешагнули грань, на которой раньше так умело балансировали?
– Послушайте, мы снимали фильм под Кёльном. Жили три месяца в маленькой деревенской гостинице. И представьте себе, за всё это время они ни разу не поменяли меню! Если бы у меня до этого не случилась депрессия, то я бы точно в неё впал в этой гостинице. Так какого же кино вы от меня ждали? 

Страшно красиво. Эстетика нового фильма Ларса фон Триера на этот раз произвела гнетущее впечатление как на зрителей, так и на критиков
Страшно красиво. Эстетика нового фильма Ларса фон Триера на этот раз произвела гнетущее впечатление как на зрителей, так и на критиков



– Многих ваша картина оставила в полном недоумении. Что вы можете сказать людям, чтобы помочь в понимании вашего посыла?
– Не было никакого посыла. В свои предыдущие фильмы я вкладывал гораздо больше логики, структуры, причинно-следственных связей. Этот же делал как во сне. 

– Но зачем было отрезать гениталии ржавыми ножницами?
– Знаете, если бы я не вставил эту сцену в фильм, это было бы всё равно что соврать. Мой фильм о тёмной стороне: вина, секс, всё такое. Это сцена появилась сама собой. 

– Как вы думали завоёвывать публику с такой негативной реакцией прессы?
– Я и не думал. Не верю, что можно думать о целевой аудитории, когда творишь фильм. Возможно, меня ждёт катастрофа. 

– Скажите, вы навсегда отвернулись от принципов догмы или мы ещё увидим «классического» фон Триера?
– Как знать, всё может случиться. Этот фильм я делал в состоянии жуткой депрессии. Как будет дальше – не знаю.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.