Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

40 тонн «Ленкома»

На сцене – декорации интерьера богатой итальянской квартиры. Окно распахнуто, за ним – фасады домов, озарённые солнцем Неаполя. Геннадий Хазанов в белой футболке сидит на стуле, над ним склонилось несколько человек. Сергей Степанченко обмахивает коллегу носовым платком. Из глубины зала доносится ровный голос Марка Захарова: «Надо побыстрее»
000

Степанченко машет платком активнее. Хазанов встаёт, ходит по сцене, ведёт длинный эмоциональный диалог с Инной Чуриковой. «Значит, стоп, — Марк Анатольевич говорит спокойно и тихо, но его отлично слышно и на сцене, и в каждом уголке зрительного зала. — Вы все в хорошей форме. Только два местечка повторим ещё раз. Геннадий Викторович, вот там, где вы говорите «Скотина, идиот», надо побольше экзальтации». «Скотина! Идиот!!!», — энергично восклицает Хазанов. «Гениально», — успокаивается Захаров.

…Ряды зрительских кресел затянуты белыми чехлами. Голоса актёров на сцене изредка заглушаются разговорами членов административной группы, снующих по тёмному залу. В киевском театре им. Леси Украинки идёт репетиция «Города миллионеров» — сценической фантазии на тему пьесы Эдуардо Де Филиппо «Филумена Мартурано». Этот и ещё два спектакля — «Пролетая над гнездом кукушки. Затмение» (по мотивам романа Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом») и «Ва-банк» (сцены из комедии Александра Островского «Последняя жертва») — легендарный московский «Ленком» привёз в Украину впервые.

Идею поставить пьесу Де Филиппо подал Захарову выпускник его курса в Российской Академии театрального искусства Роман Самгин. «Я обратил на него пристальное внимание, — говорит Марк Анатольевич, — когда он вместе со студентами актёрской группы успешно участвовал в дипломных спектаклях. Мы хотим, чтобы наш «Ленком» жил долго, чтобы он обладал большим запасом прочности, чтобы в его недрах постоянно циркулировали процессы творческого и организационного обновления — естественной и, вместе с тем, революционной смены поколений. Поэтому режиссёром «Города миллионеров» стал вчерашний выпускник РАТИ». Захаров скромно числится художественным руководителем спектакля, но чувствуется, что его рука вела постановку по всем её психологическим изгибам от начала и до самого финала, который, как это всегда случается у Марка Анатольевича, получился ошеломляющим.

Режиссёр и меценат – Марк Захаров и Виктор Пинчук на фоне звёздного актёрского ансамбля
Режиссёр и меценат – Марк Захаров и Виктор Пинчук на фоне звёздного актёрского ансамбля


Сегодня, конечно, мало кто помнит потрясающую постановку «Филумены» на сцене театра Вахтангова в середине 1950-х, с Цецилией Мансуровой и Рубеном Симоновым в главных ролях. Но сюжет пьесы наверняка знаком многим по знаменитому фильму Витторио Де Сика «Брак по-итальянски» (1964) с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни. Захаровско-самгинская постановка, появившаяся в марте 2000-го, была воспринята как бенефис Инны Чуриковой (Филумена) и Армена Джигарханяна (дон Доменико). Но через некоторое время «Город миллионеров», горячо встреченный и публикой, и критиками, покидает «ленкомовские» афиши. Сначала уходит Джигарханян, решивший сосредоточиться на руководстве Московским драмтеатром. Потом заменивший его Николай Караченцов попадает в тяжелейшую автокатастрофу. И Захаров, передавший почти все роли Караченцова дублёрам, не спешит с новым Доменико Сориано — даже в звёздной труппе «Ленкома» не могли подобрать актёра, с которым бы у Чуриковой-Филумены установилась тонкая, органичная связь. Это и не удивительно. Ведь великая Инна Михайловна, кажется, превзошла в роли бывшей проститутки, стремящейся обустроить жизнь троих своих сыновей, саму себя. «Мать она гениальная, — восторгалась российская критика. — В мире была только одна актриса, которая могла это играть, — Анна Маньяни. В лучшие минуты спектакля Чурикова поднимается до высот «Самой красивой» и «Мамы Ромы».

К предложению Захарова и Самгина пригласить на роль Доменико Геннадия Хазанова многие в театре отнеслись с недоумением: в «Ленкоме» не принято ангажировать «посторонних» (хоть и очень рейтинговых) звёзд. Тем более, что Хазанову, пусть и имеющему опыт драматического мастерства (с той же Чуриковой он играл в спектакле Театра Антона Чехова «Смешанные чувства», поставленном Леонидом Трушкиным), приходилось вникать в давно идущую постановку. Однако режиссёр и худрук сделали свой выбор. И не просчитались. Дон Доменико в трактовке Геннадия Викторовича не похож на вальяжного и ироничного Сориано Армена Борисовича — он наивный и обаятельный простак, подверженный бурным приступам южного темперамента.

«Ленком» всегда славился своими декорациями, которые создавал талантливый сценограф, бывший одессит Олег Шейнцис. В прошлом году его не стало. «Мы будем искать новых, одарённую молодёжь», — сказал Захаров в Киеве. Хотя такому мастеру, наверное, очень сложно найти замену. Чего стоит только сценография «Города миллионеров»: тщательно выстроенный интерьер с перспективой, а за огромным окном — аутентичный неаполитанский пейзаж, меняющий цвет в зависимости от времени суток! Именно транспортировка сложных декораций — наиболее хлопотная и весьма дорогостоящая часть нынешних гастролей. «Полностью мы вывозим свои декорации только в Израиль и Петербург, — сообщил журналистам Марк Анатольевич. — В Киев привезли все декорации потому, что меценатом наших гастролей стал наш друг Виктор Пинчук». 

Пинчук, кстати, постоянный меценат не только всех украинских гастролей «Ленкома», но и театра вообще — его имя, а также возглавляемая им компания «Интерпайп» даже значатся на сайте «Ленкома». В Киев гастролёры привезли 40 тонн декораций, доставленных на 10 грузовиках.

…Один из любимых принципов «Ленкома» — борьба с предсказуемостью. Удивлять публику, встряхивать её разум и эмоции — главная задача Захарова, которую он скрупулёзно и талантливо выполняет всю свою творческую жизнь, начиная с самой первой постановки, «Доходное место» по Островскому, осуществлённой им на сцене Театра сатиры в 1967-м и запрещённой после первого же сезона. Поэтому ни одна работа Марка Анатольевича не повторяет другую — ни в темах, ни в приёмах, ни в интонациях. 

За «Городом миллионеров», этим пронзительным и по-своему весёлым размышлением на вечную тему семейных ценностей, следует динамичный, жёстко-ироничный «Ва-банк» — блистательная аллюзия на современную Москву с её новым буржуазным шиком, огромными ставками, постоянными погонями за выгодой, коммерческими интересами – даже если некоторые из этих интересов кажутся на первый взгляд любовными. Главные звёзды спектакля (поставленного, кстати, Александром Абдуловым) — Александра Захарова (Юлия Тугина) и Александр Збруев (Флор Федулыч).

И в финале гастролей — трагический приговор обществу, в котором здоровые люди выглядят ненамного здоровее душевнобольных, где затмение разума давно стало нормой. 

Постановку спектакля «Пролетая над гнездом кукушки» Захаров сначала хотел поручить самому Милошу Форману, чей фильм, получивший пять «Оскаров», Марк Анатольевич считает своим главным кинематографическим потрясением. В итоге «Кукушку» поставил болгарин Александр Морфов. Главного героя (он же — главный и самый беспокойный пациент клиники), Макмерфи, долго играл Александр Лазарев-младший. Но нашей публике «Кукушку» представит Александр Абдулов. Зато образ медсестры-диктатора Речид останется неизменным — в Киеве, как и в Москве, её сыграет Елена Шанина.

…Московские гости, остановившиеся в пятизвёздочном отеле «Премьер-Палас», почти всё своё время проводят в репетициях. В короткие трудовые паузы планируют первым делом посетить Киево-Печерскую Лавру и Андреевский спуск. Гастроли продлятся до 10 марта.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.