Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Как не платить большие штрафы ГАИ

Как не платить большие штрафы ГАИ
Водители ищут прорехи в украинском законодательстве, чтобы не платить большие штрафы
000

Жители закарпатского села Драгово, работающие за границей и приезжающие в Украину на автомобилях с иностранными номерами, посчитали, что взятка в $500 за отсутствие регистрации – это слишком дорого. В знак протеста они перевернули машину с инспекторами ГАИ, якобы вымогавшими мзду. Гаишники отделались лёгкими ушибами, а на место прибыли несколько отрядов «Беркута».

Противодействие бесчинствам ГАИ – к счастью, не всегда столь радикальное – сегодня набирает обороты. В отличие от сельчан из Драгово многие водители осваивают приёмы борьбы в правовом поле: в интернете появляется всё больше сайтов, где автолюбители делятся советами, как правильно обжаловать протокол и составить судебный иск. Видеоролики, отснятые юридически подкованными водителями в момент общения с нагловатыми гаишниками, предлагает и YouTube.

Начальник Департамента ГАИ МВД Украины Сергей Коломиец в курсе происходящего и не видит ничего дурного в том, что водители снимают на видео общение с инспектором. «Если таким образом выявляются нарушения, то мы будем реагировать. Видео может послужить поводом для служебного расследования», – заверил он.

Платить или не платить
Главная цель антигаишного движения – не платить штрафы. Адвокат Алексей Святогор убеждён, что массовое стремление избежать оплаты штрафов спровоцировано их двадцатикратным удорожанием. «Когда штраф был 17 гривен, его платили не задумываясь, – вспоминает он. – После подорожания водители стали интересоваться способами обжалования». Времена, когда безропотно платили все, развратили сотрудников ГАИ, и сегодня это усугубляет ситуацию, уверен адвокат.

Со времени введения новых штрафов – осени 2008 года – гаишники составили протоколов на сумму 650 млн. грн. Но в казну не поступило и половины – по данным Госказначейства, в бюджете лишь 273 млн. гривен оплаченных штрафов. Активнее всего нарушает и платит столица – почти 35 млн. грн. За Киевом идут Донецкая, Днепропетровская и Одесская области – каждый из этих регионов пополнил бюджет на сумму от 17 до 21 млн. гривен. Самые неплатёжеспобные нарушители живут в Тернопольской, Сумской и Кировоградской областях и в Севастополе – водители этого крымского города заплатили всего 4 млн. грн.

Сергей Коломиец считает, что платить штрафы отказываются не потому, что они увеличились, а потому что у водителей уже выработалась привычка не платить. «Раньше удавалось «решить вопрос» с инспектором. А теперь такой возможности нет», – говорит начальник Департамента ГАИ, имея в виду штрафы за нарушения, фиксируемые прибором «Визир». Их оплачивают, когда владельцу авто приходит письмо с фотоподтверждением нарушения.

По словам Коломийца, если раньше на счету владельцев престижных иномарок было около 30% всех нарушений, то теперь – более 40%. «Визир» не смотрит на звания, ранги, влиятельность. И это некоторых злит», – объясняет главный гаишник страны.

 550 тыс. нарушений зафиксировано «Визиром» с начала этого года – это 70% от общего числа нарушений скоростного режима 

Месть и закон
Киевлянин Алексей Сотников – один из тех, кого в ГАИ считают злостным неплательщиком. Штрафов у него набралось на 1,5 тыс. грн., вовремя не уплатил – они удвоились до 3 тыс. Но и после этого он не спешит пополнять казну. Мало того – сам требует у гаишников выписывать ему штрафы по полной. «Пиши, майор, пиши – я всё равно не плачу», – говорю я гаишникам, хотя на самом деле лишних денег у меня нет. Просто я уверен: не надо мешать инспектору выполнять свою работу. Да и к чему унижаться, вымаливая пощаду? Нарушил – получи штраф», – говорит Алексей.

Недавно ему пришла бумага из исполнительной службы, в которую водитель даже не вчитывался. Он и за милицейскими протоколами не следит. «Однажды подруга выходила из машины и зацепила каблуком какую-то бумажку. Смотрю: копия моего протокола о нарушении, помятая вся, грязная, ещё и с дырой от каблука. В общем, пока за невыплаченные штрафы не сажают, всё в порядке», – смеётся Алексей.

Водители, не желающие накапливать многотысячный груз штрафов к моменту прохождения ТО (по новым правилам с неоплаченными штрафами невозможно пройти техосмотр), просят инспекторов о пощаде. Андрей Бурд умудряется разжалобить сотрудников ГАИ до такой степени, что не платит за нарушения ни штрафов, ни взяток. В последнем случае гаишник, остановивший его за разворот в неположенном месте, смягчился и выписал протокол, где значилось, что «пешеход Андрей Бурд переходил дорогу в неположенном месте».  Вместо штрафа – устное предупреждение.

К взаимной ответственности водителей и сотрудников ГАИ призывает организатор общественного проекта «Дорожный контроль» Ростислав Шапошников. Он считает, что если нарушения теперь обходятся водителям так дорого, то и сотрудники милиции должны более профессионально отнестись к своей работе. Цель его проекта – сбор информации о нарушениях закона самими инспекторами.

«Этой зимой я начал фотографировать автомобили ГАИ, припаркованные под «кирпичом», для публикации на своём сайте (нарушать правила парковки сотрудники ГАИ могут только при острой необходимости и с включёнными проблесковыми маячками. – Фокус). Вскоре мне начали приходить снимки и от других водителей. С каждым днём их становится всё больше», – рассказывает Ростислав. По его словам, раньше в такой затее не было смысла – например, за нарушение правил остановки, которое сейчас может обойтись в 250 грн., раньше штрафовали всего на 17 грн.

Сам дурак
Автор недавно изданной книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев даёт советы, как избежать оплаты штрафов. В том числе и за незаконную остановку – достаточно сказать инспектору ГАИ, что вы плохо себя чувствовали и попросили таксиста припарковать машину. А если за рулём в момент нарушения были не вы, штрафовать вас нельзя. Такой способ действительно работает, говорит адвокат Святогор: «Когда гаишники останавливают моего знакомого, выезжающего из-под «кирпича», он говорит, что машину припарковала его жена три месяца назад».

В Украине можно избежать оплаты почти каждого штрафа за нарушение правил дорожного движения, считает адвокат. Например, пересечение двойной осевой можно смело отрицать – штраф не грозит, пока инспектор не докажет факт нарушения. Если превышение скорости зафиксировано прибором «Визир», можно утверждать, что за рулём был другой человек (даже не уточняя кто – ст.63 Конституции освобождает от ответственности за отказ свидетельствовать против себя, близких и родственников). ГАИ, не отягощённое следственно-оперативными функциями, не станет выяснять личность нарушителя.

В большинстве же случаев возможность обжаловать штраф появляется не в результате пробелов в законодательстве, а из-за непрофессиональных действий самих автоинспекторов. «Недавно ГАИ оштрафовала водителя за парковку в двух метрах от двойной осевой (по правилам должно быть не менее 3 метров. – Фокус). Он обжаловал решение, поскольку инспекторы замерили расстояние на глаз, а должны были воспользоваться рулеткой», – говорит Алексей Святогор.  

ГАИ: перезагрузка
Адвокат не разделяет опасений, что такая беззубость сотрудников ГАИ расслабит водителей и в результате приведёт к беспределу на дорогах. «Массовые обжалования только оздоровят систему, гаишники будут допускать меньше ляпов, – говорит адвокат, – Как и многие, я за порядок на дорогах. Но порядок будет только при чётких правилах игры, одинаковых для всех».

Создатель «Дорожного контроля» Ростислав Шапошников тоже не боится, что водители ощутят безнаказанность – по его мнению, проигранные водителям суды заставят людей в погонах освежить свои знания. «Сегодня любое решение можно оспорить, потому что гаишники совершают массу процедурных ошибок даже при составлении протоколов. Теперь картина изменится: водители сами разберутся в законах и вынудят гаишников работать ответственнее».

Начальник ГАИ Сергей Коломиец отмечает, что в законодательстве многих стран есть «приоритет полицейского над остальными гражданами», у нас же – всё наоборот. «Пускай водитель выигрывает суд, зато в следующий раз он задумается, что лучше: бегать по судам или просто не нарушать?» – говорит генерал-майор.

Ни высокие штрафы, ни «Визир» в ГАИ отменять не собираются. У этих нововведений достаточно сторонников в обществе, убеждён Сергей Коломиец: с начала года в ДТП погибло на 1328 человек меньше, чем за такой же период прошлого года. Пострадавших меньше на 8500. И этот аргумент «за» звучит весомее сотни «против».

Как спорить с ГАИ, или 5 аргументов против штрафов

1. Не выходить из авто, даже если на вас составляют протокол. Жаловаться, если вас остановили до или после поворота, а также непосредственно перед перекрёстком. Это запрещено приказом МВД №1111 от 13.11.2006.

2. Настоять на добавлении в протокол фразы «свидетели отсутствуют», а также указать, что сотрудник ГАИ не ознакомил вас с вашими правами.

3. Уточнять у сотрудника ГАИ погрешность радара, зафиксировавшего вашу скорость. Законом «О метрологии и метрологической деятельности» запрещено использование средств с неизвестной погрешностью.

4. Не отвечать на необязательные вопросы сотрудника ГАИ, который просто пытается унюхать алкоголь. Это право записано в 63 ст. Конституции Украины. На любые намёки об алкоголе отвечать чётко: «В состоянии алкогольного опьянения не нахожусь».

5. При вынужденном обгоне говорить, что автомобиль перед вами двигался со скоростью менее 30 км/час. Доказательств обратного всё равно нет.

Источник: «Профессиональный разговорник водителя для ведения диалога с инспектором ГАИ», Владимир Караваев, 2009 г., www.100argumentov.com

Евгений Сафонов, Евгения Даниленко

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.