Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Украинский фильм - фаворит Московского кинофестиваля

Украинский фильм - фаворит Московского кинофестиваля
На открывшемся в российской столице Московском международном кинофестивале царят грустные и религиозные фильмы
000

«Для истинного христианина сверхзадачей является исполнение задачи режиссёра. Принципы отрицательного обаяния когда-нибудь нас погубят. Поэтому я приложил все усилия, чтобы моя игра не отдавала интеллигентским душком отрицательного обаяния» – так в своей обычной полуиносказательной манере прокомментировал собственную игру в фильме «Царь» Иван Охлобыстин. Именно этой картиной российского режиссёра Павла Лунгина («Такси блюз», «Остров») открылся в этом году 31-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ). На предпремьерном показе для прессы народ сидел даже на полу – никто не желал пропустить столь громкую презентацию. Впрочем, такой ажиотаж неудивителен – в работе над фильмом в числе прочих принимали участие Пётр Мамонов, Олег Янковский и постоянный оператор Клинта Иствуда Том Стерн.

Один из самых старых киносмотров в мире в 2009-м отмечает сразу несколько юбилеев – 50-летие возобновления кинофестиваля, 20-летие учреждения его главного приза – «Золотого Святого Георгия» и 10-летие медиафорума. Кроме того, в рамках нынешнего ММКФ состоятся и две праздничные ретроспективы – Павла Лунгина и Киры Муратовой. Оба мэтра в этом году отметят круглые даты – 60 и 75 лет.

Сделайте серьёзное лицо
Как это часто бывает с ММКФ, внеконкурсная программа вселяет гораздо больше зрительского оптимизма, чем собственно конкурсная. В основном конкурсе чинно и уверенно расположились Кира Муратова с трагической рождественской сказкой «Мелодия для шарманки» и Карен Шахназаров с экранизацией чеховской «Палаты №6». Остальные 14 фильмов – претендентов на главный приз сняты режиссёрами из Ирана, Венгрии, Италии, Грузии, России, Израиля, чьи имена мало о чём скажут среднестатистическому кинолюбителю. В конкурсе же «Перспективы» – по традиции дебютные картины неизвестных молодых режиссёров. Среди них «Луна» американца Данкана Джонса – замысловатый космический триллер с Сэмом Рокуэллом, который уже успели обвинить в сходстве с кубриковской «Космической Одиссеей: 2001», а также – аниме Есихару Асино «Первый отряд» о борьбе советских пионеров с фашистами.

А вот внеконкурсная программа битком набита именами мирового уровня. Киноманов потешат показами «Белой ленты» триумфатора нынешних Канн Михаэля Ханеке, угрюмого и жестокого «Антихриста» Ларса фон Триера, «Дорогуши» от автора лучшей из всех существующих экранизаций «Опасных связей» Стивена Фрирза, а также ещё целым валом интересных премьер.

Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов прокомментировал такое изобилие сдержанно, но не без явного чувства гордости: «Мы стали работать по законам, по которым работают крупнейшие фестивали в мире, то есть вступили с ними в конкуренцию за премьерные показы фильмов, которые нам интересны. Это осложнило нашу работу, но позволило довольно чётко осознать, на каком свете мы живём».

За первые несколько дней фестиваля зрители и жюри, кроме «Царя» Лунгина, увидели массу других работ и успели составить мнение об атмосфере ММКФ-2009. По версии критиков, сердцевина фестиваля сегодня – не совсем здоровая и массовая озабоченность серьёзными экзистенциальными темами, а у россиян (в основном конкурсе Россия представлена тремя картинами), как всегда в последние годы, в почёте религиозность и богоискательство. Например, фильм из конкурсной программы «Чудо» россиянина Александра Прошкина – это полумифический рассказ, «основанный на реальных событиях», о дерзкой и чересчур жизнерадостной комсомолке, которая решила сплясать с иконой Николая Чудотворца, за что и была покарана – провела несколько месяцев в окаменелом состоянии. В общем и целом вся эта картина сдобрена несколько навязчивыми размышлениями о религиозности русской души – возможно, даже более навязчивыми, чем в лунгиновском «Царе».

«Нам на фестивале не хватало высококачественных комедий, оптимистических картин, которых было совсем мало на Каннском фестивале и, по свидетельствам очевидцев, практически совсем не было в конкурсной программе «Кинотавра». Но ничего не поделаешь, если настроения творческой интеллигенции пессимистические, мрачные и в известной мере безысходные. Мы как могли искали картины, которые хотя бы немного давали надежду человечеству на выживание», – соглашается с оценкой экспертов Разлогов.

Пока чуть ли не единственной картиной, которая более-менее выбилась из общего мрачного строя, стала лента, показанная накануне открытия фестиваля, – «Кадиллак Рекордс» с Эдрианом Броуди, в этом году лично пожаловавшим в Москву. Разбитная и немного хулиганская лента о расцвете эпохи блюза приводит зрителей к самоочевидной, но неизменной истине о том, что музыка – язык универсальный и интернациональный. Однако лучшим комментарием к «Кадиллаку» могут послужить слова одного из персонажей: «Все всех трахают – это и есть блюз!».

Есть что показать
21 июня был представлен фильм от Украины, претендующий на «Золотого Георгия» – «Мелодия для шарманки» Киры Муратовой. Сама режиссёр из-за болезни не смогла приехать в Москву, так что честь презентовать картину выпала любимице режиссёра актрисе Ренате Литвиновой, а также Олегу Табакову и продюсеру Олегу Кохану. «В своё время Саша Вампилов диагностировал рак совести у советских людей. Вот и в иное время в государстве иной социально-экономической формации Кира Муратова предупреждает о душевной глухоте, о людской разобщённости, которая мне представляется весьма опасной», – описал фильм Олег Табаков, сыгравший одну из главных ролей в «Мелодии». Эта грустная сказка повествует о двух детях-беспризорниках, брате и сестре, которые после смерти матери отправляются на поиски своего отца. Как и следовало ожидать от Муратовой, финал и без того тяжёлой и реалистичной ленты совсем не радостный. «Кира всегда поражает тем, что берёт такие темы. Будучи атеисткой, она добрее и благороднее многих-многих сильно верующих людей», – с чувством заявила Рената Литвинова. Кстати, пронзительности и атмосферности картине добавила также музыка, написанная специально для «Мелодии» российской исполнительницей Земфирой Рамазановой.

«Муратова перемешивает диккенсовскую новеллу с одесским анекдотом, усложняет театрализованный кинобалаган цитатами из литературной и кинематографической классики, щедро приправляет атеистическую рождественскую сказку убийственным чёрным юмором», – считают обозреватели британской службы Би-би-си. По их мнению, украинский фильм – один из наиболее вероятных победителей нынешнего кинофорума. Окончательное решение жюри будет объявлено на закрытии фестиваля в воскресенье, 28 июня.

Стоит посмотреть
Фокус
попытался определить 5 самых интересных фильмов ММКФ-2009

1.«Дорогуша»
Режиссёр: Стивен Фрирз
Действие происходит в 20-е годы прошлого столетия. Дотошно стилизованная история любви куртизанки в годах (Мишель Пфайфер) и избалованного женским вниманием юноши по прозвищу Дорогуша.

2.«Белая лента»
Режиссёр: Михаэль Ханеке
Немного необычная для провокатора Ханеке («Забавные игры», «Пианистка») чёрно-белая картина об укладе жизни в маленькой немецкой деревне накануне Первой мировой войны.

3. «Пророк»
Режиссёр: Жак Одияр
Реалистичный и слегка надрывный рассказ о нелёгкой судьбе арабского паренька, угодившего во французскую тюрьму, где ему довелось столкнуться с невероятной жестокостью и беспределом.

4. «Париж! Париж!»
Режиссёр: Кристоф Барратье
Трогательная, серьёзная и смешная одновременно картина о трёх отчаянных французских актёрах, решивших в 30-х годах захватить силой концертный зал, в котором они когда-то выступали.

5. «Лай чёрных псов»
Режиссёр: Мехмет Бахадир Эр
Турецкая вариация на модную нынче тему о губительном влиянии преступности на молодые неокрепшие умы. Два главных героя вопреки своим мечтам угождают в лапы мафии.

Ирина Навольнева

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.