Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Битва при Бакоте

Битва при Бакоте
Живописная местность близ селения Бакота под Каменцем-Подольским на время превратилась в кинополигон. Петербургский режиссёр Владимир Бортко («Собачье сердце», «Идиот», «Мастер и Маргарита») снимает здесь батальные сцены фильма «Тарас Бульба» с бюджетом $17 млн.
000


Слова Тараса Бульбы накануне битвы «Перед нами дело великого пота и великой казацкой доблести» — лучший эпиграф к происходящему сейчас в Бакоте. Съёмочная группа второй день бьётся над батальными сценами, в которых запорожские казаки рубятся с польскими драгунами. Пота пролито столько, что к концу дня актёров и каскадёров можно выжимать, как губку. Одно радует: виды Приднестровья. Особенно восхищается ими Владимир Бортко — здешние красоты в точности соответствуют описанным Гоголем.

Нельзя, впрочем, сказать, что цивилизация обошла эти места стороной. В связи со строительством Новоднест­ровской ГЭС в 1981 г. были затоплены многие достопримечательности Бакоты. Никогда уже не вернуть монастырских пещер и усыпальниц с настенными росписями и фресками XI–XIII вв. Лишь в одном месте сохранились остатки келий и захоронений монахов, руины Михайловской церкви и покинутые фруктовые сады.

Охранная грамота
Природа и романтический флёр здешних мест привлекают путешест­венников и даже паломников, последователей экзотических культов.

Своё небольшое путешествие совершаем и мы — с актёрами Богданом Ступкой и Лесем Сердюком. До места съёмок от Каменца-Подольского полчаса пути. За короткое время Богдан Сильвестрович успевает перекинуться шутками со всеми, обсудить предстоящие «боевые» эпизоды, в которых он играет Тараса Бульбу, и помянуть Костя Степанкова (как раз исполнилась годовщина со дня его смерти). Вдруг актёр спохватился: забыл захватить для Гоши яблочко или морковку. Увидев мой недоуменный взгляд, поясняет: Гоша — это конь, самый строптивый его партнёр в картине. Если не в духе, может и из седла скинуть. Так что задобрить его перед работой требует инстинкт самосохранения. Останавливаемся у сельского магазина. Морковок в нём, ясное дело, не продают. Ступка выглядит разочарованным. Его успокаивает ассистент режиссёра — на съёмочной площадке заготовлен сахарок, так что без лакомства Гоша не останется.

Кровь на кольчуге актёра Михала Журавского из Польши — бутафорская. Однако страсти на съёмочной площадке кипят неподдельные
Кровь на кольчуге актёра Михала Журавского из Польши — бутафорская. Однако страсти на съёмочной площадке кипят неподдельные


Минуем квартал вагончиков на колёсах, череду диковинной кинотехники, легковушек и останавливаемся на скалистом плато. С него открывается чудный вид на Днестр, охватывающий своими рукавами живописный полуостров. Простор такой, что кажется, будто горизонт изогнулся дугой. Внизу уже гарцуют всадники, сверкают доспехи — все готовы к бою.

Пока Богдан Сильвестрович отправляется гримироваться, спускаемся на поле битвы. Несколько раз нас останавливают секьюрити — посторонним вход на съёмочную площадку воспрещён. Но личное разрешение Владимира Бортко в этих местах — лучшая охранная грамота.

Первая кровь
Перед камерой, установленной на операторском кране, сходятся два десятка всадников. Часть из них в казачьих свитках, вторая — в польских шёлковых жупанах. В гуще битвы узнаю Владимира Вдовиченкова («Бумер», «Бригада»). Он нещадно рубит красавца-драгуна (польский актёр Михал Журавский). В фильме Владимир играет старшего сына Тараса Бульбы — Остапа. Фехтует он блестяще, однако очередной дубль Бортко актёру не засчитывает. Вдовиченков ожесточённо спорит с режиссёром, убеждая, что всё сделал как надо. Тот мягко его осаживает: схватка на саблях должна быть более зрелищной, иначе её не будет видно в кадре.

Опять репетиция и дубль. Кажется, Бортко удовлетворён. Но в этот момент кто-то из массовки валится в обморок. С криком «врача!» съёмочная группа бросается к пострадавшему. С артиста мигом срывают жупан, из-под которого сочится кровь.

«Бульбой будет только Ступка»
«Бульбой будет только Ступка»


«Господи, неужели убили?» — думаю я, лихорадочно соображая, чем это может обернуться для Бортко и его проекта. К счастью, кровь оказывается бутафорской. Подоспевшая женщина-врач поясняет: парень просто перегрелся на солнце; сказалось и физическое переутомление. Пока она оказывает актёру помощь, Вдовиченков саркастически роняет: «Теперь журналисты напишут, что я целенаправленно убиваю актёров».

Массаж и холодные компрессы возвращают казака в строй. Звучит команда «Мотор!» и оружие снова высекает искры. «Снято!» — резюмирует Бортко. Съёмочная группа тут же приступает к обсуждению постановки следующего эпизода. На площадке сливается в единый гул русская, украинская, английская, польская и словацкая речь.

Кинокаторга
В проекте Владимир Бортко задействовал интернациональную команду. Каскадёры, к примеру, прибыли из Словакии и Польши. А вот лошадей взяли на местном конезаводе. Чтобы животные вели себя на площадке смирно, предложили сняться в массовке и каменец-подольским конюхам. Михаил Мельник из села Барышкивцы рассказал Фокусу:

«Тарас Бульба»
Экранизировали бессмертное творение Николая Гоголя не раз и не только в нашей стране:
«Тарас Бульба» (1924, Германия,
реж. Владимир Стрижевский, Иосиф Ермольев)
«Тарас Бульба» (1936, великобритания, реж. Алексис Грановски)
«Строптивый сын» (1938, Великобритания, реж. Эдриэн Брунэл, Альберт де Курвиль, Алексис Грановски)
«Тарас Бульба» (1962, США-Югославия, реж. Джон Ли Томпсон)
«Тарас Бульба, казак» (1963, Италия, реж. Фердинандо Бальди)
«Сын Тараса Бульбы» (1964, Франция-Италия, реж. Анри Зафиратос)
«Тарас Бульба» (1987, Чехословакия,
телефильм-балет)
В 1941-м году Александр Довженко пишет сценарий и получает разрешение на съёмки «Тараса Бульбы». Но его планам мешает война.
Не удалось снять фильм по книге
Николая Гоголя и Сергею Бондарчуку.
Режиссёру воспрепятствовал главный идеолог Политбюро ЦК КПСС Михаил Суслов, опасавшийся гнева «польских товарищей».



— Это не первая моя работа в кино. Я уже снимался с лошадками в «Чёрной долине», фильме о кошевом атамане запорожских казаков Иване Сирко. Так что лошади обученные, ведут себя смирно. Когда нужно, и подыгрывают артисту.

Позже Владимир Бортко подтвердит эти слова:

— Животные хорошо выучили команду «Мотор!». Услышав это слово, буквально срывались с места в карьер. Пришлось заменить его на Action!, не то съёмки были бы сорваны.

— Никогда не думала, что кино — это такая каторга, — сочувствую вслух Бортко. — Даже смотреть, как работают люди, тяжко…

— Ну что вы! Сегодня как раз удачный день. Вы бы видели, как мы снимали сценку спуска всадников с горы, когда лошади скользили по мокрой после дождя земле, — машет рукой режиссёр.

Художник картины Сергей Якутович рассказывает мимоходом: места для съёмок картины подыскивал сам Бортко, объезжая окрестности Каменца-Подольского на моторной лодке.

— А вот эскизы костюмов для главных героев — моих рук дело. Шаровары я, признаюсь, сузил. Необъятные «кальсоны» — пародия ансамбля им. Вирского на одежду настоящих казаков.

Перемены коснулись не только одежды актёров, занятых в картине. Впрочем, кадровые перестановки незначительные. Вместо обещанного поначалу Гоши Куценко в роли Остапа — Владимир Вдовиченков. Игорь Петренко играет Андрия, Михаил Боярский — «доброго казака Мосия Шило», Ада Роговцева — жену Бульбы. Богдан Ступка не был единственным претендентом на роль старого казака. Однако актёр так блестяще сыграл патриотический пятиминутный монолог Тараса Бульбы, что режиссёр тут же сделал свой выбор: «Бульбой будет только Ступка».

Телефонное право
После обеда, устроенного просто в поле, съёмочная группа возвращается к работе. В бой вступает «тяжёлая кавалерия» кинематографа. Богдан Сильвестрович неспешно надевает шаровары, жупан, а поверх него кольчугу. На короткую стрижку маэстро приклеивают длинный оселедец. Бортко не очень доволен достигнутым эффектом: в действительности актёр, играющий казака, должен быть обрит наголо. А вот Сергей Якутович считает причёску приемлемой — не ходили же все запорожцы причёсанными под одну гребёнку.


«Командный пункт» режиссера Бортко
«Командный пункт» режиссера Бортко


Актёр Лесь Сердюк в предстоящем эпизоде лютой сечи с поляками — кошевой атаман. Тот самый Кирдяга, что без затей объяснил казакам причины, требующие начала войны: «… Сами знаете, панове, — без войны не можно пробыть. Какой и запорожец из него, если он ещё ни разу не бил бусурмена?».

— Как чувствуете себя в одежде предков? — обращаюсь к народному артисту.

— Так, словно не был дома, а теперь вернулся.

Иначе и быть не может: это уже пятидесятая роль актёра в подобном амплуа.
 
Тем временем Богдан Ступка, входя в роль, начинает сурово зыркать по сторонам, не забывая повторять текст. Угостив Гошу горстью сахара, с помощью каскадёра взбирается на коня. Освоившись в седле, произносит, указывая рукой на воображаемую битву (где сражается с ворогом сын Бульбы): «Со временем это будет добрый полковник, даже батька за пояс заткнёт».
 
Пафосное зрелище прерывает телефонный звонок. Ассистентка режиссёра подносит Богдану Сильвестровичу трубку (благо, в репетиции наметился перерыв). Тарас Бульба на коне, с мобильным возле уха — зрелище впечатляющее. Кажется, необычность ситуации почувствовал даже Гоша — забил копытами. Ступка тут же его приструнил: «Гоша, стой! Топ-кобылу ему, видите ли хочется, а сам-то мерин!». Общий смех на площадке.

Настройка пожара
И снова режиссёр просит исполнителей взяться за сабли. Ступке вручают настоящую саблю. Актёру боязно махать ею: а ну как ненароком кого-то полоснёт? Пиротехники тем временем не скучают без дела: ярким пламенем вспыхивает хутор, на фоне которого произойдёт баталия.

— Не жалко своего творения? — спрашиваю у художника. 

— Нет, я же его не строил, только рисовал. Складывали усадьбу по брёвнышку строители из Ялты, работавшие в «Острове» Павла Лунгина и в последней, ещё не законченной картине, Фёдора Бондарчука. Шабашников Бортко не нанимает…

К слову, хутор Бортко хотел построить в Пирогово, под Киевом. «Но руководство тамошнего музея сказало: «Не треба!», — говорит режиссёр. Чому не треба? Не пояснили. Это странно, потому что цели у нас одинаковые. Когда нация находится не в наилучшем периоде своего духовного развития, нужно напомнить: у нас замечательные предки, которые показывали пример, как нужно относиться к жизни, любить свою родину».

Пиротехники изо всех сил нагоняют в кадр дым, однако картинка не совпадает с той, что в уме у режиссёра. «Настройка» пожара отнимает больше получаса. Наконец, звучит заветное: «Снимайте быстрее, пока нужный дым валит».

Ржание лошадей сливается со звоном металла, выстрелами, азартным хеканьем всадников, вкладывающим всю силу в сабельный удар. Бой — что надо!

«Стоп! Снято!».
Вытирая испарину, Владимир Бортко обращается к Ступке: «Сразу видно, что вы артист всего Советского Союза». Но актёру, сошедшему со строптивого Гоши, не до комплиментов. От напряжения и жары он взмок; ватный жупан Ступки словно побывал в воде. С актёра снимают кольчугу, кованые наплечники. Высвободившись из доспехов, Богдан Сильвестрович находит силы шутить: «Ничего, мне в кольчуге просверлили дырочки для сквозняка, выживу».

Съёмочный день закончен. Актёры уезжают в Каменец-Подольский на машинах, массовка — на лошадях. Прощаясь, машут друг другу руками. Завтра будет новый день, новый пот и, даст Бог, новый успех.

0
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.