Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Визит к «Кинотавру»

Визит к «Кинотавру»
Три года назад кинофестиваль «Кинотавр» сменил хозяев. С тех пор сочинский кинофорум перестал быть городским шапито, сосредоточившись на «важнейшем из искусств». Вместо карнавала, шансона и кабаре — киносеминары, круглые столы и мастер-клас­сы. Александр Роднянский превращает фестиваль в главный смотр достижений российского кино — безо всяких кавычек
000


За 18 лет существования «Кинотавр» менял программу, переживал взлёты и падения, несколько раз находился на грани краха. В 2005 г. Марк Рудинштейн, устав от финансовых проблем и препирательств с председателем Союза кинематографистов России Никитой Михалковым, продал кинофестиваль. Его новыми хозяевами стали президент компании «СТС Медиа» Александр Роднянский и кинопродюсер Игорь Толстунов.

Новая метла
Официальная сумма продажи — 2 миллиона рублей. Теперь Марк Григорьевич затрудняется вспомнить, в какой именно валюте. Как бы там ни было, год покупки совпал с тектоническими сдвигами в российском кинематографе. Если в 1999 г. сборы в российском прокате составляли всего $17 млн., то в 2002-м эта цифра увеличилась до $111,7 млн. В следующем году она перевалила за отметку $200 млн. В 2005-м российские зрители увидели 70 фильмов национального производства.

Роднянский вовремя купил «Кинотавр». И тут же взялся за его реорганизацию. Сумма, предназначенная на проведение фестиваля, выросла троекратно и сейчас составляет $5 млн. Вместе с тем «новые хозяева» закрыли международный конкурс. Соответственно отказались и от приглашения в Сочи зарубежных кинозвёзд, которых правдами и неправдами заманивали на фестиваль при Рудинштейне.

В 2005 г., напомним, на «Кинотавр» занесло даже Сьюзен Сэрэндон — известную голливудскую актрису. Будущий владелец фестиваля отреагировал на этот факт так: «Обожаю эту прекрасную актрису, но мне абсолютно безразлично её мнение и о национальном фестивале в Сочи, и о самом городе. Искренне не понимаю, чем она здесь занималась, с какой стати устраивали её чествование. Наш главный герой — российские фильмы».

Категоричное мнение. Но именно радикальные решения позволяют Роднянскому добиваться успеха.

К примеру, он немилосердно урезал количество гостей фестиваля. Теперь на свой кошт «Кинотавр» приглашает не более 100 человек (против 800 в 2005 г.). Не менее жёстко обошелся Александр Ефимович и с журналистами, что дало повод неувядающей «Правде» разразится гневной статьей, обвиняющей его в нарушении закона о СМИ. Затем сократил и количество призов фестиваля (с 40 до 8 основных). Наконец, упразднил должность президента фестиваля, которую занимал Олег Янковский.
 
Такие меры сложно назвать популярными, однако они дали эффект. На фестиваль пришло качественное кино. Прежде, случалось, в конкурс­ную программу «Кинотавра» отправляли всё, что снимали в стране. В годы «кинобезрыбья» Рудинштейн брал в программу картины трёхлетней давности. Теперь Валерий Тодоровский, Алексей Балабанов и некоторые другие режиссёры специально переносят прокат своих фильмов на более поздний срок, чтобы принять участие в новом «Кинотавре». На фестиваль 2007 г. для основного конкурса отобрали 14 из 87 работ, а для конкурса дебютов — из 120.

— Сложившиеся традиции мы сохранили, — рассказывает Роднянский, — иначе не стоило бы и браться за дело. Все эти открытия-закрытия с красными дорожками, безусловно, остались. Но баланс, точнее дисбаланс, кино и полусветской жизни сдвинулся в сторону кино.
 
Но нет, не все традиции сохранены. Сменили логотип фестиваля, канула в Лету собачка, долгое время служившая символом «Кинотавра». Ссоры с Михалковым тоже остались в прош­лом. «Сейчас в России снимается достаточно хорошего кино, неужели мы мирно с ним не договоримся?» — считает г-н Роднянский.

 

Ударная картина Алексея Мизгирёва «Кремень» взяла на фестивале сразу две премии — за лучший сценарий и дебют
Ударная картина Алексея Мизгирёва «Кремень» взяла на фестивале сразу две премии — за лучший сценарий и дебют



Лауреаты Кинотавра-2007
Жюри, которое возглавлял на «Кинотавре-2007» режиссёр Вадим Абдрашитов, присудило две награды (за лучший дебют и лучший сценарий) картине Алексея Мизгирёва «Кремень». Мизгирёв — выпускник ВГИКа, мастерской председателя жюри фестиваля. Простое совпадение?

Тем не менее многие на фестивале высказывали недоумение в связи с выбором жюри. К примеру, Луи Франк, солист популярной украинской группы Esthetic Education, в интервью Фокусу сказал: «Кремень» не достоин награды: всё своровано из «Таксиста» Скорсезе. Это настоящий плагиат».

Дина Корзун, актриса, исполнительница главной роли в конкурсном фильме «Кука» (известна по роли танцовщицы Яи в «Стране глухих» Валерия Тодоровского) говорит о том, что в Сочи было слишком много агрессивного кино вроде «Груза 200», «Тисков», «Двух в одном».

— Это первый раз, когда я выбралась на «Кинотавр». Впечатления калейдоскопические, но мне показалось, что наша лента выделялась на фоне других простотой и непо­средственностью, — сообщила актриса Фокусу. — Думаю, на фоне жестокости, крови и брани с экрана «Кука» выглядел очень человечным и добрым. К сожалению, критики приняли его в штыки…

Справедливости ради, победу на фестивале праздновали не картины, смакующие жестокость. «Простые вещи» — первый полновесный фильм Алексея Попогребского (в прошлом сценариста) завоевал в Сочи сразу три награды: Гран-при, приз за лучшую режиссёрскую работу, а исполнитель главной роли Сергей Пускепалис признан лучшим актёром «Кинотавра-2007».

История — о враче-анестезиологе Сергее Маслове и его пациенте, в прошлом известном актёре (Леонид Броневой), который просит помочь уйти ему из жизни, взамен предлагая бесценную картину Репина. Старикан на редкость вздорный, а тут ещё на Сергея обрушивается гора проблем: сначала неудачная операция, потом разногласия с любовницей. Дома он узнал, что дочь (Динара Кутуева) ушла из дома к бойфренду Пете, наверняка, никчёмному парню. В довершение всего жена (Светлана Камынина) сообщает о своей беременности. Младенец совсем некстати: Масловы проживают в комнатушке большой коммунальной квартиры.

Леонид Броневой вернулся в большое кино, снявшись в фильме режиссёра Алексея Попогребского. И был удостоен диплома  жюри «Кинотавра» — «За неоценимый вклад в отечественное киноискусство»
Леонид Броневой вернулся в большое кино, снявшись в фильме режиссёра Алексея Попогребского. И был удостоен диплома  жюри «Кинотавра» — «За неоценимый вклад в отечественное киноискусство»


Простые вещи?
— Не такие уж простые. История родилась сама собой из ситуации, когда под влиянием обстоятельств сталкиваются молодой и старый, — поясняет Алексей Попогребский. — Писал её сам, наверное, от безысходности.

Кира Муратова, Андрон Кончаловский, Валерий Тодоровский не удостоились наград на ХVІІІ «Кинотавре». Из именитых режиссёров был отмечен только Алексей Балабанов (наградой Гильдии кинокритиков), снявший жуткий триллер «Груз 200».



Лауреаты XVIII «Кинотавра»
Главный приз – «Простые вещи»
(режиссёр – Алексей Попогребский)
Приз за лучшую режиссуру – Алексей Попогребский («Простые вещи»)
Приз за лучший дебют – «Кремень»  (режиссёр  – Алексей Мизгирёв)
Приз за лучшую женскую роль
Мария Шалаева («Русалка», режиссёр – Анна Меликян)
Приз за лучшую мужскую роль
Сергей Пускепалис («Простые вещи», режиссёр – Алексей Попогребский)
Приз имени Григория Горина «За лучший сценарий» – Алексей Мизгирёв и Юрий Клавдиев («Кремень», режиссёр – Алексей Мизгирёв)
Приз «За лучшую музыку к фильму» имени Микаэла Таривердиева – Антон Силаев, «Яр» (режиссёр – Марина
Разбежкина)
Приз конкурса «Кинотавр.Короткий метр» – «Коза» (режиссёр – Игорь Волошин)


Приз за лучшую женскую роль получила Маша Шалаева — исполнительница главной роли в фильме Анны Меликян «Русалка». «Это не Маша появилась на проекте, это проект родился благодаря тому, что где-то в этом огромном городе ходит по улицам такая удивительная, фантастическая девушка Маша Шалаева. Просто не было подходящей истории для неё, чтоб всем показать, какая она прекрасная», — сказала об актрисе режиссёр картины.

Кинотавро
Фестивальные итоги подведены. Что нам готовит день грядущий? Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Виктор Матизен высказал неожиданное мнение:

— «Кинотавр» мимикрирует под именитые зарубежные кинофестивали. Уже утрачивается та домашняя атмосфера, которая была здесь с самого начала, когда фестиваль был похож на неформальное меро­приятие. С одной стороны, «Кинотавр» превращается в машину по торговле образами, которые производит кино, с другой — образцами, которые производит гламурная индустрия.

Однако не все судят о сочинском кинофестивале так строго. Олег Кохан, кинопродюсер, привёзший на конкурс фильм Киры Муратовой «Два в одном» сказал в интервью Фокусу:

— Идеологам фестиваля удалось самое сложное — удержаться на грани между весёлым праздником кино и серьёзным кинофорумом, что выходит невероятно редко. К примеру, на показ ленты «Два в одном» Киры Муратовой пришли искушённые фестивальные зрители, публика отнюдь не случайная. Это, безусловно, прогресс. И, скорее всего, основной вектор развития фестиваля.

На светский взгляд
У Кати Осадчей,  завсегдатая светских мероприятий, свои впечатления о «Кинотавре»:
— По традиции все гости фестиваля жили в сочинской гостинице «Жемчужина», — сообщила телеведущая Фокусу. — В холле можно было встретить Иосифа Кобзона или Станислава Говорухина, идущих с полотенцем на плече принимать солнечные ванны. Уже на первых конкурсных просмотрах гости появлялись, демонстрируя свежий загар. Каждый день в Сочи проходили спортивные соревнования – теннисный турнир, футбол, йога на пляже. По утрам «Кинотавр» напоминал не кинофестиваль, а пионерлагерь для взрослых. Некоторые из звёзд приехали в Сочи с детьми. Например, актёр Андрей Мерзликин – с шестимесячным сыном, женой и даже тёщей. Для многих звёзд «Кинотавр» остаётся релакс-фестивалем.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.