Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Радость полёта

Радость полёта
Новый фильм Романа Балаяна имеет рабочее название «Избранник». На роль главного героя — писателя-самиздатчика — режиссёр пригласил Олега Янковского. 25 лет назад, напомним, этот актёр сыграл в «Полётах во сне и наяву» инженера Макарова. В интервью Фокусу Янковский рассказал, почему работа с Балаяном доставляет ему радость
000
Роман Балаян
Родился 15 апреля 1941 г. в селе Нэркин Оратаг в Нагорном Карабахе.
1959-1961г. – актёр Степанакертского театра.
1961 г. – поступил на режиссёрский факультет Ереванского театрального института. На третьем курсе перевёлся в Киевский институт театрального искусства им. Карпенка-Карого (закончил в 1969 г.)
Сейчас  руководит продакшн-студией «Иллюзион филмз», которая производит сериалы для российского телевидения на российские деньги.

— Олег Иванович, кто вас сосватал в «Полёты во сне и наяву»?
— Вообще-то Роман Гургенович хотел снимать не меня. Началось всё с того, что мне позвонил Виктор Мережко и предложил прочесть сценарий. Говорит: вот, есть режиссёр, некий Балаян, будет делать по этой истории фильм. Честно признаюсь, эта фамилия мне ни о чём не говорила. Мережко страшно удивился: «Неужели ты не видел фильм «Каштанка»? Это удивительная вещь!». Я пообещал ему прочитать сценарий и, бросив рукопись в сумку, укатил в Петербург — тогда я снимался в фильме «Собака Баскервилей». В купе со мной ехал Никита Михалков. Я не знал, что он утверждён на главную роль — и рассказал ему: мол, режиссёр Роман Балаян пригласил меня сыграть инженера Макарова в фильме «Полёты во сне и наяву». Никита Сергеевич замолчал на несколько минут, а потом говорит: «Олег, если сниматься, то у двух режиссёров: у меня и у Балаяна».

Ну а моё первое знакомство с Балаяном состоялось в театральном буфете во время съезда кинематографистов. На таких мероприятиях в советское время продавали дефицитные товары — для своих. Балаян, воспользовавшись случаем, купил пару носков и мне их преподнёс. Я с удивлением спросил: «Вы что, считаете, что у меня носков нет?». А он так трогательно и ненавязчиво говорит: «Олег, я бы вас очень просил, знаю, что вы занятой человек, но вот если бы вы смогли… сыграть меня».

— Стало быть, главный герой фильма Макаров — это режиссёр Балаян?
— Да, я считаю, что эта история немного личностная. Роману Балаяну очень близка тема фильма и главный герой — он видел в нём себя. Поэтому очень хотел снимать эту картину и многое добавлял в сценарий, менял его: хотел привнести что-то своё. У него даже конфликт случился в связи с этим с Мережко, который был недоволен, что режиссёр так истязает его текст. Я могу сказать, что режиссёр довольно «неформально» снимал картину — она, по сути, очень авторская.

«Знаете, есть такая общая черта у армян и украинцев — они всегда отчего-то имеют «сумний вигляд»
«Знаете, есть такая общая черта у армян и украинцев — они всегда отчего-то имеют «сумний вигляд»


— Как вы сами восприняли своего героя Макарова?
— Некоторые считали этого человека поверхностным, называли шутом. Взрослый, дескать, человек, а дурачится, как мальчишка: то работает, то не работает — ну, что это такое? Однако были и такие, кто задавал себе вопрос — почему он так себя ведёт? А вслед за этим и другой — а кто я сам в этой жизни? Неустроенность и ощущение ненужности — мне кажется, именно эта мысль главная в картине.

— Можно ли сказать, что жизнь вашего героя чем-то похожа на вашу собственную? Видели вы себя в герое?
— Я не чувствовал, что это картина обо мне. Моя судьба сложилась иначе, чем у Макарова. Это фильм о тех, кто не вписывался в установленный образ жизни. Сценарист Мережко, режиссёр Балаян — не первые, кто обратил внимание на «лишних людей». Лев Толстой мучился этой проблемой, Михаил Лермонтов и многие?многие другие. По сути, фильм «В движении» моего сына Филиппа тоже о таком человеке-изгое. Много лет пройдёт, и вновь, я уверен, возникнет фильм или литературное произведение, в которых будет раскрыт конфликт человека с обществом.

— Сложно ли вам было работать в «Полётах...»?
— Нет, что вы. Помогала замечательная атмосфера, царившая в съёмочной группе с первого дня. Самое точное для неё определение: радость. Радость от присутствия рядом приятных людей. Я думаю, это видно и на экране. Нужно обладать особым талантом, чтобы организовать процесс, как Балаян. Пикник на экране — слепок с наших посиделок, на которых бывал и Никита Сергеевич Михалков, и Александр Адабашьян. Сама жизнь давала нам подсказки. Не удивительно, что фильм удался.

— После выхода картины, вам, должно быть, писали зрители?
— Буквально забросали письмами, хотя, собственно, фильм не из простых. Однажды мы смотрели с труппой нашего театра «Полёты во сне и наяву». Когда пошли финальные титры, ко мне начали подходить заплаканные коллеги. Они ничего не говорили, только молча меня обнимали. И это самое дорогое. Кстати, удивительно, но картина прошла утверждение в Госкино без каких-либо поправок. Мы получили Государственную премию СССР. Приятно. Говорят, она очень понравилась Михаилу Сергеевичу Горбачёву.

— Не возникало ли у вас или у режиссёра желание снять продолжение фильма — и повторить успех?
— После выхода фильма было написано несколько сценариев продолжения. Но спустя какое-то время мы поняли, что оно будет лишним — дважды в одну воду входить не нужно. Все уже исповедались, сказали, что наболело. Да и мой герой остался в том времени.
Признаюсь, после выхода «Полётов...» меня часто спрашивали: как быть, как жить дальше? Что я мог на это ответить? Искусство всего лишь ставит вопросы. А ответы на них зритель должен искать сам.

Редакция выражает признательность «Украинской медийной группе» и «Студии Дмитрия Харитонова» за содействие в подготовке материала

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.