Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Стоунотерапия

Стоунотерапия
Герои «Всемирного торгового центра», новой картины Оливера Стоуна, - два человека из 20-ти спасённых в завалах башен-близнецов. Знаменитый американский режиссёр рассказал камерную историю глобальной трагедии 
000

В 2001-м мы узнали, что самая могущественная в мире страна уязвима не меньше, чем заштатный российский Будённовск, что лучезарные американцы тоже плачут, пресловутый их патриотизм - не миф, придуманный Белым домом и растиражированный Голливудом. А вот  гулявшее по планете убеждение, что американец американцу в трудную минуту стакан воды не подаст - потому как все они «человек человеку волк» - оказалось таки мифом. Спустя пять лет после «чёрного вторника» Оливер Стоун, по чьим фильмам можно изучать новейшую историю США, напомнил: его соотечественников в том кошмаре спасала не мощь государства-гиганта, а ценности, ежедневно дающие опору людям во всём мире - любовь, семья и вера в Бога. 

Утром 11 сентября, когда первый самолёт протаранил Южную башню Всемирного торгового центра (ВТЦ), пятеро полицейских бросились эвакуировать находившихся там людей. Они толком не поняли, что произошло, не знали о террористах-смертниках и не представляли масштабов катастрофы. И очень скоро оказались погребёнными под обломками здания-коллосса. Трое погибли, двое - сержант портовой полиции Нью-Йорка Джон Маклафлин и полицейский Уильям Джимено - пролежали под бетонными плитами почти 22 часа. Не видя друг друга, они переговаривались сдавленными голосами, рассказывали о своих жёнах и детях, громко молились, когда сверху вновь и вновь обрушивался смертельный дождь из камня и огня. Они просто не давали друг другу умереть. Их обнаружил резервист морской пехоты Дэйв Карнс, призвавший на помощь спасателей. 

"Всемирный торговый центр". Кадр из фильма
"Всемирный торговый центр". Кадр из фильма


Маклафлин и Джимено стали 18-м и 19-м из тех 20-ти, кого удалось спасти из-под обломков хрестоматийного символа Америки. 

Эта история, практически без изменений, легла в основу самой высокобюджетной картины об 11 сентября  - «Всемирный торговый центр». Оливер Стоун оставил своим героям настоящие имена. Наверное, потому, что они герои не в кинематографическом значении этого слова. И мир должен знать их настоящие имена. На американской премьере фильма «копы» Джимено и Маклафлин плакали. Они сказали, что снова пережили - от первой до последней минуты тех 22 часов.   

"Всемирный торговый центр". Кадр из фильма
"Всемирный торговый центр". Кадр из фильма


Родственники погибших от теракта ждали картину с напряжением. Многие считали, что нельзя бередить боль, которая не утихла, - если она вообще когда-нибудь утихнет. Женщина, чья мать была пассажиркой одного из самолётов-таранов, призналась, что старается не смотреть на рекламные щиты «ВТЦ». Но Стоун снял очень деликатное кино. Он избежал сцен, эффектно несущих неотвратимость трагедии: в «ВТЦ» нет самолётов-убийц (лишь закадровый гул да чёрная тень, мелькнувшая в проёме башен).  Нет лиц мусульман, заполнивших в те дни все телерепортажи мира (лишь смутный гул телевизоров в домах, где мечутся от неведения и страха семьи двух полицейских), нет тел погибших (есть только стена с фотографиями тех, о чьей судьбе не было ничего известно). Нет потому, что Маклафлин и Джимено под своими плитами не знали ни о бен Ладене, ни о том, сколько жизней похоронено в дымящихся руинах - а режиссёр показывал лишь то, что видели и знали два полицейских. Стоун очень хотел, чтобы зритель прочувствовал то, что чувствовали тогда они. А это так важно - ощутить, что чувствует человек, чья мерно текущая жизнь рушится в один момент, одновременно с символом его могущественного государства, когда кем-то запланированная реальность наваливается на тебя, твою жизнь, твоих детей несдвигаемой бетонной плитой, под которой остаются только две надежды - на Бога и на любовь близких... Когда они полностью обессилили в сражении со смертью и устало закрыли глаза, Джимено явился Христос с бутылкой минеральной воды, а Маклафину - жена, сказавшая, что он не может умереть, потому что не доделал шкафчики для кухни и потому, что она его любит и ждёт.    

"Всемирный торговый центр". Кадр из фильма
"Всемирный торговый центр". Кадр из фильма


Оливер Стоун, которого считают самым политизированным режиссёром Голливуда, получивший двух «Оскаров» за обличительные фильмы о войне во Вьетнаме («Взвод» и «Рождённый 4 июля»), рассказал самую камерную историю о глобальной трагедии. Здесь нет того, что было в его вьетнамском триптихе (третий фильм - «Небо и Земля) - жестокости и беспощадности, кровавых будней и депрессии, красивых жестов разочарования (когда режиссёр, сам служивший во Вьетнаме и награждённый «Бронзовой звездой» и орденом «Пурпурное сердце», заставляет одного из героев «4 июля» заявить, что эти награды бессмысленны). Здесь - тишина. Тишина на дымящихся руинах символа, в которой слышны только  обычные  человеческие голоса. 

Оливер Стоун и Николас Кейдж на съёмочной площадке
Оливер Стоун и Николас Кейдж на съёмочной площадке


В дни трагедии все они спасали друг  друга и больше не думали ни о чём. Фильм заканчивается закадровым текстом: если бы не 11 сентября, Америка не узнала бы, что добро, о котором она почти позабыла, существует. Что это добро надо сохранить и нести дальше. Но финальные титры, рассказывающие о судьбе героев после  «чёрного вторника», сообщат, что резервист морской пехоты Дэйв Карнс отправится добровольцем в Ирак. 

Мария Бело (первый слева) и Николас Кейдж со своими прототипами — Уильямом Джимено и Джоном Маклафлином
Мария Бело (первый слева) и Николас Кейдж со своими прототипами — Уильямом Джимено и Джоном Маклафлином


А память о бетонной плите, брошенной в твою жизнь чьей-то бесцеремонной рукой, жива. В Москве, после премьеры «ВТЦ», Стоун сказал: «Помните, что большинство американцев против иракской войны и против Буша». 
 

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.