Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Крымскому троллейбусу Симферополь - Ялта исполняется 50 лет

Крымскому троллейбусу Симферополь - Ялта исполняется 50 лет
Пятьдесят лет назад – в ноябре 1959 года впервые вышел на маршрут единственный в Европе горный троллейбус, курсирующий между городами
000

Вот уже полвека уникальная троллейбусная линия протяженностью 90 километров соединяет Симферополь и Ялту. Однако мало кто знает, что существовали и другие проекты решения транспортной проблемы на полуострове. Один из них предполагал, что Севастополь и Ялту свяжет железная дорога. Ветку начали строить в 1904 году под руководством знаменитого инженера Николая Гарина-Михайловского. Работы продвигались медленно: за три года удалось проложить рельсы только до Балаклавы. Русско-японская война и связанные с ней экономические трудности поставили на проекте крест. Уже в советское время выяснилось, что прокладывать «железку» вдоль Южного берега Крыма нельзя – под собственной тяжестью она сползёт в море.

 200 млн. человек перевёз крымский междугородний троллейбус за полвека работы 

В конце 50-х годов рассматривалась возможность строительства горного туннеля от Бахчисарая до Ялты, а также был подготовлен план постройки монорельсовой трассы. Но и эти проекты оказались нежизнеспособными. Если соединить тоннелем центральный Крым и Южное побережье, в нём возникнет мощный аэродинамический поток: холодный воздух из центрального Крыма начнет поступать на ЮБК, в результате чего может измениться климат курорта. От проекта монорельсовой дороги пришлось отказаться, поскольку в Крыму на то время не было потока пассажиров, достаточного для того, чтобы монорельс стал рентабельным.


Обгоним и перегоним. Первые 52 км пути до Алушты были построены в рекордные сроки – всего за 11 месяцев.

Судьбу междугородней троллейбусной линии решил генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв. Ему пришлась по душе идея развития электротранспорта в Крыму. Проект первой в СССР и Европе горной троллейбусной линии был разработан в одном из харьковских НИИ, и в октябре 1958 года утверждён Советом министров Украины.

Стройка получила статус всесоюзной. Курировал её лично Хрущёв, финансирование шло из союзного и республиканского бюджетов. Благодаря этому первые 52 километра линии до Алушты построили в рекордные сроки – за 11 месяцев. Для этого потребовалось установить 2 тыс. опор и подвесить более 200 км контактных проводов. Строители расширили старую дорогу в два раза, а на некоторых участках – вчетверо.

Для обслуживания новой линии чехи прислали три десятка новых чешских троллейбусов «Шкода», поступило и десять машин советского производства. Но преодолеть спуски и подъёмы горной трассы отечественным троллейбусам оказалось не под силу. Ветераны «Крымтроллейбуса» рассказывают, что во время испытаний советский троллейбус МТБ чуть не вышел из строя – из двигателя повалил дым, поэтому машины перевели на городские маршруты. В итоге между городами стали курсировать только «Шкоды».

Свой первый рейс междугородний троллейбус совершил 6 ноября 1959 года. В честь этого события в Симферополе и Алуште устроили торжества. Через два года была закончена линия до Ялты.


В контакте. Старая дорога была расширена в два раза, установлено 2 тыс. опор, проведено более 200 км контактных проводов.

Троллейбусы совершили транспортную революцию на курорте: новый путь до Черноморского побережья стал не только самым коротким, но и самым дешёвым. Конкурентов тогда у «рогатых» не было: в 70-е годы из столицы полуострова к морю за день отправлялось 500 рейсов с интервалом две минуты. Цена билета составляла 1 рубль 20 коп. Кстати, стоимость поездки не менялась 30 лет.

В эти годы для удобства пассажиров билеты продавались вместе с железнодорожными билетами до Симферополя в кассах по всему Советскому Союзу. Линия была очень популярной и приносила почти миллион рублей в год. Сумма огромная для советского предприятия.

Поначалу пассажирам приходилось простаивать в очереди в билетные кассы по три-четыре часа. «Поездка автобусом не только стоила дороже, но была менее комфортна: людей укачивало, в жару ко всему добавлялся запах бензина. Люди хотели ехать именно на троллейбусе», – рассказывает хранитель музея «Крымтроллейбуса» Георгий Славный. Он вспоминает, что поначалу кондукторы выполняли и обязанности экскурсоводов.

За полвека работы междугородний троллейбус перевез 200 млн. человек, однако сейчас линия на грани жизни и смерти: машины сильно обветшали, гремят, ломаются, но благодаря сотрудникам «Крымтроллейбуса» до сих пор на ходу. Новых троллейбусов очень мало. «В советское время каждый год получали 25 машин, а за последние 18 лет – в лучшем случае по троллейбусу в год», – говорит гендиректор «Крымтроллейбуса» Юрий Космачевский. Некоторые «Шкоды» работают на линии уже по 35 лет вместо 10, предусмотренных заводом-производителем.


Трясёт стариной. Старые «Шкоды» давно отработали свой ресурс, но по-прежнему на ходу.

Председатель профсоюза предприятия Алексей Азимцев, который 20 лет проработал водителем троллейбуса, сетует, что сегодня ни крымские, ни украинские власти не заинтересованы в сохранении междугородного троллейбуса. Всё идет к тому, что вместо «рогатых» на междугородних маршрутах окончательно обоснуются частные автобусы. Но чтобы этого не произошло, профсоюз и коллектив готовы бастовать.

Резонов для сохранения линии, и правда, немало. Сейчас расходы на обслуживание троллейбуса сопоставимы с затратами на содержание автобусов. Однако в будущем цены на нефть могут вырасти, и тогда электрификация транспортной инфраструктуры встанет на повестку дня. Ну и самое главное: в отличие от автобусов транспорт на электрической тяге экологически безопасен. Что весьма актуально для Крыма, который летом превращается в один из самых загазованных регионов Украины.

К тому же в пользу троллейбусов говорит и статистика: за 50 лет работы ни один пассажир электротранспорта не пострадал по вине водителя, а вот маршрутки и автобусы попадают в аварии на горных трассах полуострова каждый год.

Виталий Атанасов, для Фокуса

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.