Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Львиная доля

Львиная доля
Заголовки российских СМИ сразу после закрытия 64-го Венецианского кинофестиваля оптимистично сообщали: «Никита Михалков получил «Золотого льва». С ними контрастировали сообщения зарубежных информагенств: «Фильм Энга Ли стал неожиданным победителем фестиваля». Последнее утверждение — ближе к истине
000


Нынешний форум отличался от прежних тем, что в его жюри заседали сплошь именитые режиссеры: Чжан Имоу, Катрин Брейя, Джейн Кэмпион, Эмануэле Криалезе, Алехандро Гонсалес Иньяриту, Ферзан Озпетек, Пол Верхувен. Они-то и наградили ленту Михалкова «12» специальным «Золотым львом» с формулировкой: «Мы с восхищением признаём блестящее мастерство Никиты Михалкова. Его новый фильм — очередное подтверждение его таланта с гуманизмом и пониманием исследовать всю сложность человеческого бытия».

Отсюда вывод: тема загадочной русской души, так хорошо дающаяся Никите Михалкову, по-прежнему волнует мировую общественность. Но не так остро, как прежде.

Мексиканец Алехандро Гонсалес Иньяриту признался в интервью Фокусу, что искренне не желал бы вновь очутиться в жюри киносмотра:

— Это безумно изматывающее занятие — вершить судьбы коллег. Лично у меня было несколько фаворитов, — сказал Алехандро, — но их картины очень отличаются друг от друга, хороши по отдельным критериям. Собственно, так думали и другие члены жюри, поэтому мы и решили отметить наградами больше фильмов, чем обычно.

Золото Венеции
Воистину соломоново решение. В результате, на сцену Palazzo del Cinema пролился золотой дождь. Разумеется, публика заметила, что не все кинодеятели, отмеченные наградами, их достойны, и с наслаждением освистала присуждение Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль (в фильме «Убийство Джесси Джеймса трусом Робертом Фордом») Брэду Питту.

Зато кинозвезду радостно приветствовала толпа фанаток перед премьерой. Когда Питт раздавал автографы, одна из поклонниц ухватила его за волосы. Секьюрити отреагировали мгновенно — Брэда увели, зеваки остались без автографов и фото на память, охрана вокруг Palazzo была удвоена. К чести актёра, на церемонию награждения он не явился, спешно отбыв на кинофестиваль в Торонто.

Лучший актёр фестиваля Брэд Питт остался без награды, не дождавшись торжественного закрытия. Должно быть, Кубок Вольпи вручит его жена
Лучший актёр фестиваля Брэд Питт остался без награды, не дождавшись торжественного закрытия. Должно быть, Кубок Вольпи вручит его жена


Больше повезло Кейт Бланшетт. Пресса и гости фестиваля горячо приветствовали её награждение Кубком Вольпи. В фильме Тода Хэйнса «Меня там нет» актриса, наряду с пятью актёрами-мужчинами, сыграла одну из ипостасей… Боба Дилана. Критики в шутку предложили вручить ей приз за лучшую мужскую роль. Подыграв им, получать награду за Бланшетт вышел актер Хит Леджер — в полосатых носках, шортах и котелке — чем немало повеселил публику.

Крах слухов
За час до награждения ходили слухи, что венецианское «золото» достанется Брайану де Пальме, а «серебро» отдадут Никите Михалкову. Они не оправдались. В итоге, когда Пол Верхувен объявил о вручении специального приза россиянину за фильм «12», лицо Михалкова отразило сложную гамму чувств. Вернее сказать, режиссёр расстроился. Мэтра можно понять: картина-то за день выбилась в фестивальные лидеры! И, хотя кое-кто из критиков и упрекал её в излишнем пафосе, могла быть оценена гораздо выше.

Капитан Джек Воробей (Джонни Депп) причалил в Венеции, чтобы вручить специальный приз своему любимому режиссёру – Тиму Бартону
Капитан Джек Воробей (Джонни Депп) причалил в Венеции, чтобы вручить специальный приз своему любимому режиссёру – Тиму Бартону


«Серебряный лев» достался Брайану Де Пальме. Его картина «Исправлено цензурой» с начала кинофорума претендовала на победу. Кино псевдодокументальное, состоит сплошь из несуществующих видеопосланий американцев, воюющих в Ираке. Однако преднамеренная фальсификация, как ни странно, не повредила правде жизни, напротив — сделала её в фильме ещё выпуклее и жёстче.

Энг Ли – заядлый коллекционер «Золотых львов». Первый приз он получил в 2005 году за сагу о ковбоях-гомосексуалистах
Энг Ли – заядлый коллекционер «Золотых львов». Первый приз он получил в 2005 году за сагу о ковбоях-гомосексуалистах


Газетчики в шутку сетовали: жаль, что на фестивале нет тотализатора — вокруг главной интриги конкурса его организаторы могли бы неплохо заработать. Китайцу Энгу Ли, живущему и работающему в Америке, многие прочили победу. Но не все верили, что она возможна. Уж очень необычный фильм привёз в Венецию Ли, автор скандальной «Горбатой горы». «Порочная связь» вместила в себя не только историю Китая времён второй мировой, но и эротические сцены, которые пришлись бы по вкусу маркизу де Саду. Злые языки толкуют, что победой Энг Ли обязан своему земляку, китайскому режиссёру Чжану Имоу. Автор «Дома летающих кинжалов» возглавил в этом году фестивальное жюри. На финальной пресс-конференции Имоу так оправдал своё и коллег решение: «Выбирать победителя было крайне сложно. Приз мы решили дать фильму действительно хорошего качества».

Разрушение Palazzo
Светские мероприятия фестиваля, и прежде не слишком помпезные, в год 75-летнего юбилея Венецианского форума показались многим аскетичными. Гала-ужин Никиты Михалкова поразил скромностью и чинностью. Настроенных на шик и блеск гостей фестиваля огорошил и внешний вид главного фестивального здания, соседствующего с красной дорожкой. Белоснежная стена Palazzo была пробита огромной чугунной гирей, вокруг которой живописно рассеялся строительный мусор. Ночью на гире светилась юбилейная дата — 75. Столь «увесистый» подарок фестивалю сделал известный итальянский дизайнер Данте Ферретти. Скорее всего, надоумил его на это директор фестиваля Марко Мюллер. В нынешнем году он уже пригрозил покинуть пост, если кинофоруму не предоставят новую площадку. Два года назад был объявлен конкурс на дизайн и строительство современного Дворца кино, победителя выбрали, но с мёртвой точки дело не сдвинулось.

Неужто Мюллер и в самом деле хлопнет дверью? Для российского и азиатского кино это будет большой потерей. Марко, как известно, питал к ним слабость.



Блиц-интервью
Прямо из окопа
В интервью Фокусу Никита Михалков рассказал о своих истинных режиссёрских амбициях и пролил свет на то, почему явился на Венецианский кинофестиваль с рыжими усами

— Фестивальный журнал «Ciak» поставил картину «12» на первое место. Признайтесь, вы надеялись получить за неё «Золотого льва»?

— Нет, не рассчитывал, в силу того, что эта картина всё-таки в большей степени для внутреннего пользования, для России. Хотя, повторяю, был приятно удивлён, что её так правильно оценивали во время просмотра. У меня уже один «Лев» есть, и это успокаивает. Если бы вот так стоял вопрос: «Никита, получишь «Льва», но будешь режиссёром другой картины, я бы ни секунды не задумываясь отказался от «Льва» ради «12». Для меня это очень важная картина и, я думаю, не только для меня. Это очень важная картина для всего славянского мира.

— На Каннском фестивале вы поделили приз за картину «Утомлённые солнцем» с Чжаном Имоу, который в этом году является президентом жюри здесь, в Венеции. Какие у вас с ним отношения?

— Да, правда, мы с ним тогда поделили гран-при. Но он замечательный режиссёр. Вообще, профессионалу трудно судить чужие картины — ответственность огромная, а усталость к концу фестиваля такая, что уже мало что понимаешь.

— Какая кинонаграда самая важная в вашей жизни?

— В рейтинге наград, наверное, «Оскар» является самой крупной. Главное, он открывает другие возможности, в том числе и финансовые. Режиссёры, которые его получают, переходят как бы в другую весовую категорию. Да, именно «Оскар» был для меня знаменательным, я же три раза номинировался на него! Если бы не получил «дядюшку» за «Утомлённых солнцем», мог бы войти в Книгу рекордов Гиннеса. Немного режиссёров, тем более несколько раз, номинировались на «Оскар» за лучший иностранный фильм.

— Фильм «12» по форме отличается от прежних ваших фильмов. Картина камерная, едва ли не театральная. Должно быть, для многих актёров это было неожиданностью?

— По форме фильм не слишком отличается, скажем, от «Пяти вечеров» или «Без свидетелей». Здесь ноу-хау в другом. 12 актёров должны были источать энергию для того, чтобы захватить зрителя. Чтобы это стало возможным, я использовал новый для меня приём: на актёров были направлены 4 объектива, и никто из них не знал, какая камера в данный момент включена.

— Стало быть, актёры много импровизировали?

— Знаете, как говорил покойный Бергман, «я очень люблю импровизацию, но хорошо подготовленную». Импровизация, которая идёт от актёра, потому что он не выучил текст, или не знает, что делать, это не импровизация, а халтура.

— В этом году на Венецианском фестивале вы всех удивили цветом своих волос.

— Сейчас я снимаюсь в «Утомлённых солнцем — 2» и в Венеции прямо с фронта, «из окопа». Поэтому — небритый и другого цвета.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.