Мы к вам приедем. Почему футбол способен объединить нацию

Фото: ООО "Перша приватна броварня"
Фото: ООО "Перша приватна броварня"

Фокус побывал в Загребе на матче Украина — Хорватия и выяснил, кто болеет за украинскую сборную и почему футбол способен объединить нацию

Related video

"Если мы выиграем у хорватов, то ВВП Украины вырастет. Я помню, когда мы выиграли у шведов на Евро-2012, ночью даже в спальном районе Дарница был невероятный подъем: люди гуляли, праздновали, поздравляли друг друга. Этого хочется, потому что в нашей стране больше нечему радоваться, у нас ничего нет. Если наши выиграют, то победу будут праздновать и в Мариуполе, и в Луцке, и в Херсоне".

Этот разговор с футбольным фанатом Антоном состоялся накануне квалификационного матча чемпионата мира – 2018 Хорватия — Украина. ВВП нашей страны в одночасье не вырос: в Загребе украинская сборная проиграла, пропустив гол на 38-й минуте. Тем не менее этот матч во многом оказался показательным. В первую очередь — небывалой фанатской поддержкой.

На футбол в Загреб приехали порядка 2 тысяч украинцев. Это самое большое число украинских болельщиков на выездной игре за последние несколько лет. В рамках фан-движения "Вірні збірній", созданного по инициативе премиум-спонсора нашей сборной и при поддержке ФФУ, 27 автобусов с фанатами проехали маршрут длиной 1500 км из Украины (Львова и Киева) в Хорватию. Фокус провел в дороге суммарно 50 часов, общался с украинскими фанами и пытался понять, что движет этими людьми.

Политический мяч

Попасть на футбольный матч нашей сборной в Загреб украинцы могли по-разному. Например, приняв участие в акции в интернете. Среди более чем 6 тысяч желающих 600 человек путем случайного отбора стали победителями и, как результат, получили билеты на матч и проезд в автобусе. Везти на столь далекое расстояние такое большое количество людей опасно, а потому организаторы признаются: отбор был. Тех, кто выиграл, проверяли через СБУ.

Цель акции — показать, что украинцы умеют болеть красиво и от чистого сердца. Однажды украинские болельщики проявили себя с лучшей стороны во время Евро-2012, продемонстрировав всему миру, насколько мы гостеприимны. Но затем все изменилось.

"Приведу несколько примеров, — говорит Антон. — Во время матча "Динамо" — "Челси" фанаты с атрибутикой киевского клуба избивают темнокожих болельщиков. Затем на матче Украина — Сан-Марино ФИФА дисквалифицирует "Арену Львов" за проявление на трибунах нацизма и расизма (размахивание неонацистскими знаменами, изображение кода 88 на футболке, нацистские приветствия, "обезьяньи" звуки и жесты). После победы "Днепра" над "Наполи" тысячи фанатов зажигают файеры и прорываются на поле НСК "Олимпийский", чтобы поздравить команду с победой. У одного из иностранных фотокорреспондентов отбирают фотоаппарат, это видит Европа. И все это неожиданно совпадает с началом войны с Россией".

Fullscreen

Наши на трибуне. 2000 украинцев поддерживали нашу сборную

То, что футбол — игра политическая, факт очевидный. Футбольные фаны любых категорией (будь то ультрасы или кузьмичи) — это электорат. К тому же эти люди в своей массовости и категоричности, объединившись, могут влиять на судьбоносные решения, в том числе и для страны.

Именно ультрасы разных футбольных клубов со всей Украины первыми вышли на Майдан со словами "Власть не может защитить горожан от титушек. Значит, это должны сделать мы". Многие из них первыми поехали в зону АТО и до сих пор воюют на востоке. До этого футбольные фаны организовали самое большое движение, когда боролись за судьбу семьи Павличенко с лозунгами "Свободу Павличенко! Свободу честным!".

"Бывают ли бывшие ультрасы?", — спрашиваю я у футбольного хулигана уже в Загребе. "Можно быть бывшим ультрасом — ты был членом клуба, вырос, женился, жизнь твоя закончилась, и ты теперь вместе с остальными кузьмичами уже не тут, а там сидишь и пьешь пиво. Такое тоже может быть, к сожалению", — отвечает то ли с юмором, то ли с ноткой грусти в голосе молодой украинец Женя.

Пока мы общаемся с Женей о политике в футболе и о футболе в политике, на стадионе начинается товарищеский матч между украинскими и хорватскими фанатами. Среди любителей футбола — ребята из АТО. Юра Дмитренко на выездной матч приехал впервые. И впервые после ранения вышел на футбольное поле.

"Очень круто, что сейчас у меня появилась такая возможность сыграть. Я раньше играл в школе, в универе. До войны был болельщиком полтавского ФК "Ворскла", ездил на все выезды. Но год назад получил ранение, наступил на мину, и мне оторвало левую ногу, поэтому все это время мог только наблюдать за тем, как гоняют мяч. Для меня хоть пять минут побегать на поле — это очень приятно. Конечно, нога не слушается, сложно контролировать. Но оно того стоит. Вечером буду поддерживать нашу сборную".

Друзья-соперники

К этому времени за несколько часов до начала матча нашу сборную уже вовсю поддерживают украинские фаны в центре Загреба. Место встречи украинских болельщиков искать долго не приходится. Главная площадь столицы — площадь Бана Йосипа Елачича в миг превращается в центр концентрации украинцев. Здесь отовсюду звучат украинские песни, люди размахивают сине-желтыми флагами и общаются между собой так, будто давно знакомы и не виделись много лет.



Болеют до последнего. Леся из Ивано-Франковска перед матчем выучила все песни
Fullscreen
Болеют до последнего. Леся из Ивано-Франковска перед матчем выучила все песни

Атмосфера безудержного веселья вызывает улыбки не только у наших соотечественников, но и у местных. Хорваты два года играли при пустых стадионах из-за наказания за расизм и пиротехнику, и этот матч для них — небывалый праздник. К украинцам они относятся с явным теплом: вместе с нами пританцовывают под "Воинов света", фотографируются, пьют пиво. "Мы давно такого не видели. Это очень круто! Конечно, мы верим в победу хорватов, но к украинцам относимся как к настоящим друзьям", — делятся с нами впечатлениями молодые местные жители.

Тут вспоминается фраза из книги "Мы к вам приедем" известного в фанатских кругах писателя Дуги Бримсона: "Если там, куда мы приедем, вы будете относиться к нам, как к подонкам, то мы будем вести себя, как подонки". И, стоя в центре Загреба, понимаешь, что к этому матчу и к этой стране в этот раз эта цитата не относится.

"Я вспоминаю домашнюю игру в 2009 году с хорватами у нас дома. Потасовки и драки были страшные. Сейчас же в Загребе очень дружелюбное отношение, много стикеров, что Хорватия и Украина — друзья. У них тоже были оккупированы территории. Беда всегда сближает. Вообще хорошо дружить, когда ты не с соседней страной дружишь", — говорит мне Игорь из Луганска.

Здесь собираются все — и те, кто планирует свою жизнь исходя из футбольного календаря, и те, кто с турнирной таблицей ознакомился пару часов назад. Вывешивают флаги всех городов Украины, в том числе крымских. Леся из Ивано-Франковска, закончив танцевать под Ляписа, рассказывает, что 25 часов в пути ее совершенно не утомили. "Наша сборная заслуживает такой поддержки. И люди, которые сегодня приехали сюда, очень классные, они действительно любят свою сборную. Мы все знаем, что нам, скорее всего, не подфартит сегодня в плане игры. Но все равно будем болеть до последнего и выучили много песен".

Уже сидя на трибуне, пройдя три пункта кордона охраны, разуваясь и выворачивая наружу все, что только возможно, наблюдаем, как стадион начинает наполняться болельщиками. Из 27 с лишним тысяч болельщиков 2 тысячи — украинцы. От этого в душе рождается гордость за страну.

Рядом со мной сидят ребята в национальных костюмах — казаки ХХІ века. "Мы приехали со всей Украины: Хмельницкий, Мукачево, Львов, Днепр. В 2012 году мы начали болеть за нашу сборную и на все выездные матчи ездим в национальной колоритной одежде. Это уже шестой наш выезд. Мы на этот матч собирались ехать и без акции, даже билеты купили. Так что у нас по два билета у каждого, можем кому-то отдать".

С легкой иронией смотрят на людей в желтых брендированных куртках "Вірні збірній" Игорь и Тарас, вывешивающие флаг Хмельницкого. Парни приехали сюда за свой счет, сами купили билеты на матч.

"Мы не поддерживаем все эти халявные автобусы — это бред. Мы купили билеты, заправили бензином машину за свои деньги. Сегодня есть возможность, вот все и приехали. А не было бы автобусов — приехало бы 200–300 человек, как это обычно происходит. Везде, где мы были — в Испании, Люксембурге, Польше, Минске — в основном приезжают те, кто там живут, наши заробитчане и те, кто своим ходом едут. Мы ездили в Болгарию на товарищеский матч в 2012 году в ноябре, нас своим ходом из Украины приехало не больше шести человек".

Fullscreen

#переможці. После ранения Юра впервые вышел на футбольное поле

Минута патриотизма

Надо отдать должное и организаторам, и болельщикам — в целом все прошло спокойно и без происшествий. Но были и исключения. Нескольких ребят-ультрас высадили еще в Украине за "не совсем надлежащее поведение в автобусе". Некоторых не пустили на стадион за "разбои в гостинице". Кое-кто из наших ультрас не обрадовался "слишком тщательному осмотру" и воспротивился настолько сильно, что весь матч провел в автозаке. Нескольких украинцев задержали за несанкционированную акцию "Крым — Украина!" возле Посольства России в Загребе. Хотя, учитывая количество людей, эти случаи можно приравнять к статистической погрешности.

Еще в Киеве футбольные фанаты советовали мне обратить внимание на 88-ю минуту. Дело в том, что вот уже несколько лет на матчах нашей сборной болельщики поют гимн Украины именно в этот момент матча. Казалось бы, ну что тут такого? Поют себе и поют. Поддерживают сборную. Но в определенных кругах число 88 — это код. 8-я буква немецкого алфавита "Н". Две 8, или две "Н" – это зашифрованное приветствие "Heil Hitler!".

"Когда нацисты не могут на себе показать свастику, они рисуют 88. 99% болельщиков, которые начинают петь на 88-й минуте гимн, не знают про это правило. Хватит и пяти человек, когда вокруг идет футбол, когда вокруг патриотичные люди, чтобы запеть и завести толпу. Кто бы ни был инициатором, этого достаточно, чтобы Европа это услышала и засекла. Потом об этом снова напишут русские и ни слова не скажут украинцы", — рассказывает мне болельщик Антон.

И правда, на 88-й минуте я очень внимательно смотрю на парня из ультрас. Он, в свою очередь, очень внимательно смотрит на табло и ровно на 88:00 начинает петь гимн, который тут же подхватывают украинские трибуны.

После матча я пробираюсь к нему сквозь толпу болельщиков и спрашиваю, почему гимн именно на 88-й минуте, а не, скажем, на 87-й. И получаю ответ: "88-я минута — потому что гимн должен закончиться ровно до конца игры. Все остальное — выдумки врагов сборной. Это даже не домыслы, это просто причина поднять очередной скандал. На матче хорватов все было культурно, без всяких символик. А если человек хочет придраться, то придерется и к футболке с годом рождения на спине. Из-за чего, кстати, и дисквалифицировали "Львов-Арену" два года назад. А вообще болельщик должен быть в первую очередь патриотом Украины".

С последним сложно не согласиться. Пообщавшись за два дня в Загребе с десятками украинских болельщиков, я поняла, что эти люди ехали сюда явно не ради путешествия в Европу, а ради поддержки нашей сборной. Как справедливо заметил один из болельщиков, когда играет сборная Украины, мы абстрагируемся от понятия "футбол" — это патриотизм. Тут даже не нужно любить футбол — достаточно любить свою страну. И украинским болельщикам не надо доказывать, что у них европейское лицо, — им надо просто оставаться самими собой. И тогда за это лицо никому из нас стыдно не будет.

"У нас в стране нет ничего более объединяющего, чем футбол, — резюмирует болельщик Антон. — Нет ни одной идеи — политической, экономической, культурной, — которая бы объединила Львов, Запорожье, Сумы и Херсон. Ничего, кроме матча национальной сборной".

Фото: Владимир Мула, ООО "Перша приватна броварня"