Вcе под контролем. Как GPS- мониторинг помогает компаниям экономить и зарабатывать

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Бизнес глобально внедряет системы GPS-мониторинга. И Украина в общемировом тренде не исключение

Related video

Систему спутниковой навигации GPS никак не назовешь технологической новинкой. Сегодня GPS-приемник установлен едва ли не в каждом смартфоне и фотоаппарате. На этом хорошо зарабатывают не только производящие устройства вендоры и разработчики навигационных программ, но и, казалось бы, непосредственно не связанные со спутниковой навигацией отрасли.

Бизнес глобально внедряет системы GPS-мониторинга. Спутниковую навигацию активно используют не только для слежения за перемещением транспорта, но и для анализа бизнес-процессов. Например, в логистике и агросекторе. И Украина в общемировом тренде не исключение.

Точно как в аптеке

Fullscreen

Логистика — одна из первых украинских отраслей, где начали внедрять GPS-системы. В этом бизнесе они используются буквально круглосуточно.

Как поясняют в "Новой почте", с помощью системы спутникового трекинга Wialon компания изучает маршрут каждого развозящего по многочисленным отделениям автомобиля, отклонения от него и ведет учет расхода топлива. Собранные данные позволяют эффективнее прописывать маршруты, в том числе для адресной доставки.

По оценкам операторов рынка, в зависимости от размера парка автомобилей сокращение расходов на транспорт при внедрении GPS-мониторинга составляет от 6% до 15%.

Поэтому количество машин, оборудованных GPS-системами, в Украине неуклонно растет. На сегодня, по словам Дмитрия Воронько, соучредителя компании "Скайривер", процент таких автомобилей на рынке логистики достигает 60–70% от общего количества, тогда как еще два года назад эта цифра составляла около 40%. "Если на машинах нет датчиков, это значит, что кто-то либо заинтересован в том, чтобы их там не было, либо это компания с иностранными инвестициями", — говорит Воронько. Он приводит забавный пример. Его компания доказала эффективность внедрения GPS-систем в логистике для крупной фармацевтической компании. Но ее владелец-иностранец сказал, что не может внедрить их, поскольку хочет доверять людям.

"Бывает, водители стараются либо заглушить, либо повредить GPS-датчик. Например, надевают на него ведро"

Попробовал внедрить GPS-систему и один из крупнейших украинских ретейлеров. Но после того как он увидел злоупотребления, которые творятся в его парке, все же отдал логистику на аутсорсинг. Автомобили специализированных логистических компаний практически на 100% оснащены специальными датчиками, поэтому за сохранность груза можно не переживать. Впрочем, и там есть исключения. "Бывает, водители стараются либо заглушить, либо повредить GPS-датчик. Например, надевают на него ведро", — рассказывает совладелец компании Sovtes Максим Севостьянов.

Интересно, что ищут пути отключения GPS-датчиков водители не только фур, но и городского транспорта (особенно невыгодны такие системы шоферам в маршрутках), и даже полиция, автомобили которой сейчас также оборудуют системами мониторинга. Правда, участники рынка отмечают, что современные технологии позволяют избежать подобных махинаций. Например, компания Sovtes устанавливает в машины небольшой автономный датчик, расположение которого водители не могут обнаружить.

"Скайривер" же предложила клиентам софт для мобильных устройств со встроенным датчиком GPS, который позволяет держать водителя под постоянным контролем. Система четко фиксирует время включения и выключения мобильного устройства, случаи подсоединения к интернету, время и место подзарядки телефона, маршрут следования автомобиля, факт открытия дверей и прочее. Более того, водитель сам может отмечать с помощью мобильного телефона необходимые статусы: "встал на погрузку", "по­ехал" и т. д.

Прогрессивное село

Fullscreen

Еще одна отрасль, где активно применяются системы GPS-мониторинга, — аграрный сектор. Наиболее показательный пример использования GPS-технологий в сельском хозяйстве — дроны, каждый из которых оборудован системой определения спутниковых координат. "В Украине уже продано более 10 тыс. дронов. Из них в сельском хозяйстве работают около тысячи аппаратов. Средняя цена дрона — $2–3 тыс.", — рассказывает директор компании SmartFarming Артем Беленков. По его словам, чаще всего новейшими технологиями пользуются крупные агрохолдинги. Например, Kernel, украинское подразделение Syngenta, "Мироновский хлебопродукт", "Агропросперис" и UkrLandFarming. Но их догоняют и небольшие хозяйства.

Задачи дронов, используемых сегодня в АПК, могут быть абсолютно разными. Прежде всего это видеомониторинг — агроному при объез­де полей достаточно лишь поднять коптер на 100 м, и он увидит все проблемные участки на полях. За один вылет таким образом можно исследовать более 200 га. Кроме того, дроны повсеместно применяют для обмера полей. Это самый точный способ определить реальный контур и площадь территории — дрон летает по маршруту, делает снимки, которые потом сшиваются, и получается актуальное фото поля, специалисты его оцифровывают и создают карту.

"На крупных транспортных средствах, где потребление топлива едва ли не тонна в день, установка датчиков уровня топлива и проточной системы может окупиться за сутки"

Наконец, дроны позволяют обрабатывать поля средствами защиты растений. К слову, опыление средствами защиты с помощью беспилотных летательных аппаратов — новое направление в Украине. Дроны для внесения гербицидов, инсектицидов и прочего лишь недавно появились на отечественном рынке, хотя в США используются достаточно давно. В том числе и аппараты, созданные украинскими инженерами.

Иногда агрохозяйства применяют дроны и для точечных задач. "У нас есть проект с крупным агрохолдингом, цель которого — посчитать всходы кукурузы, что позволит проанализировать качество проданного поставщиком материала", — говорит сооснователь компании Drone.ua Валерий Яковенко. Дроны в этом случае используют как роботов, они создают карты, по которым и считают каждый всход.

Впрочем, оснащенные GPS-датчиками дроны — не единственное применение систем определения спутниковых координат в сельском хозяйстве. GPS-системы в агросекторе широко используют и для контроля над сельхозтехникой. Мониторинг позволяет проследить за ключевыми точками передачи урожая (комбайн — зерновоз, зерновоз — элеватор) и контролировать расход топлива. "На крупных транспортных средствах, где потребление топлива едва ли не тонна в день, установка датчиков уровня топлива и проточной системы может окупиться за сутки", — утверждает Воронько. С ним согласен и Беленков. По его мнению, экономия на горюче-смазочных материалах при использовании GPS может составлять как минимум 10%.

Берегись автомобиля

Fullscreen

Впрочем, использование GPS на транспорте не ограничивается лишь фурами, зерновозами и экскаваторами. Небольшой приемник спутникового сигнала способен значительно упростить жизнь и владельцам легковых авто. "Мы разработали брелок-метку, который связан с GPS-маячком в транспортном средстве. Если машина начинает движение и маячок не обнаруживает рядом брелока, он начинает оповещать владельца или службу безопасности об угоне", — рассказал о разработках своей компании Воронько.

Альтернативную систему защиты автомобиля от угона предложила компания Benish GPS. Ее основное отличие от обычных сигнализаций в том, что сигнал тревоги поступает не владельцу автомобиля, а в диспетчерский центр компании. Именно там принимают решение, что делать дальше — блокировать двигатель, вызвать полицию или связаться с хозяином авто.

Как рассказали Фокусу в Benish GPS, стоимость такой системы защиты зависит от комплектации и варьируется от $299 до $1,5 тыс. Кроме того, клиент оплачивают абонентское обслуживание, оно тоже зависит от комплектации и составляет от 300 до 1 тыс. грн в месяц.

Одним словом, перспективы использования GPS в Украине гораздо шире, чем банальные навигаторы и Google maps. В следующие несколько лет разнообразие применения GPS-технологий будет стремительно расти. А значит, на этом можно неплохо заработать.