Ва-банк головного мозга. Что толкает человека к рисковому поведению и азартным играм

Кадр из фильма "Мальчишник в Вегасе"
Кадр из фильма "Мальчишник в Вегасе"

Американские ученые совершили новые открытия, позволяющие лучше понять природу увлечения азартными играми и склонности к риску. Как собственный мозг подталкивает нас испытывать свою удачу, рассказывается в материале Scientific American

Related video

Люди издревле увлекались азартными играми. Еще жители Месопотамии бросали кости, рискуя своим ячменем, бронзой и серебром даже при мизерных шансах на успех. По данным консалтинговой компании H2 Gambling Capital, только в США население ежегодно тратит на азартные игры почти $120 млрд.

Благодаря новым исследованиям, мы становимся все ближе к пониманию причин, почему это происходит. Они помогают больше узнать о биологии рискованного поведения, а в будущем смогут подсказать, как воздействовать на пороки вроде чрезмерного увлечения азартными играми. Как показывают, свежие данные, объяснение не ограничивается лишь дисфункцией цепи вознаграждения, сети областей мозга, которые срабатывают в ответ на приятные стимулы, такие как секс и наркотики. Готовность рисковать, испытывать волнение в маловероятном ожидании награды задействует сложный танец принятия решений и эмоций.

Обезьяна видит – обезьяна рискует

Новое исследование, проведенное группой из Университета Джонса Хопкинса, похоже, определило область мозга, играющую критически важную роль в принятии рискованных решений. Его авторы проанализировали поведение макак-резусов, структура и функционирование мозга которых сходны с нашими. И, как и мы, они тоже рискуют.

Сначала исследователи обучили двух обезьян "играть" против компьютера, чтобы выигрывать порцию воды. Затем их поставили перед выбором: получить 10 мл воды с 20-процентной вероятностью или всего 3 мл, но с 80-процентной. В подавляющем большинстве случаев обезьяны шли на риск, даже если не испытывали жажду.

Эксперименты с обезьянами показали, что подавление определенной области головного мозга может существенно понижать склонность к риску

Прежние исследования показывали, что область мозга под названием дополнительное глазодвигательное поле (supplementary eye field, SEF) наряду с регулированием движений глаз также участвует в принятии решений. Когда ученые из Университета Джонса Хопкинса подавили активность SEF, охладив область с помощью внешней металлической пластины (это безвредный и обратимый процесс), вероятность рискованных ставок у обезьян сократилась на 30-40%.

По словам одного из авторов исследования невролога Вита Стапхорна, результаты не были полностью непредвиденными, учитывая роль SEF и соседних с ней областей в принятии решений. Тем не менее, он заинтригован тем, что дополнительное глазодвигательное поле столь тесно связано с обработкой риска, ассоциируемого с определенным поведением, не вызывая само поведение.

"Специфика участия SEF в принятии рискованных решений удивила нас, - рассказывает невролог. – Мы интерпретируем это как признак того, что SEF в основном отражает вклад когнитивных областей более высокого порядка..., такие области создают модель окружающей среды и используют ее для прогнозирования возможностей и опасностей".

Иными словами, данная область, похоже, формирует отношение к определенному рискованному поведению. Стапхорн также предполагает, что она может представлять собой цель для лечения людей, склонных испытывать судьбу, например, предаваясь азартным играм. Но сейчас еще рано говорить об этом с полной уверенностью.

"Мы недостаточно понимаем работу мозговой сети, отвечающей за принятие рискованных решений, чтобы думать о терапевтическом применении, - говорит он. – Но есть надежда, что по мере наращивания знаний о ней, мы сможем повысить эффективность методов поведенческой психотерапии. А в долгосрочной перспективе могут стать возможными и прямые вмешательства в виде стимуляции мозга".

Невролог из Йельского университета Дэ Ель Ли, не принимавший участия в новом исследовании, также оптимистичен.

"Обнаружение того, что принятие рисковых решений может зависеть от функции конкретной области мозга, способно стать важным шагом в лечении людей, склонных испытывать судьбу, - говорит он.

Открытие команды Стапхорна может принести и другие выгоды, отмечает ученый. По его словам, некоторые лекарства для лечения болезни Паркинсона и других неврологических расстройств вызывают рискованное поведение. Результаты нового исследования способны уменьшить данные побочные эффекты.

Как правило, "центр вознаграждения" мозга, или "цепь вознаграждения", включали не SEF, а другие области мозга, стимулирующие приятные реакции с помощью нейромедиатора дофамина. Вероятно, данная область активизируется в процессе ожидания награды и помогает контролировать действие дофамина в базальных ганглиях.

Ставка на сожаление

Другое новое исследование добавляет дополнительный слой к нейробиологии азартных игр – чувство сожаления. Его авторы измеряли электрическую активность в орбитофронтальной коре (часть префронтальной коры вблизи SEF) у 10 пациентов во время азартных игр. В частности, они проанализировали работу данной области мозга в моменты, когда субъекты исследования принимали решение, делать ли ставку, сразу после нее, а также во время получения результата.

За короткое время, что проходит между ставкой и получением результата, человек успевает пожалеть о прошлых решениях

Их изыскания показали, что в течение секунды между размещением ставки и узнаванием результата мозг интенсивно воспроизводит предыдущие аналогичные решения и связанные с ними переживания. Человек вспоминает, как сожалел о потере прошлых ставок или о том, что не поставил больше в выигрышных случаях.

Ведущий автор исследования Минг Хсу из Калифорнийского университета в Беркли отмечает, что такое обращение к прошлым выборам, вероятно, является эволюционным средством улучшения принятия решений.

"Воспоминания приходят преимущественно в период затишья между ставкой и получением результата, - рассказывает Минг Хсу. – Но мы видим, что орбитофронтальная кора невероятно активна и, в частности, обрабатывает то, как сильно субъект сожалеет о предыдущих решениях".

По словам нейрофизиолога Камилло Падоа-Шоппа из медицинской школы Университета Вашингтона в Сент-Луисе, прежде вовлечение орбитофронтальной коры в принятие решений было обнаружено во время исследований обезьян. Тот факт, что у людей наблюдается то же самое, может стать важным шагом к пониманию данного процесса, отмечает ученый.

Благодаря исследователям, вроде Хсу и Ступхорна, мы все больше узнаем о процессах, связанных с риском и вознаграждением. Со временем результаты их работы могут привести к повышению эффективности лечения гэмблинг-зависимости или даже к разработке процедур подавления острых ощущений, влекущих за собой пристрастие к азартным играм и рискованному поведению. Тогда, возможно, люди перестанут оставлять в казино все свои деньги.

По материалам Scientific American