Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Спецтемы
Красивая странаРейтинги фокуса

Вечная молодость. Когда человечество перестанет стареть

Вечная молодость. Когда человечество перестанет стареть

Жить дольше означает становиться старше. И если к новости о продлении жизни человечество отнеслось с энтузиазмом, то к последствиям долгожительства оказалось не готово. Фокус разбирался, когда anti-age индустрия научится сохранять молодость, а не просто маскировать старость

400

"Живи быстро, умри молодым, оставь красивый труп". Этот лозунг нуар-культуры, возникший в конце 1940-х с подачи актера Джона Дерека, а в 1960-х подхваченный рок-музыкантом Джимми Хендриксом, в наши дни приобрел новое звучание. Эксперты из Института показателей и оценки здоровья в Сиэтле прогнозируют ощутимое увеличение средней продолжительности жизни к 2040 году во всех странах. Причем в 46 самых развитых государствах речь идет об увеличении на десять и более лет.

Рынок маскировки

Жить дольше означает становиться старше. Средний возраст жителей Евросоюза уже увеличился на шесть лет по сравнению с показателем середины 1990-х. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, за период с 2015-го по 2050 год количество тех, кому за шестьдесят, возрастет в мире с 12% до 22%. К новости о продлении жизни человечество отнеслось с энтузиазмом, однако оказалось не готово воспринять самое логичное следствие долгожительства: старение. Косметические средства, пищевые добавки, процедуры, позиционируемые как "продлевающие молодость", и раньше пользовались спросом, а в последнем десятилетии стали едва ли не самым востребованным потребительским предложением в экономически развитых странах.

По оценкам исследовательского бюро Citi Global Perspectives & Solutions, объем мирового рынка товаров и услуг anti-age составляет приблизительно $200 млрд. Если нынешние тренды потребления сохранятся, его ждет минимум 20-процентный рост в течение следующих семи лет. Судя по товарной структуре продаж, большинство потребителей беспокоят не столько сами возрастные процессы, происходящие в организме, сколько их внешние проявления. Результаты исследований Market research future (MRRF) свидетельствуют о том, что наибольшую долю anti-age получили производители средств, влияющих на вид кожи и волос. Эксперты MRRF предполагают, что к 2023-му только в США объемы продаж таких продуктов достигнут $72,2 млрд в год.

Не стоит думать, что игры в "эликсир молодости" увлекают лишь жителей богатых западных стран. Этот тренд давно добрался до наших широт. За последние четыре года только в Киеве открылись 16 новых клиник и косметологических центров, специализирующихся на устранении возрастных изменений внешности. Причем это произошло на фоне обвала национальной валюты, резкого сокращения потребительского кошелька и спада на рынке услуг.

За период с 2015-го по 2050 год количество тех, кому за шестьдесят, возрастет в мире с 12% до 22%

Примечательно, что в некоторых клиниках система стимулирования продаж основана на том, что потенциальному клиенту предлагают взять потребительский кредит ради того, чтобы оплатить омолаживающий курс. Для упрощения оформления в офисе постоянно присутствует сотрудник банка-партнера.

Словом, украинцы даже в условиях экономического кризиса готовы влезть в долги, лишь бы выглядеть моложе. Им, как и западным искателям рецепта молодости, продают инъекции гиалуроновой кислоты, разные виды мезотерапии, биоревитализацию, ботулинотерапию, даже контурную пластику и еще множество видов инвазивных и аппаратных процедур, массажей и комплексов "активной" косметики. Все эти методы, по сути, — работа с тканями человеческого тела, они маскируют или временно задерживают проявления последствий процессов, происходящих на клеточном уровне. По большому счету современная индустрия красоты просто прячет старение от глаз окружающих. Впрочем, в ближайшие годы ситуация может в корне измениться благодаря появлению новых технологий непосредственного влияния на поведение клеток.

Старикам здесь не место

На определенном этапе жизненного цикла клетка перестает активно делиться. Когда таких клеток становится много, возникает проблема с восстановлением тканей и прочие неприятные возрастные изменения, происходящие в организме. Попытки как-то на это повлиять ученые предпринимают давно. В свое время очень перспективной считалась anti-age-терапия с использованием ресвератрола — вещества, найденного в красном вине, которое влияло на состояние клеток благодаря выработке белков сиртуина. Кроме того, большие надежды возлагали на метод стимулирования деления клеток с помощью фермента теломеразы. Ни один из этих подходов в итоге не дал желаемых результатов. Впрочем, в настоящее время испытания проходят два принципиально новых anti-age средства, и у них есть шансы стать прорывными.

Ближе всего к выводу на рынок разработка одной из ведущих биотехнологических компаний Unity Biotechnology. Их версия эликсира вечной молодости — сенолитик — медицинский препарат, убивающий стареющие клетки в организме. Накопление этих клеток считается причиной возрастных изменений и заболеваний, характерных для пожилых людей: атеросклероза, артритов, дегенерации сетчатки, болезни Альцгеймера, многих форм фиброза (утолщения соединительной ткани). Испытания нового средства на животных дали самые обнадеживающие результаты. Когда мышей из одного помета разделили на две группы, а затем одну обрабатывали сенолитиком, другую – нет, оказалось что по прошествии нескольких лет первая группа даже визуально разительно отличалась от второй. У людей этот эффект как раз и называется "выглядеть моложе".

$200 млрд в год составляет объем мирового рынка продуктов anti-age

В общем-то, выводить из нашего организма постаревшие клетки, в которых уже прекратился естественный процесс деления, — одна из функций иммунной системы. Однако с годами этот "клеточный мусор" вычищается все менее тщательно. Постаревшие клетки скапливаются в тканях, некоторые из них мутируют. В результате таких мутаций могут образовываться даже раковые клетки. Так что теоретически сенолитик может стать не только "таблеткой омоложения", но и средством профилактики онкологических заболеваний.

Ученые все еще спорят о том, можно ли считать использование этого препарата эффективным средством увеличения продолжительности жизни. В 2016 году в американском научном журнале Nature опубликовали отчет об исследовании, результаты которого вроде бы подтверждают: сенолитик продлевает жизнь в 35% случаев. Однако противники препарата почти сразу заявили в прессе, что не считают это исследование показательным.

Сложность использования метода в том, что стареющие клетки участвуют в некоторых важных для человеческого организма процессах, к примеру, в заживлении ран. Впрочем, эксперты Unity Biotechnology уверены в том, что подобрали оптимальную пропорцию действующих веществ, которая будет препятствовать возрастным изменениям, не мешая нормальному обновлению тканей. Правы они или нет, станет ясно очень скоро, испытания препарата на людях уже начались: он задействован в экспериментальной клинической программе лечения остеоартрита колена. Если эксперимент пройдет успешно, лекарство официально одобрит управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов министерства здравоохранения и социальных служб США. Руководство Unity уже объявило прессе о том, что в соответствии с их планами коммерческое использование препарата должно начаться в 2023 году.

Делись до последнего

Еще три компании, не уступающие Unity Biotechnology ни в масштабах, ни в щедрости финансирования научных изысканий, разрабатывают свои anti-age средства, действующие на клеточном уровне: Calico (дочерняя структура Google), Siwa Therapeutics и Oisin Biotechnologies. Все они пока топчутся на этапе доклинических исследований, однако технологии, с которыми работают, даже более революционные, чем предложенная Unity. Речь идет не просто об устранении уже неделящихся клеток, а о том, как повлиять на клетку, чтобы заставить ее делиться. Этап опытов на животных пройден, получены многообещающие результаты. Начало клинических испытаний тормозят главным образом законодательные ограничения на использование генной инженерии в медицине, которые даже Google при всей своей влиятельности пока не в состоянии обойти.


Инфографика: Леонид Лукашенко


Сенолитик Unity должен появиться в продаже уже через пять лет, но он будет действовать сравнительно медленно. Прежде чем его использование отразится на внешности пациента, пройдет несколько месяцев. Зато разработки трех других участников "гонки омоложения" предполагают довольно быстрый эффект. Если удастся довести их до конечного потребителя, большинство существующих anti-age товаров и услуг станут не нужны. У сегмента кремов и сывороток еще есть шанс выжить в качестве комплементарного к новым технологиям омоложения продукта, но более радикальные средства, такие как "уколы красоты", аппаратные и инвазивные процедуры, скорее всего, просто исчезнут. Кроме того, по мнению некоторых социальных психологов, появление эффективного средства, задерживающего старение, постепенно разрушит культ молодости в массовой культуре. "Исключительной ценностью для общества является редкость, сделать что-то доступным — почти наверняка означает обесценить, — говорит Лили Вайберг, профессор кафедры социальной психологии Калифорнийского университета. — Если у всех людей появится возможность препятствовать старению, молодость перестанет быть чем-то особенным".

Эйджизм в действии

Светлана Панина,

психолог

— Стремление выглядеть моложе может быть актуально для 37 развитых стран, где проживают всего 18% населения планеты. Эти государства — лидеры демографического старения. Там низкие показатели рождаемости и высокие уровни продолжительности жизни, мало подростков и молодых людей. При этом именно подростки и молодые люди задают сейчас тренды потребления. Доходы родителей высоки, а детей в семье немного, поэтому они получают блага, которых не было во времена детства и юности старшего поколения. Производство товаров, индустрия моды, развлечения все больше ориентируются на перспективную целевую аудиторию — молодых людей, которые, с одной стороны, еще могут пользоваться ресурсами родителей, с другой — сами рано вовлекаются в процессы производства, например, программного обеспечения, разработки мобильных приложений.

Молодежь формирует спрос и является активным потребителем, поэтому маркетинг довольно агрессивно работает с данной аудиторией, подчеркивая, что счастье — это для молодых, для них же достаток, развлечения, секс и спорт. В наиболее яркой и красочной рекламе снимаются молодые и красивые женщины и мужчины, в рекламе детских товаров родители в основном молоды, даже если их дети подросткового возраста. Этот мир — для молодых, утверждает реклама; если ты выглядишь больше чем на 30, тебе многое уже недоступно. Модели старше 35 лет задействованы в рекламе товаров «для дома, для семьи», коррекционного белья и аптечных товаров или антивозрастных средств. Еще они появляются в рекламе товаров класса люкс: яхт, элитных часов или дорогих автомобилей. Но и тут прослеживается тенденция омоложения персонажей. Образ «молодой и успешный» намного привлекательнее образа «пожилой и достигший многого» и для молодежи, и для тех, кто в юности не успел насладиться дарами и соблазнами цифровой эпохи.

Кроме того, молодые люди более востребованы на рынке труда. Они мобильнее тех, кто постарше, и запросы у них скромнее, в том числе потому, что многие из них все еще пользуются ресурсами родителей. Молодежь креативна и легко обучаема, с ней проще иметь дело. Потому, выбирая между более молодым и более опытным кандидатом, наниматель зачастую отдает предпочтение первому. В итоге выходит, что карьера, да и вообще хорошая работа тоже именно для молодых.

4
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.