Not allРайт. Как Япония едва не подарила миру первый самолет

Фото пользователя cocoparisienne на Pixabay
Фото пользователя cocoparisienne на Pixabay

115 лет назад братья Райт закрепили за собой статус создателей первого самолета. Но еще до них над летательными аппаратами работал японский конструктор Тюхати Ниномия, которого история обошла вниманием. Чего он достиг и почему не смог опередить американцев, разбирался Фокус

Related video

17 декабря 1903 года – славный день в истории авиации. Именно тогда состоялся первый подобающим образом задокументированный полет на управляемом летательном аппарате тяжелее воздуха. Осуществили его, как известно, братья Уилбур и Орвилл Райт на своем аэроплане Flyer I в долине Китти Хоук в Северной Каролине (США).

Первенство Райтов принято считать формальным. И до них пилоты-изобретатели совершали полеты, которые, однако, не были подкреплены фотосвидетельствами. О большинстве создателей первых аэропланов написано много и подробно, но есть пионеры авиации, которым уделено незаслуженно мало внимания. Один из таких – японский изобретатель Тюхати Ниномия, пользующийся уважением у себя на родине, но практически неизвестный за ее пределами. Он разработал два летательных аппарата: планер и аэроплан с тремя бензиновыми двигателями (раньше братьев Райт). Стать первым состоявшимся авиаконструктором в мире Ниномии помешало лишь неудачное стечение обстоятельств.

Воздушные змеи

Тюхати Ниномия родился в июне 1866 года на острове Сикоку. Рано осиротев, он в 12 лет был вынужден начать работать – сначала в фотомастерской, потом в аптеке. Там он попутно изучал химию и физику. Последняя интересовала подростка потому, что он был очень увлечен изготовлением воздушных змеев.

Fullscreen

Тюхати Ниномия и его первый проект Карасу - mashi.dyndns.org

В Японии того времени почти все дети разделяли это увлечение, но модели Тюхати были самыми замысловатыми и красивыми. Они были настолько хороши, что люди готовы были покупать их у мальчика, что приносило ему немалый доход. Сохранилась информация, по крайней мере, об одном змее Ниномии, имевшем признаки летательного аппарата.

Модель состояла из двух модулей: большого и маленького. В корпусе большого был закреплен конверт с рекламными листовками. После его запуска к веревке снизу подсоединяли малого змея. Под воздействием ветра он поднимался вверх и сталкивался с большим, из-за чего конверт открывался, а листовки разлетались по округе. Сам маленький змей от удара складывал крылья и спускался по веревке вниз.

Считая ворон

В 1887 году Ниномия призвали в Имперскую японскую армию. Однажды во время привала на учениях он заметил, что вороны могут скользить по воздуху, не размахивая крыльями. Тюхати начал бросать им рис из своего обеда и наблюдал, как они планируют, спускаясь за зернами, а затем отметил, что и поднявшись в воздух, птицы способны парить горизонтально, не подключая крылья.

Это натолкнуло его на идею. Молодой солдат подумал, что можно создать летательный аппарат с неподвижным крылом, который, имея некую движущую силу, будет способен поднять в воздух человека. У птиц он подсмотрел и другую особенность – умение контролировать направление полета с помощью хвоста.

Впрочем, при создании самолета, который Тюхати окрестил Карасу (Karasu-gata mokei hikouki – модель самолета по принципу ворона), он вдохновлялся не только птицами, поскольку его творение получило пропеллер и шасси, происхождение которых тоже весьма интересно.

Fullscreen

Модель Карасу – mashi.dyndns.org

Дело в том, западные конструкторы (в частности, Райты) сталкивались с трудностями на этапе создания пропеллеров. Поначалу они были слишком тяжелыми, и потребовалось много времени, чтобы решить эту проблему. Благодаря детскому опыту, у Ниномии таких проблем не возникло.

В те времена одной из самых любимых игрушек японских детишек была такетонбо (стрекоза), которая, по сути, представляла собой двух-, трех- или даже четырехлопастный "пропеллер" на палочке. Каждый ребенок сам делал свои бамбуковые такетонбо и опытно-интуитивным путем выяснял, какое должно быть соотношение длины и ширины пропеллера для того, чтобы "стрекоза" летела выше и дальше. Так что еще с малых лет японский авиатор многое знал о пропорциях и весе пропеллеров.

Fullscreen

Игрушка, которая помогла Тюхати построить летательный аппарат – agtec.co.jp

Шасси у Карасу также появились в результате наблюдений Ниномии, но уже не за животным миром. Налюбовавшись устойчивостью двухколесного велосипеда, Тюхати решил, что самолету для взлета и посадки понадобится трехколесная конструкция.

Но не все можно было подсмотреть или вспомнить. Знания об аэродинамике Ниномия приобрел опытным путем. Молодой человек, лишенный какого либо финансирования для своей работы, бегал с открытым зонтом вдоль реки, вычисляя, как влияет на него сила и направление ветра. Полученные им расчеты оказались безошибочными.

Как видно, Ниномии в работе приходилось полагаться на острый ум, наблюдательность и находчивость, да и как могло быть иначе – в Японии того времени ему было непросто получить сведенья о мировых научных и инженерных достижениях.

Тюхати проектировал свой летательный аппарат около полутора лет и, в конце концов, собрал действующую модель с размахом крыла 45 сантиметров. Свой первый полет Карасу, приводившийся в движение закрученной резинкой, совершил 29 апреля 1891 года. Аппарат разогнался по плацу, поднялся в воздух, пролетел 30 метров и успешно приземлился.

Полет жука

На этом Ниномия не остановился. Он стал задумываться, как об изменении конструкции летательного аппарата, так и о двигателе. Моторы также интересовали японского конструктора с детства. Будучи мальчиком, живущим в портовом городе, Ниномия брал весельную лодку и подплывал к большим кораблям, стремясь узнать побольше об их двигателях. Уже в зрелом возрасте он обратил внимание на мотоциклетные силовые агрегаты. Для своего нового проекта он выбрал именно один из них (на 12 лошадиных сил).

А вот новую конструкцию корпуса он вновь подсмотрел у природы. На сей раз он вдохновился жуками Tamamushi или златками. Эти насекомые передвигаются по воздуху с неподвижно вытянутыми длинными надкрыльями, а расположенные под ними более короткие крылья, вибрируя, обеспечивают тягу. В итоге новый проект получил название Tamamushi-gata hikouki (модель самолета по типу жука-златки).

Fullscreen

Тамамуши поднялся в воздух, но гораздо позже, чем был разработан – fr.wikipedia.org / Y Sekiai

Расчеты, чертежи и модель Тамамуши были завершены в 1893-м году – тогда же, когда Отто Лилиенталь начал свои исследования планеров, которые впоследствии стали основой для работы братьев Райт. Однако с этого момента планы Ниномии начали рушиться.

В 1894 году началась китайско-японская война. Часть, в которой служил Ниномия, перевели в Китай. Он взял с собой чертежи и модель, показал их старшему офицеру и попросил разрешения продолжить разработку полномасштабной машины для использования в военных действиях в качестве средства связи. В ответ офицер прикрикнул: "Ты сумасшедший! Если в Америке и Европе нет такой машины, как ее сможем построить мы, японцы?"

Храм летчиков

Демобилизовавшись, Ниномия решил заработать денег, чтобы самостоятельно профинансировать свои разработки. Он поселился в Осаке и занялся фармацевтикой. Ниномия быстро поднимался по служебной лестнице и через несколько лет смог приобрести старый рисовый завод и поле между Осакой и Киото, которые использовал в качестве мастерской и испытательного полигона.

Проект успешно продвигался, и Ниномия уже начал переговоры о закупке трех двигателей для полномасштабной модели. Однако в этот момент он прочел в газете о полете братьев Райт, из-за чего впал в депрессию и отказался от дальнейших разработок. Он сосредоточился на фармацевтическом бизнесе, а через несколько лет решил стать священником.

Fullscreen

Тюхати Ниномия отказался от мечты о небе, чтобы стать священником – ameblo.jp

В 1921 году генерал-лейтенант японской армии Йосинори Сиракава увидел чертежи Ниномии и признал их ценность. К нему несколько раз обращались с предложением продолжить работу: сначала армия (в 1922-м), потом министр Адати Кэндзо (в 1925-м), а затем и принц Куни Куниеси (в 1926-м). Но он каждый раз отказывался. Умер Тюхати Ниномия в 1936 году.

А его самолет в воздух все же поднялся, хоть и много лет спустя. Машина, построенная по его чертежам, совершила успешный полет на авиасалоне в Ванкувере в 1991 году.

В японской религии синто есть бог-воздухоплаватель – Нигихаяхи-но-микото, который прилетел на землю на каменной лодке. Ниномия построил храм в его честь и назвал его Хико-дзиндзя. Он и по сей день считается в Японии "храмом летчиков", а священные ворота-тории там сделаны из авиационного дюралюминия.

При храме есть посвященный Тюхати Ниномия музей, где собраны его зарисовки, эскизы, чертежи и модели. Изображения Карасу и Тамамуши украшают молитвенные дощечки, на которых летчики и все, кто любит небо, пишут свои просьбы к богу-воздухоплавателю.