Обманный маневр. Зачем лжет память и как это влияет на "настоящее я" человека

Фото: ANDRZEJ WOJCICKI/Getty Images
Фото: ANDRZEJ WOJCICKI/Getty Images

Как память влияет на наши представления о самих себе, и почему это не самый честный источник, рассказывает профессор психологии из университета Халла Джулиана Маццони

Related video

От редакции: Наша память – не просто хранилище, в котором содержатся сведенья о лучших и худших событиях жизни наряду со списками покупок. Это один из тех резцов, что помогают нам вытесать собственную личность. Однако назвать данный инструмент точным нельзя. Память имеет склонность периодически обманывать нас. И хотя звучит это не очень приятно, пенять на нее не стоит.

Перевод выполнен бюро переводов "Профпереклад" специально для Фокуса.

Fullscreen

Мы все хотим, чтобы другие люди понимали и ценили нас за то, кем мы являемся в действительности. Стремясь к таким отношениям, мы обычно предполагаем, что существует "настоящий или настоящая я". Но как же понять, кто мы на самом деле? Ответ может показаться довольно очевидным. Мы – это совокупность переживаний, накопленных в течение жизни, которые можно легко воспроизвести через вспоминания о прошлом.

Масштабные исследования показали, что именно они формируют личность. Поэтому люди, страдающие тяжелой формой амнезии, как правило, теряют себя. Ныне покойный писатель и невролог Оливер Сакс прекрасно описал это состояние в работе "Потерянный моряк", посвященной случаю 49-летнего Джимми Джи, которому было трудно понимать происходящее вокруг, поскольку он не мог вспомнить ничего, что происходило с ним после юношеского возраста.

Но оказывается, что самоидентификация зачастую не дает правдивого представления о "настоящих я", даже если мы находимся в твердой памяти. Исследования показывают, что при формировании собственного образа мы не используем все имеющиеся личные воспоминания. Очевидно, мы неосознанно выбираем то, что хотим запомнить.

Fullscreen

Идеализированное представление кривой воспроизведения автобиографичных воспоминаний - Бристольский университет

Мы полагаемся на так называемую систему мониторинга, которая определяет, что считать воспоминанием, а что – нет. Самые яркие и подробные образы, подкрепленные сильными эмоциями, имеют больше шансов пройти проверку ею. Они получают пометку "воспоминание". Затем похожая система мониторинга проверяет их правдоподобность и сообщает, вписываются ли они в общую автобиографическую картину. Например, если мы в деталях помним, как летали без посторонней помощи, мы сразу понимаем, что это не могло произойти в реальности.

Но то, что мы приняли за личную память, также должно соответствовать нашему текущему представлению о самих себе. Предположим, вы были очень добрым человеком, но после крайне болезненного опыта в вас проявилась сильная агрессия, ставшая чертой характера. Изменилось не только ваше поведение, но и самовосприятие. Теперь, если вас попросят описать себя, вы сможете привести примеры агрессивного поведения в прошлом, которые ранее, рассказывая о себе, пропускали.

Правдивая ложь

И это лишь половина истории. Вторая половина касается правдивости воспоминаний, которые мы выбираем, чтобы вписать в самовосприятие. Они могут быть неточными или откровенно ложными. Иными словами, мы способны выдумать воспоминания о событиях, которые никогда не случались.

Подробные и эмоциональные воспоминания можно создать при помощи воображения и предположений

Воспроизведение событий памяти не похоже на просмотр видео. Это сложный восстановительный процесс, зависящий от знаний, представления о самом себе, потребностей и целей. Нейровизуализационные исследования показали, что в мозге нет одного единственного центра, отвечающего за память. Она представляет собой "нейронную сеть", покрывающую множество различных участков.

Важнейшую роль играет лобная доля, отвечающая за связывание всей полученной информации в осмысленное событие, которое должно не содержать неправдоподобных, противоречивых моментов и соответствовать уже имеющимся воспоминаниям человека. В противном случае воспоминание либо отбрасывается, либо модифицируется с добавлением или удалением данных. То есть, они попросту искажаются. Это подтверждают многочисленные исследования.

Даже при помощи воображения и предположений можно создать воспоминания. Причем они будут очень подробными и эмоциональными. Но абсолютно ложными. Например, специалист в области возрастной психологии Жан Пиаже всю жизнь в ярких подробностях помнил событие, как его с няней однажды похитили – она часто рассказывала ему об этом. Спустя много лет она призналась, что выдумала историю. Тогда Пиаже перестал верить в память, но, несмотря на это, вымышленное похищение не утратило своих красок.

Хорошая подделка

На самом деле ложные воспоминания – довольно распространенное явление. Более того, как в случае с Пиаже, все они очень похожи на настоящие.

Распространенным источником ложных воспоминаний являются фотографии из прошлого. Новое исследование показало, что мы склонны создавать их, когда видим изображение человека, готовящегося совершить некое действие. Это объясняется тем, что подобные сцены побуждают наш разум представить себе, что именно сделает человек на снимке в следующий момент.

Плохо ли это? В течение нескольких лет исследователи фокусировались на негативных сторонах вопроса. Например, существуют опасения, что терапия может создать ложные воспоминания о сексуальном насилии в прошлом, что приведет к несправедливым обвинениям.

Также велись жаркие споры о том, как у людей, страдающих психическими расстройствами (например, депрессией) можно вызвать воспоминания об очень негативных событиях. Поэтому в некоторых мотивационных книгах содержатся предложения, как обрести более четкую самоидентификацию, отбросив собственные предубеждения и поинтересовавшись мнением других. Однако загвоздка в том, что у окружающих вполне могут быть ложные воспоминания о нас.

Следует отметить, что у легко поддающейся влиянию памяти имеются свои плюсы. На самом деле это нормально, что у нас есть возможность выбирать воспоминания, переписывая прошлое таким образом, чтобы оно соответствовало нашим нынешним чувствам и убеждениям. Это просто необходимо для поддержания позитивного и актуального восприятия собственного "я".

"Мое самовосприятие таково – я человек, который всегда любил науку, жил во многих странах и обзавелся множеством знакомств, – говорит Джулиана Маццони. – Возможно, я навыдумывала все это, ну или какую-то часть. Возможно, то удовольствие, которое я получаю от работы, и частые поездки приукрасили мои воспоминания. В конце концов, возможно, были времена, когда я не любила науку и хотела навсегда осесть в каком-то одном месте. Но очевидно, это не имеет значения, не так ли? Важно то, что я счастлива и знаю, чего хочу сейчас".

По материалам The World Economic Forum