К морю со скоростью тока. Как Jaguar I-PACE домчал нас до Одессы через зарядные станции STRUM

2019-08-16 12:40:53

6992 707
К морю со скоростью тока. Как Jaguar I-PACE домчал нас до Одессы через зарядные станции STRUM

Фото: Вадим Добровольский

Cпецпроект

Батарея электрического кроссовера Jaguar I-PACE заряжена на 80%, обещая запас хода 280 км, и я без опаски стартую в Одессу, до которой от Киева без малого полтысячи километров. По пути меня ждут скоростные зарядки STRUM, установленные энергетической компанией ДТЭК. В итоге электровояж к морю по длительности должен быть сопоставимым с путешествием на обычной машине. Проверим?

Они не могут полноценно существовать друг без друга и по отдельности не раскроют свой потенциал. Премиальный электрический кроссовер Jaguar I-PACE и "быстрая" станция STRUM, которая его батарею может полностью зарядить меньше чем за полтора часа. А 20 минут хватит, чтобы подзарядиться на 100–110 км пробега.

Теперь, когда ДТЭК установил от Киева до Одессы, Львова и Полтавы сеть мощных зарядных станций, электромобиль в Украине, наконец, становится полноценным средством передвижения — не только для города, но и для путешествий по стране. Я выбрал Одессу, чтобы насладиться тёплыми деньками уходящего лета и вдохнуть бод­рящий запах моря.

Примечательно, что и I-PACE, и ДТЭК в своём роде первопроходцы. В истории Jaguar этот кроссовер — первая модель на электротяге и первый же победитель престижного европейского и мирового конкурса Car of the Year. К тому же это первый электромобиль премиум-класса, вышедший на украинский рынок официально. I-PACE предлагается в единственной полноприводной версии EV400 с двумя электромоторами (по одному на каждой оси), развивающими совокупную мощность 400 л. с. и тяговой батареей ёмкостью 90 кВт·ч. На выбор — несколько уровней оснащения, а в списке опций — пневмоподвеска и панорамная крыша.

У ДТЭК свой большой вызов. В Украине скоростные зарядки устанавливают несколько компаний, но только STRUM охватывает и города (например, в Киеве уже 11 станций), и загородные трассы в сегменте скоростных 50-киловаттных станций. В проект инвестировано свыше 30 млн гривен, а всего сеть насчитывает 23 станции производства компании ABB, из которых четыре расположены в одесском направлении, пять — во львовском и три — в полтавском. Они находятся друг от друга на расстоянии 100–150 км, чего вполне достаточно, чтобы беспроблемно путешествовать на любом современном электрокаре. И долго стоять у розетки не придётся: этот пробег на портах CCS или CHAdeMO можно восполнить за 20–30 минут в зависимости от расхода конкретной машины. Причём станции установлены в комфортных локациях: на АЗС, на парковках ресторанно-гостиничных комплексов или автосалонов.

Паспортный пробег Jaguar I-PACE на одной зарядке составляет 470 км, но в реальности он немного меньше. На запас хода влияют не только стиль езды, но и задействованные потребители энергии: климат-контроль, фары, музыка. Часть потраченной энергии возвращает рекуперативное торможение, причём в более мощном режиме (всего их два) можно ехать в одну педаль, не пользуясь штатными тормозами.

При создании I-PACE ставка сделана на традиционные автомобильные ценности, и в этом его сила. Электрический Jaguar выглядит как обычный автомобиль, присутствует даже привычная радиаторная решётка, за которой скрываются радиаторы охлаждения батареи. Салон получился очень просторным, в отделке — не электромобильный хай-тек, который не всем по вкусу, а дорогая кожа, шпон и алюминий.

Даже имевшихся на старте вояжа 280 км хватило бы, чтобы без остановки добраться сразу до второй станции STRUM по одесской трассе в 220 км от Киева. Впрочем, на подзарядку я заезжаю уже на первую станцию в 100 км от столицы, хотя к этому моменту батарея разрядилась до 59% с остатком хода 181 км. Уж очень хочется увидеть, сколько реально времени занимает подзарядка и в каком темпе я смогу ехать дальше.

Скоростная зарядка I-PACE осуществляется через порт CCS с использованием кабеля зарядной станции. Она сама распознаёт подключённый порт, а запустить процесс зарядки можно через мобильное приложение STRUM Charging или с помощью бесконтактной карты. У приложения с понятным интерфейсом есть несколько способов поиска станции (из списка или ближайшей по расстоянию), но в нашем случае предпочтительнее карта, ведь даже на главных автобанах страны покрытие мобильным интернетом оставляет желать лучшего (отмечу, что в местах установки станций работали оба варианта запуска зарядки).

Подсоединить к машине зарядный кабель, нажать кнопку "Старт" на тачскрине станции (меню на украинском и английском), активировать зарядку картой — на всё ушло меньше минуты. Процесс пошёл! А уже через 20 минут батарея вернулась к исходным 80%, приняв 17 кВт·ч. Действительно быстро: за это время я едва успел заказать и выпить чашку кофе в ближайшем кафе. В этот момент пал невидимый барьер: я понял, что могу не переживать о запасе хода и ехать, как на обычном автомобиле, без ограничений используя климат-контроль и медиасистему, поддерживая комфортную скорость, а не экономные 90–100 км/ч.

А Ягуару только того и надо: эта машина создана для динамичной езды. Феноменальная тяга двух электромоторов (696 Нм) превращает I-PACE в короля дороги. На разгоне немалая масса машины, обусловленная довольно тяжёлой батареей, практически не чувствуется: прожимаешь педаль до пола — и тебя выстреливает, словно из пушки. До 100 км/ч — всего за 4,8 секунды! С такой динамикой на ремонтируемых участках одесской трассы, где дорога сужается до двух полос, обгоны грузовиков выполняются играючи.

Так же понемногу я подзаряжался и на остальных станциях сети STRUM (третья находится в 140 км от Одессы) — скорее из интереса к локациям, чем по необходимости. Например, однажды мне пришлось постоять в "очереди" целых 10 минут: у быстрого порта CHAdeMO заряжался другой электромобиль, поэтому время ожидания скоротал, запитавшись через медленный AC-порт в 10 кВт. На этот случай в Jaguar I-PACE предусмотрен интерфейс Mennekes. Причём 1 "медленный" кВт·ч обойдётся на STRUM вдвое дешевле: 4,5 гривен против 9 грн на быстром CCS или CHAdeMO, которые выдают постоянный ток.

При таких поездках столь же важен комфорт, и здесь Jaguar I-PACE выше всяческих похвал: на опциональной пневмоподвеске он едет, словно стелет перину, сглаживая все неровности и не утомляя раскачкой. Вообще, комфорт — одна из основных изюминок машины. В оснащении есть двухзонный климат-контроль, продвинутая мультимедиасистема и полный набор электронных помощников, включая слежение за разметкой и адаптивный круиз-контроль с функцией автоторможения.

На обычной машине путешествие из Киева в Одессу занимает около шести часов. В моём случае получилось семь. Дополнительный час, потраченный на зарядку и отдых, — вполне умеренная плата за то ощущение свободы, которое благодаря скоростным зарядкам STRUM теперь доступно каждому владельцу электромобиля.

Пока верстался номер, владельцев электромобилей и тех, кто только планирует приобретать свой первый EV, обрадует новость: президент подписал закон о введении зелёных номеров для экотранспорта и соответствующих дорожных знаков для парковок. Предполагается, что эти меры будут способствовать увеличению на наших дорогах количества заряженных электричеством машин.

Loading...