Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Роялти в кустах. Украинский шоу-биз не теряет надежды на авторское право

Роялти в кустах. Украинский шоу-биз не теряет надежды на авторское право
В Украине выросли сборы за использование музыки в развлекательных заведениях, однако отечественные музыканты и продюсеры считают, что это лишь капля в море
000

«Сегодня ситуация в Украине гораздо лучше, чем, например, 10 лет назад. Тогда понятие роялти практически отсутствовало – выплаты по авторским правам были что-то вроде сродни полёту на Луну», – делится соображениями музыкант и продюсер Сергей Большой. По данным Украинской лиги музыкальных прав, общие сборы этой организации за 2009-й составили 3,7 млн. грн., что намного больше, чем в предыдущие годы. Однако, несмотря на эту более-менее заметную сумму, ситуация с выплатами артистам отчислений за использование их творчества напоминает скорее военные действия, чем работу хорошо отлаженного механизма. Ведь заведения, в которых играет музыка, по закону должны отчислять в качестве роялти 1% от оборота.

«Украинские артисты зарабатывают деньги в основном за счёт концертов и корпоративов. Эти средства они тратят на клипы, песни, ротацию – для того, чтобы потом их приглашали на те же концерты, дни городов, дни рождения. Это замкнутый круг! Мы практически не получаем прибыли от роялти», – признаётся музыкальный продюсер и супруг певицы Таисии Повалий Игорь Лихута.

Отдайте наши денежки


За себя и за того парня. Украинская певица. Руслана Лыжичко, одна из самых активных защитниц прав музыкантов, сомневается, что в ближайшем будущем ситуация с выплатой роялти улучшится

По словам директора Лиги музыкальных прав Алексея Гуменчука, пользователей, которые согласны платить за используемую украинскую музыку, становится всё больше, некоторые даже сами приходят в возглавляемую Алексеем организацию. Но в большинстве случаев представители Лиги вынуждены самостоятельно обходить кафе, бары и рестораны, долго и многословно объяснять их хозяевам, почему нужно платить за прокручиваемые в их заведениях песни.

На сегодняшний день договоры об оплате роялти с Лигой музыкальных прав, которая является главной организацией по смежным правам в Украине, заключили более 4 тысяч различных заведений, среди которых гостиницы Radisson SAS и Hyatt Regensy, «Русь», сети гипермаркетов METRO Cash&Carry, «Фокстрот», CityCom, Comfy, магазины Adidas, Puma, сети ресторанов «Козырная карта», «Якитория» и McDonald’s. Впрочем, это лишь 10–15% общего количества украинских пользователей. «От Лиги музыкальных прав приходят в музыкальное заведение и говорят: «Вы нарушаете закон, но можете это исправить, подписать с нами договор и отчислять каждый месяц определённую сумму». А им в ответ: «Да пошли вы, нам не надо». Они и уходят», – описывает процесс работы организации Сергей Большой. Кстати, его супруга певица Алёна Винницкая не менее рьяно, чем её украинские коллеги, сражается за собственные доходы.

Один из самых ярых борцов за цивилизованный заработок и права музыкантов – певица и экс-депутат Верховной Рады Руслана Лыжичко. Как утверждает артистка, роялти составляет от 10% до 50% её дохода, а основная его часть поступает из-за рубежа. «Любой труд должен быть оплачен, – говорит Руслана. – Это значит, что человек, который не получил должного вознаграждения, не сможет инвестировать в развитие своей творческой деятельности. При этом следует отметить, что за каждым артистом стоят десятки людей, без которых невозможно создать качественную музыку и видеоклипы, – авторы слов и музыки, продюсеры, музыканты».

По словам Сергея Большого, чёткая система распределения роялти в Украине существует разве что в теории: «Это один из камней преткновения – как распределять деньги между артистами. Система должна работать таким образом: все, кто платит роялти, обязаны предоставлять свои плей-листы. Эта информация обрабатывается, и в результате видно, кого крутили больше, кого меньше, и в соответствии с этим должны распределяться деньги. Так делают немногие, и организации, собирающие деньги, поступают по своему усмотрению». 

 Продолжение следует


Крутишь – плати. Музыкальный продюсер и муж Таисии Повалий Игорь Лихута считает, что за каждую песню, звучащую в развлекательных заведениях, нужно платить. Фото: PHL

«Если подсчитать все сборы в украинском шоу-бизнесе, то это сотни миллионов долларов. И все эти деньги уходят в тень. А должно быть так: прозвучала в кафе песня Ирины Билык, Таисии Повалий, Ани Лорак – и за каждую эту песню заведение обязано платить», – убеждён Игорь Лихута. Его точку зрения разделяют далеко не все – руководство большинства столичных караоке-баров, ресторанов и даже отелей на вопрос о том, платят ли они роялти за используемую в их заведениях отечественную музыку, предпочитает не отвечать. По мнению директора столичного караоке-клуба «Ля-ля-фа» Ольги Рыжик, деньги, которые платят заведения за использование украинских песен, редко доходят до самих музыкантов – они оседают в чужих карманах, и справиться с невыплатами помогут только жёсткие наказания. По словам же директора Лиги музыкальных прав Алексея Гуменчука, пока с контролем и наказаниями в этой сфере – напряжёнка. Впрочем, настроен он оптимистично и считает, что проведение многочисленных промоакций с участием украинских звёзд со временем принесёт свои плоды.

Певица Руслана даёт более сдержанный прогноз: «Мы настолько привыкли к ситуации, сложившейся с роялти в нашей стране, что сложно сказать, когда конкретно что-то изменится».

Ирина Навольнева, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.