Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Варяги и «Варяг»

Варяги и «Варяг»
На флагштоке перед главной проходной николаевского Черноморского судостроительного завода трепещет флаг России: выцветший и обветшалый. Злые языки утверждают, что так собственник завода решил проиллюстрировать своё заявление: мол, предприятие является территорией Российской Федерации. Попасть сюда, как и во всякое иностранное государство, довольно сложно: обычно за проходную не пускают ни представителей властей, ни депутатов, ни журналистов. Ну, разве что — по случаю. Таковым стал «спуск судна», как проанонсировали это событие руководители ЧСЗ
000


В гулких и тёмных коридорах заводоуправления воняло, как в общественной уборной. Впрочем, «аромат» распространялся именно из туалетов: уже долгое время на ЧСЗ нет воды. Нет и тепла. Газ и электричество поставщики дают, но гарантии, что их не отрубят в любой момент, нет. Так и произошло. Журналистов, которые собирались отправиться на обещанный спуск, вдруг пригласили на экстренную пресс-конференцию и.о. председателя правления Алексея Жиренко.

— Наши оппоненты решили очернить нас и применили метод, который им доступен, — отключили электроэнергию. По сути, они сорвали спуск: произошло это в тот момент, когда кран поднял буксир над землёй, чтобы перенести его на воду. Теперь возможна потеря устойчивости висящего судна, повреждение обшивки. И вопрос тут даже не в деньгах. Они сорвали нам праздник, это же как день свадьбы.

«Они» — городская и областная власть, ФГИ, бывшие и нынешние работники предприятия. Конфликт между ними и нынешними владельцами и руководителями ЧСЗ продолжается уже четвёртый год.

Ещё 15 лет назад черноморский судостроительный завод был способен строить тяжёлые авианесущие крейсеры — «Варяг», 1993 г.
Ещё 15 лет назад черноморский судостроительный завод был способен строить тяжёлые авианесущие крейсеры — «Варяг», 1993 г.


…Черноморский судостроительный завод, крупнейший в Европе, когда-то считался флагманом советского судостроения и был своеобразным городом в городе: численность работников тут достигала 25 тыс. человек, предприятие имело огромную инфраструктуру и мощнейшее производство. За годы существования (а сам завод был основан ещё в 1897 г. как «Наваль») тут были построены тысячи судов, многие из которых стали легендарными: броненосец «Потёмкин», линкор «Императрица Мария», научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королёв», китобойные базы «Советская Украина» и «Советская Россия», авианесущие крейсеры «Адмирал флота Кузнецов» и «Варяг». После развала Союза ЧСЗ оказался в тяжёлом положении: заказов не стало. Какое-то время завод ещё держался «на плаву», строя танкеры для греков. Пришлось распрощаться и с «оборонкой»: здоровенные работяги, не склонные к сантиментам, буквально плакали, когда им пришлось резать на металлолом не достроенный ими же авианосец «Ульяновск», оказавшийся ненужным ни Украине, ни России. Плакали на ЧСЗ и спустя десять лет, в 2001 г., когда ещё один недостроенный гигантский авианесущий крейсер «Варяг», на строительство которого было потрачено более $700 млн., после многолетнего стояния у достроечной набережной был продан в Китай по цене металлолома — за $20 млн. Посмотреть, как с десяток буксиров будут тянуть «Варяг», олицетворявший собой конец эпохи советского кораблестроения, тогда сбежался чуть ли не весь Николаев…

Pro&Contra

Виктор Лисицкий
первый вице-президент Ассоциации судостроителей Украины

– Чуркины очень сильно обманулись. Государство бездарно продало, а те глупо купили. Они плохо пре­д­ста­вляли, что покупают. Трудовой коллектив по основным специальностям был сильно обескровлен. Плюс – государство изменило условия ведения бизнеса. Должна была быть СЭЗ «Николаев» и «Меры по государственной поддержке судостроения». Ничего этого нет с 25 марта 2005-го. Но у меня не возникало сомнений, что Чуркины хотят строить суда – они мотались по «закордоньям», изучали технологические новинки. Хотя для судостроения территория ЧСЗ – слишком большая, половина там занята складами. Её вполне разумно использовать, например, как логистический центр. А ориентироваться не на суда, а военные корабли, как при Союзе, – по-моему, таких чудаков нет. Потому что россияне серьёзного заказа сюда не дадут ближайшие 10-15 лет, а для себя – ну что мы можем делать? Фрегаты? «Ленкузни» для этого с головой хватит – пусть она только начнёт работать.

Владимир Чайка
мэр Николаева

– Европейские эксперты прогнозировали, что если ЧСЗ завалится, то Украина будет выброшена из мирового судостроения. Так и произошло: Украины на мировой карте судостроения уже нет. Сегодня практически разграблено предприятие, оно остановлено, людей намеренно вытесняли оттуда. Вместе с заводом Чуркины забрали детские сады, общежития, объекты соцкультбыта – и продали их в итоге. А городу сбросили заводское жильё – с людьми и долгами, которые возникли из-за того, что корабелы, не получавшие зарплату, не платили за «коммуналку». Я спрашиваю у Президента, Премьера: кто ответит за людей, которые не получают пенсию из-за того, что нет перечислений в Пенсионный фонд? Отвечают, мол, «в судебном порядке». Но какие у нас суды – мы знаем. Они нам говорят, что нет пока решения. Какого? Политического. А что делать с людьми, которые по 25 лет прожили в общежитиях, и их продали вместе со зданиями?! Теперь их выселяют. Куда их девать? Во время приватизации глубина политического менеджмента была настолько «отрегулирована» всевозможными обещаниями и обязательствами, что они сегодня не дают возможности противостоять Чуркиным. Хотя у нас есть заявление уже нынешнего Президента, что, мол, когда я приду к власти, то верну завод в лоно государства.


Премьер-министр образца 2001 г., бывший губернатор Николаевщины Анатолий Кинах не раз сравнивал ЧСЗ с чемоданом без ручки: мол, и нести тяжело, и бросить жалко. После споров на высшем уровне было решено выставить на приватизацию пакет акций ЧСЗ в размере 90,25 % уставного фонда. По слухам, поучаствовать в конкурсе собирались крупные судостроительные фирмы Норвегии, Греции, России. Реально же заявки подали только две небольшие компании — российская и расположенное по соседству с ЧСЗ ОАО «Николаевская малотоннажная верфь», специализировавшееся на строительстве яхт и принадлежавшее гражданам РФ — братьям Олегу и Игорю Чуркиным. Тем самым, которые к тому времени контролировали Львовский автобусный завод. Они и были признаны победителями, притом, что предложили заплатить за предприятие лишь на 5 тыс. грн. больше выставленной Фондом госимущества цены — 119 млн. 305 тыс. грн. За эти деньги братья получили предприятие на 300 гектарах земли, с мощным промышленным комплексом, двумя стапелями, уникальным крановым хозяйством, складами с корабельным оборудованием и оснасткой. А в качестве «бонуса» — 17 общежитий в Николаеве, детские сады, столовые, кафе и т.п. Правда, и взяли на себя некоторые обязательства. Инвестиционные: погасить задолженность по зарплате и перед Пенсионным фондом, увеличить объём производства до эквивалента металлопродукции не менее 60 тыс. тонн в год, создать новые рабочие места, инвестировать в модернизацию предприятия 49 млн. грн.

Но вскоре началась грандиозная распродажа: оборудование, металл, детские сады, базы отдыха «улетали» направо и налево.

— Уже через полгода стало ясно, что они не намерены выполнять никакие обязательства, — говорит председатель комитета спасения ЧСЗ, экс-гендиректор Игорь Овдиенко. — Элемент шулерства со стороны Чуркиных был с самого начала: они взяли кредит, внесли его как предоплату за акции, а потом резали металлолом, продавали оборудование — и таким способом выплачивали оставшиеся деньги. Завод просто грабят: сначала по ночам вывозили оборудование и металлолом целыми составами, теперь везут КАМАЗами. Людей увольняют либо заставляют уйти под любыми предлогами. Когда они брали завод, там работало более шести тысяч человек, сейчас — около пятисот. За три года ни одно судно не было построено и спущено на воду. Ни одно!

Предприятие сейчас больше напоминает декорации из «Сталкера»: пустые безжизненные улицы, обшарпанные стены цехов с кое-где оставшимися призывами «крепить мир трудом», разбитые стёкла в окнах… Впрочем, утверждает Алексей Жиренко, завод начинает выходить из кризиса. В качестве доказательства показывает цех, где раньше собирали траулеры — рыболовецкие суда. Теперь тут над огромными листами металла копошатся полтора десятка рабочих, сверкает сварка.

— Тут мы собираем секции для румынского заказчика, который будет делать из них целые суда, — рассказывает и.о. председателя. — Раньше Россия тут траулера заказывала, но работа не окупалась. А теперь мы имеем заказы в зарубежье, при этом увеличиваем объёмы производства на 260 % в год! Вот натренируемся, поднимем загрузку — и подпишем контракт на полнокомплектные суда.

Впрочем, эйфория от грядущих перспектив улетучивается, когда «экскурсия» выходит из цеха на улицу: тут журналистов встречает группа работяг, прямолинейных, как истинные пролетарии, но трезвых.

— Вы этому долбо...у не верьте! Тут все склады разворованы — электрооборудование, насосы, металл цветной, оснастка, разобрали стапель. Всё разграблено, раскурочено. Нет ни одного работоспособного станка. Я слесарь, меня зовут Богданов Леонид Николаевич.

— То, что вам показывали, не ЧСЗ строит, а фирма «Портсервис», — перекрикивая остальных, сообщает Вадим Сях. — Они арендуют этот цех — и нас взяли к себе на работу. Я газосварщик, а сварщики-сборщики все поразбежались — кто в Литву, кто в Польшу. А что делать, если у всех задолженность по зарплате? Мне 4 тыс. грн. должны, а есть и такие, у кого — 15 тыс.

Какова задолженность по зарплате, руководители ЧСЗ не говорят, хотя и не отрицают, что она есть. Поясняют, что текущая зарплата выплачивается, а «висят» только прежние долги. Готовы выплатить и их, но этому якобы мешают судебные иски, предъявленные со стороны рабочих. А представители комитета спасения ЧСЗ, в который вошли бывшие руководители предприятия, депутаты, профсоюзные активисты, утверждают, что зарплату на заводе выплачивают по теневым схемам, с привлечением дочерних и подставных фирм, из-за чего задолженность предприятия перед Пенсионным фондом выросла, по данным Николаевской облпрокуратуры, до 26 млн. грн. По мнению комитетчиков, на ЧСЗ Чуркины занимаются мошенничеством. В России, в Рязани один из них, Олег, «погорел» на этом, а также на хищениях бюджетных средств в особо крупных размерах. После объявления в межгосударственный розыск был задержан украинскими правоохранителями, однако этап в Россию не состоялся: Чуркин был освобождён Очаковским районным судом Николаевской области. Причина: «должным образом не была соблюдена процедура задержания». Где сейчас этот бизнесмен — неизвестно.

По мнению депутата Николаевского облсовета Владимира Матвеева, братья Чуркины — лишь подставные лица:

— Кто реально за ними стоит — можно только предположить. Очень активно в этом процессе участвовали Василий Гуреев, бывший министр промполитики, Пётр Порошенко, который владел пакетом акций «Меридиана» — дочерней компании ЧСЗ, Анатолий Кинах, вообще любитель приватизации, начинал с Николаевского глинозёмного завода, чем нанёс колоссальный ущерб Украине — и продолжил с Черноморским.

А «вредители» всё-таки дали электроэнергию на ЧСЗ и кран опустил 587-тонное судно на воду. После достройки, ориентировочно в мае, его передадут заказчику — эстонской компании PKL. Как заявил Фокусу председатель правления АО PKL Рейн Тынтсон, компания, несмотря на риск, намерена и дальше работать с ЧСЗ:

— Просто ситуация такая сложная в мире, что все судостроительные заводы забиты заказами. Если начинать сегодня строить в Китае, например, то мы только в 2009-2010 г. сможем его получить. Тут на Украине проблемы с очередями не такие большие. 

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.