Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Утомленные солнцем

Скоро была война. Интервью с Никитой Михалковым

Скоро была война. Интервью с Никитой Михалковым
Сегодня в украинский прокат вышел новый фильм Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2. Предстояние». Накануне Фокус поговорил с режиссёром о его детище
000

Продолжения оскароносной исторической драмы «Утомлённые солнцем» и зрители, и коллеги Никиты Михалкова ждали давно. Режиссёр, который выступил в новой ленте ещё и соавтором сценария, генеральным продюсером и исполнителем одной из главных ролей, работал над картиной восемь лет. За это время несколько раз переписывался сценарий, были отсняты 400 километров плёнки и потрачены десятки миллионов долларов (бюджет «Предстояния» составляет 33 млн. евро). В результате команде Михалкова удалось снять два трёхчасовых фильма. Выход первой части дилогии её создатели решили приурочить к 65-й годовщине победы в Великой Отечественной войне. Вторая часть – «Утомлённые солнцем-2. Цитадель» появится на экранах в ноябре этого года. 


Сцена с поджогом моста, предварительно построенного декораторами фильма, стала одной из самых сложных за весь съёмочный период

– Мы специально эти две картины разбили, не только из-за их метража, но и из-за разного стиля, – объясняет Никита Михалков. – Во второй части события идут линейно по возрастающей, всё происходит в течение одной недели. В ней больше психологизма, и идёт развитие любовного треугольника на фоне тех страшных событий. А первая часть сделана фресками, крупными мазками, причём каждая новелла имеет завязку, развитие и финал. Такое повторение позволяет перебраться из одного времени в другое.

Перебираться зрителям нужно из июня 1941 года в август 1943-го, а оттуда в осень 1942-го. По сюжету, бывшего комдива Котова (Никита Михалков) должны были расстрелять как политического заключённого. Но он чудом не попадает под пули лагерных охранников, а вместо этого отправляется на фронт. Когда же Сталин обнаруживает, что Котов остался жив, то поручает майору Арсентьеву (Олег Меньшиков) разыскать комдива. Одновременно с ним на поиски отца отправляется дочь Котова Надя (Надежда Михалкова).

Пока «Утомлённые солнцем-2. Предстояние» рекламируется как «великое кино о Великой войне», Михалков во всех интервью говорит, что его фильм не о победе, а о том, как эта победа достигалась. Поэтому ожидаемого героического пафоса в картине нет. Зато есть предельный натурализм в батальных сценах, несколько эпизодов, демонстрирующих, что и в самые атеистические времена находится место для веры в Бога, а также несколько почти комедийных, хотя и не слишком смешных сцен, рассчитанных на молодёжную аудиторию. Собственно, Михалков и не скрывает, что именно молодые люди – его главные зрители. Правда, от них режиссёр больше ждёт вдумчивого просмотра, а не коммерческой прибыли.


Надя (Надежда Михалкова) дала воды тяжело раненному солдату (Сергей Гармаш), а тот оказался православным священником и подарил ей крестик

– Сегодня не нужно требовать, чтобы большой стиль возвращал деньги, – объясняет Михалков свою позицию. – Потому что кинематограф как индустрия – это государствообразующее явление. Как кораблестроение, как машиностроение. Чтобы заработал авиационный завод, сначала нужно вложить в него очень много денег. То же самое и кинематограф. Кинематограф как индустрия – это государствообразующее явление. Как кораблестроение, как машиностроение. Чтобы заработал авиационный завод, сначала нужно вложить в него очень много денег. То же самое и кинематограф.  Я считаю, минимум миллиард долларов необходимо вложить в кино, в строительство залов в маленьких городах, в электронные билеты, и тогда он заработает.

– Если кино большого стиля не обязательно должно зарабатывать деньги, значит ли это, что вы не планировали заработать на этом фильме? Есть ли прогнозы по кассовым сборам?

– Дело в том, что я не строю прогнозы в этой ситуации. До тех пор, пока нет электронного учёта, пока живёт пиратство, прогнозы – довольно бессмысленное дело. Но! Глаза боятся, а руки делают. Поэтому не надо останавливать кинематограф: давайте построим кинотеатры, а потом начнём снимать кино. Так не получится. Если мы станем ждать, пока построят новые кинозалы, то все кинотеатры займут американские блокбастеры, и нашему кино просто незачем будет развиваться.


Чтобы в кино всё выглядело достоверно, команда Михалкова сначала построила целую церковь, а затем её взорвала

– Но ведь в российском новом кино уже были прецеденты. Например, «Ирония судьбы-2» стала кассовым хитом. Этот фильм собрал не только молодёжную аудиторию, но и людей постарше, которые обычно в кино не ходят.

– Успех «Иронии судьбы-2» заключается не в качестве картины, а в качестве пропаганды, с которой проходил релиз этой картины. Это не успех картины, это успех отдельно взятого канала, который потратил огромные средства, вернее, должен был бы потратить, но вместо этого воспользовался тем, что имеет административные ресурсы, когда в каждой передаче выступают те или иные актёры, разыгрываются квартиры. Это называется уже не пиаром, а пропагандой. Я не против этого. Я против того, чтобы такая привилегия была только у одной компании. Поэтому не думаю, что картина стала успешной только благодаря её качеству. Грамотно построенная пропаганда сделала своё дело.

– Судя по всему, сделала неплохо. Не собираетесь ли вы тоже применить нечто подобное?

– Конечно, собираемся. Делаем. Но всё-таки разница в стоимости «Иронии судьбы-2» и нашей картины составляет десятки миллионов. Поэтому я считаю, что проще собрать деньги с такого фильма, чем с нашего.

– Сложно ли было найти средства и собрать такой большой бюджет?


Натуралистичное изображение смерти на поле боя должно напомнить зрителям, какой на самом деле была Великая Отечественная война

– Вы знаете, как говорится, полжизни ты работаешь на имя, полжизни имя работает на тебя. Иначе если полжизни имя не работает на тебя, значит, ты плохо работаешь на имя (смеётся). Поэтому – да, сложно, но я горжусь тем, что мы собрали деньги только в России, обошлись без иностранных инвестиций.

– Если не секрет, какова доля государства в бюджете картины?

– Как у всех: миллион долларов – первая картина, миллион – вторая. А всё остальное – это банки, кредиты, инвестиции.

– И при этом вы говорите, что вам необязательно окупать эти деньги. Как-то нелогично.

– Что значит «необязательно окупать»? Мы не заключали договоры насчёт того, что если мы не окупим, то обязаны возвращать. Мы честно делим прибыль 50 на 50 с теми, кто дал эти деньги. Но у нас нет такого, что если мы берём в долг и потом не собираем достаточно, то отдаём свои. Такого же не бывает вообще. Мы вместе рискуем, никого не обманываем. Мы говорим: собрали столько-то, вот это уходит в кинотеатры, вот это – наша доля, а это – ваша. И всё. Если это сработало и если какую-то часть бюджета сумели отбить, то те же самые банки и те же самые компании могут дальше вкладывать деньги с учётом того, что уже следующий фильм отобьётся на большую сумму. А через какое-то время окупится, а ещё через какое-то время принесёт прибыль.

– Есть ли у вас планы насчёт западного проката?


Герой Олега Меньшикова майор НКВД Арсентьев стал более жёстким, но в глубине души остался человеком

– Ну конечно! Есть компания Wild Bunch – одна из самых крупных в Европе, которая занимается прокатом, ей принадлежат все права на прокат в мире нашей картины. Они могут делать укороченную версию, но с моего согласия.

– Наверное, одна укороченная версия уже есть – для конкурсной программы Каннского фестиваля.

– Пока укороченную версию для кинофестиваля мы не подготовили, отправили документы с тем метражом, который у нас есть. И поскольку мы представляем фильм на фестиваль, то это должна быть авторская версия.

– Будете подавать «Предстояние» или «Цитадель» на «Оскар»?

– Это не от меня зависит, а от оскаровского комитета. И я никогда не загадываю так далеко вперёд.

– Как вы думаете, получится повторить успех первой части?

– Конечно, повторить хочется. Но я не ставил во главу угла именно это. Радости должны быть нечаянные.

Юлия Куприна, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.