Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

С днём неизвестности. Что знают об Украине иностранцы

С днём неизвестности. Что знают об Украине иностранцы
Правительство запускает рекламную кампанию, чтобы улучшить имидж Украины. Фокус попытался понять, что с ним не так
000

Американские студенты Доминик, Мишель и Кристалл на каникулах путешествуют по Европе. В Риме, познакомившись с корреспондентом Фокуса, они силятся вспомнить, что им известно об Украине. «Откровенно говоря, ничего», – наконец, признаётся Кристалл. Её друзья кивают.

Кабмин недавно решил рассказать иностранцам о нашей стране и выделил на рекламную кампанию 9,202 млн. грн. На эти деньги планируется издать два фотоальбома, которые будут раздавать зарубежным дипломатам, снять трёхминутный ролик для Euronews и CNN и 15-минутный фильм для выставок, конференций и ярмарок. Часть средств направят на поддержку сайтов украинских дипучреждений за рубежом. Правда, как сообщили Фокусу в МИДе, чёткой программы пока нет – сейчас идёт поиск агентств, способных разработать стратегию PR-кампании. «Мы изучаем поступающие в министерство предложения. Возможно, будет проведено исследование, чтобы понять, какой хотят видеть Украину иностранцы», – рассказывает замдиректора Департамента информационной политики МИДа Сергей Саенко. Впрочем, с концепцией имиджевой кампании уже определились: Украину собираются рекламировать как страну с туристическим и инвестиционным потенциалом.

Церкви, пабы и уголь в таблетках

62% опрошенных граждан США и Евросоюза воспринимают Украину как нестабильное, кризисное государство. 38% считают её молодой демократической страной, 14% уверены, что она имеет перспективу, по мнению 9% – это восточноевропейская держава, ориентированная на Запад. Опрос был проведён четыре года назад, но с тех пор имидж нашего отечества вряд ли кардинально изменился. Он скорее ухудшился, считает арт-критик Анатолий Ульянов, более года путешествующий по Европе. Тех иностранцев, которые знают о существовании Украины, он условно разделяет на две группы: одни считают её совершенно диким местом, другие – страной, которая пережила демократическое пробуждение и стремится на Запад. «Европа, обеспокоенная положением дел в Украине, – это тоже, в общем-то, миф», – говорит Ульянов. 

У иностранцев, побывавших в Украине, складывается различное мнение о стране, но в основном впечатления положительные. «Всё, что я когда-то знал об Украине, – она возле России, её столица – Киев, мужчины там должны идти в армию, когда им исполняется 18 лет, люди любят пить водку, а когда выпивают её слишком много, глотают уголь в таблетках», – рассказывает массажист Джошуа Отто из Западной Вирджинии. Он побывал в Киеве, навещая друзей, и остался в восторге от города: «Круто – вокруг церкви, пабы и красивые женщины».

Его соотечественник Демьян Колодий, нью-йоркский режиссёр, до первого визита в Украину знал о ней значительно больше, поскольку вырос в семье эмигрантов. «Мне понравилась украинская кухня, гостеприимность, девушки. Не понравились бюрократия, советская архитектура и подчёркивание собственного статуса демонстрацией богатства», – отмечает он.

Скудные познания американцев об Украине можно было бы списать на их незнание географии, однако, как заметил в беседе с Фокусом много путешествующий по миру канадский фотограф Дональд Вебер, Украина всегда представлялась ему «молчаливым незнакомцем, тихонько сидящим в углу» Как заметил в беседе с Фокусом много путешествующий по миру канадский фотограф Дональд Вебер, Украина всегда представлялась ему «молчаливым незнакомцем, тихонько сидящим в углу» . Иными словами, страна не делает ничего, чтобы на неё обратили внимание. Впервые Дональд приехал сюда в декабре 2004 года. «Для меня Украина оказалась интересна противоречием мировоззрений: с одной стороны – сильная связь с Западом, с другой – здесь много азиатского. В результате происходит столкновение двух миров, и за это я люблю Украину», – говорит г-н Вебер.

Ремонт имиджа


Выше крыши. Киевский продюсер Евгения Яцута делала имиджевую рекламу для Грузии. Реализовать проект столь же высокого уровня в Украине, на её взгляд, маловероятно

Украинский коллега Вебера фотограф Виктор Марущенко живёт то в Киеве, то в Берлине. Он скептически относится к идее рекламирования Украины – по его мнению, представление о стране формируют в первую очередь её граждане, а не ролики на ТВ. «Немцы видят украинских гастарбайтеров, их бескультурье и делают выводы о стране в целом», – считает Виктор. Позитивные впечатления привозят европейцы, побывавшие в Украине в качестве туристов. Те же, кто приезжает сюда надолго, редко испытывают восторг. «Мой приятель, состоятельный швейцарец, женился на украинке и переехал в Одессу. Продержался пять лет: его здесь обманывали, грабили. Он всё бросил, перебрался в Италию», – рассказывает Виктор Марущенко. Правда, он признаёт, что иногда иностранные бизнесмены всё-таки получают в Украине некоторые бонусы в виде преклонения украинцев перед иноземцами.

Алексей Толкмачёв, возглавляющий Европейскую ассоциацию украинцев, говорит, что представление об Украине за рубежом было искажено масштабной кампанией по поводу признания Голодомора. «Поскольку эти акции не уравновешивали ничем позитивным, у многих иностранцев сложилось ощущение, что украинцы умирают от голода», – говорит г-н Толкмачёв.

Имидж страны действительно нуждается в ремонте, но многие украинские рекламисты сомневаются в том, что затеянная правительством кампания даст результат. многие украинские рекламисты сомневаются в том, что затеянная правительством кампания даст результат.  Продюсер киевской продакшн-студии Atomfilm Евгения Яцута этой весной участвовала в съёмках рекламного ролика о Грузии. Организация была на высшем уровне: заказчик не вмешивался в творческий процесс, съёмочной группе предоставили вертолёт и доступ к любым объектам. «Мы захотели снять танцующих грузин на вершине горы, и нам доставили балет Сухишвили», – рассказывает Евгения. Она уверена в том, что аналогичный подход в Украине невозможен из-за бюрократии и совкового мышления власти. Кроме того, отмечает продюсер, Грузия не только рекламирует курорты, но и развивает туристическую инфраструктуру. «А в нашем случае, – уверена Евгения, – будет красивая реклама, а по факту – даже уличные указатели не продублируют на английском».

Рекламист Андрей Фёдоров, организатор проекта Design Tomorrow – «Украина как бренд», считает, стране есть что предложить миру, однако, в создании позитивного имиджа полагается скорее на общественные инициативы, чем на государство. «Уже есть проект «Брендинг городов – дело горожан», Discover Ukraine 2012, появляются местные инициативы в Одессе, Чернигове, Львове, других городах, – говорит Фёдоров. – Они становятся силой, которая может что-то изменить».

Что же касается рекламирования страны на государственные средства, то Максим Сметана, снимавший фильм об Украине для канала ICTV, уверен: миллиона евро вполне достаточно для производства хорошего ролика, если не тратить эти деньги «по-нашему». Напомним, что последняя попытка реанимации украинского имиджа закончилась ударом по нему: проводимый МИДом тендер в 2005 г. выиграла харьковская компания «Конгломерат», которая получила из бюджета 14 млн. грн., после чего другие участники конкурса обвинили министерство в коррупции, заявив, что компания-победитель не соответствовала ряду условий тендера. Например, не имела своего сайта.

Будут вас кусать

Что советуют туристам, собравшимся в Украину

Британский МИД

В барах не принимайте угощений от случайных знакомых – в напитке может быть снотворное.

Остерегайтесь карманников. Учтите, что иностранцы всегда представляют повышенный интерес для уличных преступников. Прячьте подальше ценности и наличные деньги, особенно в местах скопления туристов.

Госдепартамент США

Милиция плохо обеспечена, недостаточно мотивирована, тренирована и экипирована и считается наиболее коррумпированной организацией в Украине. Работа милиции и служб помощи не соответствует западноевропейским и американским стандартам.

МИД Австралии

Вождение авто в Украине может быть опасным. Дороги в небольших городах низкого качества и плохо освещены. Попадаются агрессивные водители, игнорирующие дорожные правила. Пешеходы должны быть особенно внимательными, поскольку водители могут не останавливаться на перекрёстках и выезжать на тротуары.

Персональный блог (www.garshol.priv.no/blog)

В Украине людям вроде бы можно доверять. Хорошо, когда находится кто-нибудь, кто знает английский и может провести экскурсию. Но вообще, не рассчитывайте найти людей, говорящих на английском. Большинство людей будут предельно счастливы пообщаться с вами и помочь вам (если только помогать вам – не их прямая обязанность).

Евгений Сафонов, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.