Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Кино

Львиная доля. Репортаж с Венецианского кинофестиваля

Львиная доля. Репортаж с Венецианского кинофестиваля
Не в пример буржуазным Каннам и социально озабоченному Берлину фестиваль в Венеции похож на деревенскую свадьбу с разодетыми гостями и усталыми хозяевами. На этот раз главное украшение стола – великий и ужасный Тарантино
000

Сентябрь в Венеции – сезон нашествия японских туристов и проведения «Мостры» (от итальянского – выставка), как ещё называют знаменитый кинофестиваль. Многие земляки Куросавы и Китано о нём не догадываются, довольствуясь шопингом и групповыми прогулками на гондолах. Что для киноманов, в общем‑то, неплохо. Провинциальная инфраструктура острова Лидо в Венецианской лагуне, где проходят показы, не выдержала бы истерики, которая обычно сопровождает другие фестивали «большой тройки» – Каннский и Берлинский.

В этом году фестиваль начался с сильнейшего циклона – ветер перевернул даже львов, стерегущих вход в главный кинодворец, а потоки воды подмочили красную дорожку. Впрочем, заминка длилась не больше часа. Львов оперативно водрузили на место, дорожку высушили, и 67‑я «Мостра» открылась под звуки «Лебединого озера» Чайковского – фильмом Даррена Аронофски «Чёрный лебедь».

Остров контрастов


Красное и чёрное. В фильме Даррена Аронофски (слева) Натали Портман (справа) сыграла балерину Нину, которой никак не даётся роль чёрного лебедя. Фото: AFP

«Знаешь, что такое «Мостра» при Мюллере? (директор Венецианского фестиваля Марко Мюллер, возглавивший его в 2004 г. – Фокус) – выходя после очередной премьеры, интересуется итальянский кинокритик Карло Чиано. – Это нечто с загадочной славянской душой, голливудскими формами, при этом не чуждое европейской меланхолии и азиатской медитативности». Несмотря на критику, полиглот, интеллектуал и теоретик кино Мюллер знает, что делает. «Без Голливуда сегодня невозможно организовать хороший фестиваль, даже если собрать лучший артхаус, – утверждает он. – Его просто не заметят без красных дорожек, вечеринок и светских хроникёров».

Решение отдать кресло председателя жюри Квентину Тарантино – гроссмейстерский ход герра Мюллера. Даже более сильный, чем пять голливудских картин в основном конкурсе. Во-первых, одно имя небожителя – гарантия интереса к фестивалю по обе стороны Атлантики. Во-вторых, следить за тем, как создатель «Криминального чтива» и «Бесславных ублюдков» по долгу службы отсматривает муторошное кино вроде «Норвежского леса» французского вьетнамца Ань Хун Трана, – ни с чем не сравнимое удовольствие. В придачу ко всему итальянец по отцу Тарантино неплох в венецианских декорациях: только ради того, чтобы понаблюдать его ежедневное дефиле, на Лидо ежедневно собираются толпы зевак.

Возвращенцы


Миссия выполнима. Режиссёр Джон Ву на фестивале получил «Золотого льва» за вклад в развитие мирового кинематографа в жанре экшен. Фото: AFP

Как и у большинства фестивалей такого уровня, у венецианского есть режиссёры-любимчики. На 67‑й «Мостре» в числе «возвращенцев» – уже упомянутые Даррен Аронофски («Золотой лев» за фильм «Рестлер», 2008 г.) с Ань Хун Траном («Золотой лев» за картину «Рикша», 1995 г.). Из этого же ряда режиссёр российского фильма «Овсянки» Александр Федорченко. Его работа «Первые на Луне» в 2005 г. получила приз как лучшая документальная картина в программе Orizzonti.

Вообще «русский дух» в Венеции традиционно силён (начиная с 1962 г. «львов» увозили Андрей Тарковский, Никита Михалков и Андрей Звягинцев). Он не только в «Калинке-малинке», исполняемой неким человеком с балалайкой неподалёку от площади Сан-Марко, или в «Овсянках», но и в «Чёрном лебеде». Гармонии Чайковского в нём льются отовсюду, включая рингтон мобильного телефона главной героини – балерины Нины (Натали Портман). Судьба подарила ей главную партию в «Лебедином озере». И если с образом ангельской Одетты проблем нет, то с демонической Одиллией с самого начала не заладилось. Под присмотром балетмейстера (Венсан Кассель) Нина старательно проращивает чёрные крылья, доводя себя до физического истощения и галлюцинаций, пока, в конце концов, не впадает в безумие. Как рассказал на пресс-конференции Аронофски, ради большего погружения в тему он даже побывал в Москве и Петербурге. Судя по всему, там режиссёру не открыли страшную тайну о том, что «Лебединое озеро» давно ассоциируется в России не с лебедями, а с трауром по вождям и путчами.

Если «Чёрный лебедь», по мнению съехавшихся на Лидо критиков, может претендовать на приз за лучшую женскую роль, то «Овсянки» – картина об исчезнувшем народе меря – способна преподнести сюрприз. По крайней мере, 12‑минутная овация, которую после официальной премьеры в Sala Granda устроила публика, выглядела убедительно.

Тёмные лошадки

«Здесь не угадаешь», – разводит руками Илья Волчек, бывший одессит, а с 1989 года житель крохотного техасского городка Раунд-Рок, в ответ на предложение сделать ставку на победителей. Илья скромничает, хотя мог бы дать фору большинству слоняющихся по Лидо профи. Нынешняя «Мостра» для него двенадцатая: раз в году он устраивает себе десятидневные каникулы на Адриатике. «Раньше я пытался искать логику в решениях жюри, пока не понял, что её просто нет. Здесь ко двору может прийтись и семичасовая тягомотина с подходящим для такого случая названием «Меланхолия», и романтическая история, и фильм о войне в Ливане», – говорит Илья.

По его мнению, которое совпадает с прогнозами уважаемых кинокритиков, претендовать на главных «львов» будет кто‑то из тёмных лошадок, скорее всего, не европейских и не голливудских. Вроде главной надежды латиноамериканского кино чилийца Пабло Ларрайна, снявшего картину «Посмертно» – пронзительную рефлексию на тему сентябрьского переворота 1973 года. Из этого же ряда фильм‑сюрприз, название которого держалось в секрете до последнего момента, – снятая в документальной манере картина китайца Ван Бина «Котлован» об узниках исправительных лагерей. Во время показа не один десяток слабонервных зрителей покинули зал с искажёнными лицами и словами «Только не это!» Наконец, будет удивительно, если без призов останется «Судья Ди и таинственное пламя» – красочная азиатская сказка гонконгца Цуй Харка, которого принято считать одним из любимцев Тарантино.

67‑я «Мостра», открывшаяся импровизацией на тему «Лебединого озера», в субботу закроется внеконкурсной лентой на тему Шекспира. Автор нашумевшей «Фриды» Джулия Теймор представит свою версию «Бури». Говорят, поиск новых смыслов привёл её к смене пола главного героя – Проспер оказался Просперой (Хелен Мирен). Есть ли в кольцевой отсылке к классике глубинный смысл? Мюллер его знает

Кино на воде

У истоков Венецианского фестиваля в 1932 г. стоял граф Джузеппе Вольпи ди Мисурата – министр финансов в фашистском правительстве Муссолини, причём идея получила одобрение самого дуче. Несмотря на прошлое графа, призы за лучшую мужскую и лучшую женскую роли до сих пор называются Кубками Вольпи. Отдельной программой на «Мостре-2010» пройдут экспериментальные фильмы (программа Orizzonti). Во время 67‑го Венецианского кинофестиваля будет показано 86 игровых лент, из них 82 – мировые премьеры. Чтобы назвать участников, отборщикам пришлось просмотреть 4251 картину из 102 стран.

«Мостра»: карта местности

Второй год гости Венецианского кинофорума вынуждены терпеть соседство со «стройкой века» – на фестивальной площади возводят новый дворец. Сдать объект к 2011 году, как было обещано, не удастся – на месте фундамента строители обнаружили залежи ядовитых асбестовых плит. В этом году завсегдатаев «Мостры» огорчила и реконструкция отеля Des Bains, где снимался знаменитый фильм Лукино Висконти «Смерть в Венеции».

Остров Лидо расположен в двадцати минутах морской прогулки на вапоретто – водном трамвае. Большинство киноманов проделывают этот путь дважды в день – в фестивальные дни отели на Лидо по карману далеко не всем. За скромный номер приходится выкладывать 350–400 евро в сутки.

Львы в Венеции и на Лидо – такой же привычный элемент ландшафта, как и местные коты. В 2007 г. именных львов перед Дворцом фестиваля потеснила инсталляция, навеянная фильмом Федерико Феллини «Репетиция оркестра», – чугунный шар разрушает стену, за которой укрылись от грубой реальности музыканты.

Кинопоказы на Лидо в этом году проходят в восьми залах – первый начинается в 8.30, последний – в полночь. Стоимость билетов – от 12 до 40 евро. Особой популярностью пользуется знаменитый кинотеатр без фойе – с улицы зритель сразу же попадает в зал. Этот палаццо также известен уникальной акустикой благодаря деревянным стенам.

Марина Терещенко, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.