Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Машков с Учителем. Рецензия на новый российский фильм

Машков с Учителем. Рецензия на новый российский фильм
В прокат вышел фильм Алексея Учителя «Край» – о том, как тяжело строить мир после войны, а также о любви и паровозах. Лента выдвинута от России на «Оскар» за лучший иностранный фильм
000

В сентябре 1945 года в заброшенный сибирский посёлок приезжает чужак – машинист Игнат (Владимир Машков). «Не дашь паровоз – дальше пойду», – говорит он местному начальнику Колыванову (Алексей Горбунов). «А дальше некуда», – отвечает тот. В самом деле у посёлка красноречивое название Край. Впрочем, за Краем обнаруживается остров, где бродят медведи и стоит ржавый паровоз. «Живой», – радостно бормочет Игнат, обстукивая колёса. У него и имя есть – «Густав». Так его назвала немка Эльза (Аньорка Штрехель), которая прожила в паровозе все четыре года войны. С отцом-инженером они приехали в Сибирь строить мост. Отец погиб, мост разрушен, а о том, что была война, Эльза даже не подозревает. Теперь она помогает Игнату починить мост и перегнать «Густава» в посёлок, где ей совсем не рады, тем более что машиниста Игната там уже ждёт влюблённая в него Софья (Юлия Пересильд).


Не подходи. Героиня молодой немецкой актрисы Аньорки Штрехель за четыре года жизни в лесу хоть и одичала, но осталась человеком

Для большей достоверности Алексей Учитель вместе со сценаристом Александром Гоноровским 109 раз переписывали сценарий. Потом год снимали под Санкт-Петербургом таёжные леса и реки, потратили $15 млн. и в результате получили двухчасовое эпическое полотно – немногословное, но остросюжетное и с надрывом. Режиссёр предложил своё видение послевоенного мира. Где суровый быт, насилие и жестокость хоть и выглядят предельно достоверно, всё же не превращают ленту в боевик, но служат поводом поговорить о том, что люди всегда могут понять друг друга. По крайней мере, попробовать понять.

У каждого героя, и главного, и второстепенных, вроде чудаковатого местного торговца, которого так никто ни разу по имени не называет (Александр Баширов), или приезжающего из райцентра гэбиста по прозвищу Фишман (Сергей Гармаш), за плечами угадывается драма. Всем им хочется тепла, но любить они почти разучились – из-за душевных или физических травм. У Игната случаются припадки из-за контузии, Софья не может иметь детей, у Колыванова нет правой руки. Да и вообще всё население посёлка – ущербные враги народа, либо уже отсидевшие, либо ещё не попавшие в расположенные неподалёку лагеря. Поэтому говорят они мало, но веско, а если что – сразу бьют. По принципу: «Зачем он тебя ударил?» – «Было зачем». Игнат бьёт старшего в бригаде, чтобы показать, кто тут главный. Начальник из центра бьёт местного коменданта Колыванова, чтобы тот не разводил бардак в посёлке. Сам Колыванов ударить никого не может, зато угрюмо грозится со всеми разобраться.


Мишка на севере. По словам Машкова, свободное от съёмок в фильме время медведь Степан ел шпроты и запивал их «колой»

Если не срабатывает силовой аргумент, герои запрыгивают в кабину машиниста и доказывают, кто быстрее. Эффектные гонки на старинных паровозах под прон­зительную музыку не только занимают около трети экранного времени, они служат ещё и метафорами. Например, торжества справедливости: «Говорил, 50 километров не выжму? А здесь сколько?» – показывает Игнат вырванный с корнем прибор, измеряющий скорость и давление. «75, ровно», – с удивлением констатирует гэбешник. – «Рекорд», – зло улыбается Игнат и с размаха опускает тяжёлый прибор на его голову.

Зрителям ещё предстоит оценить старания Алексея Учителя. Российские кинематографисты уже оценили, выдвинув картину на «Оскар». В отборе «Краю» удалось обойти военный эпос Никиты Михалкова «Утомлённые солн­цем. Предстояние», православное историческое полотно «Царь» Павла Лунгина и психологическую драму «Как я провёл этим летом» Алексея Попогребского.

Полный вперёд

Накануне украинской премьеры «Края» Владимир Машков, который, похоже, ещё не вышел из образа немногословного и сурового машиниста Игната, рассказал Фокусу о том, зачем нужно насилие в кино и что делать тем, кто не любит российские фильмы.

– Если «Край» получит «Оскар» – это будет награда Алексея Учителя. Хотелось бы вам получить свой «Оскар»? Тем более в вашем режиссёрском послужном списке два фильма.

– Я снимал какие-то очень личные и эмоциональные вещи, которые хотел донести до зрителя. Первый фильм, «Сирота казанская», о любви к мамам, второй, «Папа», о любви к папам. Сняв их, я выполнил какую-то свою небольшую миссию, отдал долг родителям. А вообще мне нравится быть актёром.

– «Край» – ещё один фильм о войне?

– Люди в форме не всегда признак того, что кино о войне. Наше кино как раз про мир. Это история о том, как прекратить войну, и о том, как люди, у которых сожжена душа, пытаются найти в себе росток любви, уважения к другим людям. Это большая, серьёзная, тяжёлая картина. Потому что задача у кино одна: сделать так, чтобы в жизни стало меньше насилия.

– Вы считаете, что насилие на экране помогает тому, чтобы его стало меньше в жизни?

– Когда человек видит, насколько это отвратительно, и может отличить насилие от любви, – в этом есть и наше достижение. Потому что всё познаётся в сравнении.

– Что бы вы посоветовали посмотреть тем, кто принципиально не смотрит российские фильмы?

– А они из какой страны? Из Мозамбика? Я бы поостерёгся давать такие советы. Если ты не любишь – значит, продолжай не любить, я тебе ничем помочь не могу.

– Ну а тем, кто любит, что бы посоветовали?

– А тем, кто любит, – идите и смотрите всякое кино.

Юлия Куприна, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.