Мастер и подмастерье. ПТУ-шный бум в Украине

Школьники, испугавшись реформ высшего образования, дружно рванули в ПТУ. Фокус выяснил: учиться в училище не страшно и не стыдно

Related video

"Мы самые лудшие" – это единственная запись на странице онлайн‑сообщества одного из столичных профтехучилищ. Еще недавно перспективой попасть сюда пугали двоечников. Такие угрозы звучали и в адрес 10‑классницы из Киева Леры Гордиенко, хотя учится она хорошо.

– Но намного сильнее "бурсы" я боялась 12‑летки, в первый выпуск которой попадала. Что в школе так долго делать? – делится с Фокусом девушка. – А когда вместо экзаменов ввели тесты, обязательные для поступления в вуз, я и вовсе растерялась.

Из трех выпускных 9-х классов в ее школе сейчас остался один – многие ученики в этом году ушли в профтехучилища.– Я ревела, просила маму тоже отдать меня в ПТУ. Мы даже нашли училище ресторанно-гостиничного бизнеса и собрались подавать документы. Но потом в новостях сообщили, что в школы вернули 11‑летку. И я осталась. Буду поступать в вуз любой ценой.

По данным Министерства образования, количество желающих получить профтехобразование в этом году увели­­чилось в разы. Поток студентов был таков, что даже 20 тыс. дополнительных мест, открывшихся в училищах, оказалось мало. Такой ажиотаж вокруг ПТУ закономерен. Во-первых, в этом году в 9‑м классе на 40% выпускников больше, чем в прежние годы. Напугали школьников и образовательные реформы – 12‑летка, которую в итоге отменили, и новые, более сложные правила поступления в вузы.

Остыньте, интеллектуалы

Ничего плохого в пэтэушном буме нет, считают в правительстве. В Кабмине даже разработали законопроект, который поможет ПТУ стать чуть ли не самым востребованным звеном образовательной системы. Необходимость возродить рабочий класс чиновники мотивируют потребностями экономики. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что "экономически активного населения в стране осталось 22,5 млн. человек". Причем каждый шестой из этих миллионов старше 50 лет, каждый 14‑й – перешагнул порог трудоспособного возраста. Работать скоро будет некому, а уж тем более работать руками.

– Водители, строители, слесари, токари и каменщики – вот кто нужен сейчас стране. А специалисты в сфере услуг и общепита вообще вне конкуренции. Между тем еще несколько лет назад в списке престижных профессий рабочие вообще не значились, – рассказывает Фокусу Тимофей Десятов, директор Департамента профессионально-технического образования Минобразования и науки Украины.

Катерине Янчук из Симферополя осталось чуть больше года до окончания университета. Она поступила на экономический факультет, как и многие ее сверстники, по совету родителей. Параллельно Катя учится шить в Киевском высшем профессиональном училище технологий и дизайна одежды.

– Учатся все на юристов‑экономистов, хотят управлять. А ведь некем! – говорит девушка. – Рабочим классом я, правда, быть тоже не хочу, поэтому поеду учиться во Францию. Но уже буду что‑то уметь. В ПТУ интересно и, на удивление, более сложно, чем в институте.

Элитные рабочие

Георгий, попросивший не называть его фамилию, окончил строительную "бурсу" еще в 1987 году.

– Учеба была – не бей лежачего, за все время я только пару раз побывал на лекциях. В дипломе у меня написано "наладчик оборудования", а я понятия не имею – какого.

Таких выпускников, не имеющих понятия о собственной профессии, может стать больше. Согласно законопроекту Кабмина, окончить курс слесаря или швеи можно будет заочно, дистанционно и даже экстерном.

– Заочник-плиточник? Это прекрасно! Он учится по книге, а потом идет домой к чиновникам и тренируется на их кухне, – с нескрываемым сарказмом говорит Светлана Добровольская, директор Киевского высшего профессионального училища технологий и дизайна одежды.

Его называют "островком добра", потому что находится он на островке возле киевской станции метро "Черниговская". Здесь готовят турагентов, экскурсоводов, парикмахеров и швей. В профессию посвящают сразу – это не школа, где до выпускных ученик остается ребенком, в 15 лет здесь он уже студент.

– Я недавно была в районной школе и рассказывала о нашем ПТУ. После урока ко мне подошла преподаватель, говорит: "Зря вы сюда пришли, у нас дети богатых родителей, они в рабочий класс не пойдут!" А я улыбнулась и вспомнила, сколько таких "элитных" пришло к нам в этом году, – рассказывает Людмила Корсак, заместитель директора училища по научно-воспитательной работе. – Родители просто выдохлись пристраивать своих детей в университеты: слишком дорого.

По статистике Минобразования, пэтэушнику найти работу куда проще, чем выпускнику института – 84% молодых рабочих устраиваются сразу после окончания обучения. Согласно законодательным нововведениям, ПТУ должно будет гарантировать студенту трудоустройство. Правда, с этим может выйти конфуз: в 30–40% случаев молодые рабочие теряют должность в течение первого года. В Минобразовании говорят, мол, экономика у нас нестабильная, все претензии к ней.

В туалете кадры не воспитаешь

– Системе трудовых резервов, между прочим, 70 лет! А она все живет. Думаете, просто так? – спрашивает директор киевского училища Светлана Добровольская. – Но чтобы было кому резервы воспитывать, нужна база.

В училищах, как полагается, проблемы с недофинансированием. И новость о том, что согласно законопроекту Кабмина всех детей, а не только сирот, нужно обеспечить питанием, воспринимают с улыбкой. В Киевском лицее сферы услуг уже посчитали, что на обеды для их 400 учеников из благополучных семей потребуется дополнительно порядка 70 тыс. гривен. Директор Любовь Чугаевская вспоминает показательную историю:

– 70 тысяч. Именно столько два года назад нам выделили на капитальный ремонт. 30% мы сразу заплатили подрядчику. А когда пришло время рассчитываться, в городской администрации, которой мы подчинены, развели руками. Денег, говорят, нет. С тех пор два года прошло.

Чтобы привлечь молодежь в ПТУ, постараться придется не только в части финансирования. Детей в стране с каждым годом становится все меньше. По просьбе Фокуса сотрудники Института демографии и социальных исследований НАН Украины сделали прогноз по выпуск­никам 9-х и 11-х классов на ближайшие пять лет. Уже со следующего года количество окончивших школу начнет катастрофически падать. К 2016‑му 15‑летних детей будет всего 381 тыс., а 17‑летних – 410 тыс. И если имидж ПТУ не улучшится, вряд ли они массово пойдут приобретать рабочую специальность.

Светлана Добровольская взяла курс на популяризацию профессионального образования в свои руки. Директор затеяла войну с советчиной на всех фронтах и первым делом занялась стенами.

– Это ведь учебное заведение, а не общественный туалет! Голубое, посмотрите, все голубое вокруг. Ужас! – восклицает директор. – Как только копейка появляется, я пускаю ее на ремонт. Разве можно в этой пошлой советской синеве воспитать нормального человека?

Евгения Даниленко, Фокус